НАУКА О ДУШЕ
или разговор по душам?
Во многих школах психологию как
учебный предмет ввели совсем недавно, а в
некоторых общеобразовательных учреждениях
такого урока нет вовсе.
Нужна ли психология в школе или не нужна — это
спорный вопрос, поэтому мы решили прислушаться в
первую очередь к мнению самих учеников.
Около года тому назад в подмосковной гимназии № 1
г. Мытищи в расписании старшеклассников появился
совершенно новый предмет — в одной колонке с
математикой и биологией стоял урок психологии.
Эксперимент оказался удачным, и уже сегодня
ученики 11-го класса могут сделать
самостоятельные выводы о том, насколько
необходим этот предмет и каким он должен быть.
В СООТВЕТСТВИИ С ПРОСЬБАМИ
Опрос старшеклассников гимназии № 1
доказал, что психология нужна в школе, а вот
оценки совсем необязательны: «Зачем засорять
учительский журнал?» В самом деле, разве можно
поставить человеку «двойку» за необщительность
или замкнутость? Да ему же помочь надо!
Есть столько разных способов: игры,
соответствующие задания. По мнению психологов,
зеркало в квартире — большая ценность: «Вот так
стоишь перед ним и строишь самому себе забавные
рожицы». Оказывается, подобные упражнения
помогают нам избавиться от тяжкого груза — вечно
мешающих комплексов, дают возможность
почувствовать себя более раскованным,
раскрепощенным. В этом и состоят основные
практические задачи психологии.
Теория, к сожалению, не очень-то интересует
молодежь. Строение нейронов, типы темперамента —
это удел профессионалов. Подросткам же гораздо
важнее просто научиться общаться, поэтому
необходимо и уроки психологии проводить в
соответствии с их просьбами и пожеланиями.
ПО ЗАКОНУ ДУШИ
«Для того чтобы общаться, нужно в
первую очередь научиться управлять своими
эмоциями, — считает ученица 11-го класса Алла
Жуковская. — Сохранять самообладание — очень
важно. В школе мы часто переживаем из-за
конфликтов с учителями, одноклассниками. Нервные
срывы и депрессии неизбежны».
Безусловно, стрессы нам ни к чему. Вот только
возникает вопрос: как же управлять этими самыми
эмоциями? Подавлять негативные эмоции в себе, тем
самым накапливая их, нельзя ни в коем случае!
Учительница психологии гимназии № 1 С.П.
Фадеенко: «Избавиться от отрицательных эмоций,
превратить их в положительные не так легко. Этому
нужно учиться. Существуют специальные тренинги,
практические занятия, домашние задания...»
Что касается последнего, мнения психологов и
учеников разошлись. Старшеклассники
категорически против всякого рода домашних
заданий: «Контрольные работы, задания — это
делает урок психологии похожим на урок
математики или физики». А ведь в психологии важны
не интегралы с теоремами и не закон всемирного
тяготения, а закон души человека, его внутреннего
мира, причем каждый закон имеет свою формулу.
Поэтому и к каждому старшекласснику необходим
сугубо индивидуальный подход. Одному достаточно
урока психологии раз в неделю, а другому хотелось
бы побеседовать со специалистом, излить душу,
посоветоваться.
«НЕ ПОУЧАТЬ!»
С.П. Фадеенко: «В школе должен быть
отдельный кабинет психолога, чтобы юноши и
девушки в любой момент могли бы прийти и
поделиться своими проблемами».
К счастью, такой кабинет в нашей гимназии
существует, но почему-то дети ходят туда нечасто.
И дело тут вовсе не в том, что проблем у молодежи
не стало (проблем-то как раз предостаточно). Но
вот, например, ученица 11-го класса Светлана
Куликова убеждена, что труднее всего преодолеть
барьер между подростком и взрослым, так сказать,
перешагнуть возрастную ступень: «Тяжело
довериться тому, кто намного старше тебя. Поймет
ли этот человек тебя правильно? Не станет ли
осуждать?»
Неудивительно, что из-за страха быть непонятыми
подростки довольно редко доверяют своим
родителям.
Старшеклассники выдвинули школьному психологу
определенные требования: «Не поучать! Не «читать
мораль»! Не разглашать конфиденциальную
информацию!» — и еще много всяких «не».
Учительница психологии, в свою очередь, добавила:
«Не стоит также психологу раздавать подросткам
советы направо и налево, необходимо вместе с ними
искать решение проблемы, выход из создавшейся
ситуации».
БЕЗ КИСТИ И КРАСОК
Как правило, молодежь волнуют самые
разные проблемы. По результатам школьного
опроса, на первом месте еще совсем недавно стояла
проблема одиночества. Многие старшеклассники в
тот или иной момент жизни чувствуют себя
беспомощными: «Родители не понимают, друзья
отворачиваются. Нет ни поддержки, ни опоры».
Известно, что для юношей и девушек 15–16 лет друзья
важнее всего прочего, общение необходимо как
воздух. Подросток вне компании — «белая ворона».
Нет друзей — значит, нет уверенности в себе.
Поэтому ученики гимназии единодушно поддержали
идею о проведении уроков психологии, обучающих
искусству общения. Да, именно искусству, так как
общение — своего рода творческий процесс,
который имеет свои заповеди. Прежде всего, нужно
научиться уважать мнение каждого, научиться
слушать и слышать собеседника и т.д.
Следуя этим заповедям, старшеклассники без кисти
и красок рисуют свой психологический портрет и
стремятся подражать ему, время от времени
совершенствуя этот образ, внося новые идеи.
УСТУПКИ УЧИТЕЛЯ
Опросив двадцать пять
старшеклассников, мы выяснили, что самым
интересным для них является самопознание,
«расшифровка» своего характера с помощью
различных игр: «На уроке психологии мы
высказываем в игровой форме свои мнения друг о
друге. Здесь главная задача — не обижаться, а
принять во внимание как свои достоинства, так и
недостатки».
А восемь учеников 11-го класса решили, что самое
важное на уроке — это тренинги, именно они учат
подростков управлять своими эмоциями, общаться
друг с другом.
Таким образом, в нашей гимназии урок психологии
планируется не столько учителем, сколько самими
учениками. Мнение подростков играет здесь
главную роль, поэтому школьному психологу
приходится идти на уступки: и теорией не слишком
обременять, и оценки не ставить, и домашние
задания не задавать, и контрольные не проводить.
И это совершенно логично, так как не
преподаватель, а сам старшеклассник — хозяин
своей души, а значит, многое зависит от его
пожеланий, поэтому уроки психологии проводятся в
абсолютно свободной и непринужденной манере.
Старшеклассники с удовольствием делятся своим
опытом с учениками младших классов, потому что
наукой о душе человеческой нужно интересоваться
с самого детства...
Марианна ВИШНЕВСКАЯ,
ученица 11-го класса гимназии № 1,
г Мытищи, Московская обл.
|