Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Дэвид Турнер
СПб.: Питер, 2002

Еще одна «Питерская» книга из серии «Эффективный тренинг» претендует на место на наших книжных полках. Советовать трудно, но, пожалуй, стоит выделить ей там местечко. Этот совет я прежде всего адресую тем, кто любит и умеет творчески работать с готовым материалом: осмыслять его в свете собственных задач, адаптировать, черпать интересные идеи и преломлять в собственной практике и т.д.
Книга полностью соответствует своему названию: это настоящее практическое руководство, выполненное тщательно и грамотно. Даются и краткая теория, и рекомендации по применению, и модификации, и развернутое описание каждого приема, и все необходимые раздаточные материалы. Беда в одном: в адресате.
Пособие ориентировано не на психолога образования, а на специалиста в области организационной психологии или персонал-менеджера. Ролевая игра рассматривается в нем как очень эффективный и действенный метод обучения персонала навыкам делового и межличностного взаимодействия, организационного поведения, решения конфликтных ситуаций.
Автор приводит удобную практическую типологию ролевых игр, описывает основные принципы их создания (или модификации). Вообще за каждым словом чувствуется, что называется, рука мастера.
Книга практически полностью посвящена описанию ролевых игр. Они сгруппированы в шесть рубрик, пять из которых содержат описание ролевых игр определенной направленности: «Ведение переговоров», «Аттестация», «Вопросы дисциплины», «Обиды», «Вопросы управления». Предложенные игры помогают участникам научиться конструктивно вести себя в различных ситуациях делового взаимодействия.
В самом начале книги дается краткое описание каждой игры: время, число участников, получаемые навыки, краткое содержание. А в самих главах приводится весь необходимый раздаточный материал, инструкции для всех и частные инструкции для каждого участника ролевого действия.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина детской подростковой одежды "Hameleon". Верхняя зимняя и демисезонная одежда для девочек и мальчиков - такие модели как пальто, куртки, парки, ветровки, жилетки, комбинезоны, плащи, а также школьная форма. Широкий выбор современной одежды, акции и скидки, доступные цены, обмен, возврат и гарантия. Переходите на сайт магазина http://hameleon.com.ua и выбирайте качественную и красивую одежду для Ваших детей!

Многие игры относятся к разряду действ, в отечественной практике получивших название «игры с подвохом». Суть их в том, что частные инструкции для участников содержат информацию, которой они руководствуются в своих действиях, но могут не раскрывать их сути другим игрокам.
Шестая, последняя глава называется очень привлекательно: «Пятиминутные ролевые игры для развития навыков непосредственного межличностного общения». И действительно, она содержит интереснейший методический материал. Короткие сценарии ролевых игр включают ситуации, ежедневно встречающиеся на рабочем месте. Эти игры дают возможность совершенствовать навыки общения (убеждать, слушать, формулировать вопросы, оказывать воздействие, давать обратную связь, контролировать ход беседы). Их можно вводить в начале серии тренингов, чтобы дать участникам возможность почувствовать «вкус» ролевых игр, помочь избавиться от неуверенности. Их можно использовать как иллюстративные примеры при проведении семинаров и круглых столов по тем или иным проблемам. Вот только некоторые названия: «Опоздание с обеда», «Жалоба клиента», «Ранний уход с работы», «Кружок любителей кофе».
Все рекомендации по проведению ролевых игр универсальны. Большинство сценариев могут быть творчески переработаны в продукт, полезный школьному психологу. В целом — это полезная и интересная книга.

Марина БИТЯНОВА