Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2002
ВОСПИТЫВАЕМ ТЕРПИМОСТЬ


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ВОСПИТЫВАЕМ ТЕРПИМОСТЬ

Предлагаем вашему вниманию занятия, присланные на конкурс «Урок толерантности»

Толерантность к проявлению чувств другими людьми

Занятие для восьмиклассников

Предлагаемое занятие является частью авторского курса по предмету «Психология».

Цели

Осознание отличия картины мира другого человека от нашей картины мира.
Признание права другого быть непохожим на нас.
Понимание ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения.

Вводная часть

Упражнение «Гончарная мастерская»

Участники рассаживаются по кругу, ведущий просит их закрыть глаза, сосредоточиться на своих ощущениях и представить гончарный круг, который вращается в определенном ритме, подчиняясь их желаниям... Он может крутиться быстрее или медленнее...
Ведущий. Оглядитесь, осмотрите мастерскую, в которой вы находитесь. Глаза открывать не надо: представьте все мысленно. Достаточно ли в ней света, инструментов?
Какие ощущения вы испытывали, когда взяли глину в руки? Почувствовали ли вы отдачу глины, ее тепло, влажность, податливость, упругость, мягкость? Какие чувства вы испытали, когда лепили? Что получилось? Как изменились ваши чувства, после того как работа была закончена? Что вы теперь испытываете? Удалось ли вам реализовать первоначальную идею? Каково ваше отношение к результату труда? Что с ним можно делать, каково будет его применение?

После выхода из состояния релаксации происходит обсуждение возникших чувств, фиксируется многообразие возникших образов.

Основная часть

Далее ведущий предлагает участникам попробовать на сегодняшнем занятии заняться настоящей лепкой, причем «глиной» будут выступать другие участники. Выполняющий упражнение станет не гончаром, а скульптором.
Учащиеся обсуждают, чем скульптор отличается от гончара.

Сказка «Скульптор и глина»

Далее участники слушают сказку.

В одной сказочной стране у короля Творца и королевы Музы родилась дочка. Все ожидали, что она поразит мир своей красотой, но вопреки всем прогнозам родилась Глина. Родители ее очень любили, старались защитить от людской молвы и острых языков и поэтому никому не показывали. Они холили и лелеяли ее, но вот пришла пора выдавать Глину замуж. Много скульпторов приходило во дворец, надеясь заполучить ее руку и сердце. Однако все они получали отказ отца Глины.
— Почему ты всех их отвергаешь, — спрашивала Муза Творца, — ведь в каждом из них столько фантазии и вдохновения. Женихи готовы подарить их нашей дочери.
— Да, — отвечал мудрый король, — у каждого скульптора есть и фантазия и вдохновение, но ни один из них не любит Глину. Они не видят ее, а замечают только собственную значимость и талант, и поэтому не будет радости моей дочери в таком союзе.
И в один прекрасный день во дворце появился скульптор, который на первый взгляд ничем не отличался от своих предшественников.
— Зачем ты пришел? — спросила Глина. — ты тоже, как и другие, хочешь жениться на мне и получить в наследство наше королевство, чтобы люди называли тебя творцом, как сейчас называют моего отца?
— Мне не важно, как будут меня называть, мне не нужен титул Творца, я пришел, потому что полюбил твою пластику.
— Ты что, смеешься надо мной? Я же бесформенная глина.
— Нет, я уже вижу твою чудесную пластику и люблю ее.
— Вот достойный скульптор, — сказал Творец, — он смог увидеть в еще бесформенной Глине пластику и красоту, а значит, в их союзе обязательно родится гармония.

Упражнение «Скульптор и глина»

Выходят двое участников, один становится глиной, другой — скульптором. После того как скульптура будет закончена, скульптор должен найти себе место в собственной скульптуре. При этом оба первых участника становятся глиной для третьего участника, тоже выступающего в роли скульптора и т.д.
При обсуждении ведущий задает следующие вопросы.
Скульптору:
Нравится ли тебе твоя скульптура? Какое чувство, важное для тебя, она выражает?
Как ты думаешь, все ли участники твоей скульптуры чувствовали себя уютно?
Кто из участников скульптуры, как тебе кажется, точнее всего передал твое чувство?
Что ты чувствовал, когда следующий скульптор менял твою скульптуру?

Глине:
Какие чувства ты испытывал?
Кем приятнее быть — глиной или скульптором?
Как изменились твои ощущения от собственной скульптуры, после того как ее переделал следующий скульптор?
В какой скульптуре ты чувствовал себя наиболее уютно?
Какая скульптура больше всего тебе понравилась?
Хотелось бы тебе теперь внести изменения в свою скульптуру? Какие?

Итоговое обсуждение

Ведущий задает следующие вопросы:

  • На что должен ориентироваться скульптор — на собственную идею или свойства, особенности глины?

  • Можно ли достичь гармонии этих компонентов творчества?

  • Как разглядеть пластику в еще не оформившейся глине?


Как пережить обиду?

Занятие для шестиклассников

Цели

Развитие эмпатии.
Развитие толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.
Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
Отработка эмпатийного слушания, понимания и принятия чувств другого человека.
Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

Ведущий предлагает участникам обсудить ситуации, когда младшие подростки нуждаются в поддержке (общение в кругу). В ходе обсуждения выявляется способность участников понимать себя и свои чувства.

Упражнение в кругу «Импульс»

Ведущий предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

Упражнение на невербальную поддержку

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».
Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» — что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?

Упражнение «Закончи фразу»

Ведущий предлагает участникам закончить фразы:

  • Простить — это...

  • Когда мне отказывают в моей просьбе, я...

  • Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...

Организация «обратной связи»

Ведущий. Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться следующих правил:

1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» — под запретом.

Упражнение «Дружелюбное требование» (рефлексия обратной связи)

Ведущий предлагает высказать свое недовольство кем-либо в дружелюбной форме.
Все сидят в кругу. Один участник подходит к своему обидчику и старается высказать ему свои претензии. При этом он старается не оскорбить этого человека.
Остальные участники слушают, предлагая свои варианты высказываний.

Упражнение «Копилка обид»

Участникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой?
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.
Ведущий. Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды.

Домашнее задание

Понаблюдай за окружающими: как разные люди реагируют на обиду. Проанализируй, достигают ли их реакции цели.

В заключение проводится ритуал окончания занятия.

Максим ДЕМИДЕНКО,
кандидат психологических наук,
старший преподаватель
кафедры психологии образования
Самарского государственного
педагогического университета

Ольга КУЛЬКОВА,
ведущий специалист Центра социально-
психологической помощи «Семья»
Железнодорожного района,
г. Самара

ЛИТЕРАТУРА:

1. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.
3. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, ИТ, 1999.