Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОСНОВЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ОСНОВЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В.Г. Ромек
Ростов-н/Д: Южно-Российский гуманитарный институт, 2001

Большинство книг по психотерапии и консультированию, наводнившие рынок в последние годы, представляют собой работы иностранных авторов, переведенные на русский язык.
Все эти книги можно разделить на три категории.
Первая — классические и малоизвестные книги знаменитых своими исследовательскими и практическими достижениями психотерапевтов, основавших собственные направления.
Вторая — это книги, в которых описывается практический опыт или конкретные терапевтические техники. Эти работы обычно написаны терапевтами, практикующими в рамках какого-либо известного направления.
Третья — учебные пособия или руководства, в которых излагаются теоретические основы различных направлений консультирования и психотерапии и методы, в них используемые (см. например: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000; Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000).
Эти книги насыщены различными клиническими примерами, которые, к сожалению, не всегда соотносятся с реалиями нашей жизни.
Книг же отечественных специалистов в этой области почти нет. И уже поэтому книга Владимира Ромека представляет собой большую ценность. Кроме этого, она интересна тем, что посвящена широко распространенной на Западе поведенческой психотерапии.
Отечественные психологи, будучи увлечены гуманистической психологией и психотерапией, забыли об огромном количестве эффективных и удобных в применении методов, опирающихся на строгую научную теорию. Видимо, это следствие советской привычки ругать бихевиористов за их «бездушный», механистический подход к человеку.
Книг, посвященных поведенческой психотерапии, издается очень мало. Так что предлагаемая книга является очень своевременной.
В ней систематически излагаются все достижения и разработки поведенческой психотерапии вплоть до последнего времени.
Первая глава посвящена теоретическим основам поведенческой психотерапии.
Во второй главе излагаются теории, связанные с так называемым «когнитивным поворотом» в психологии поведения: теория моделирования А. Бандуры, теория каузальной атрибуции Дж. Роттера и теория выученной беспомощности М. Селигмана. На забыты и психотерапевты когнитивного направления: А. Эллис, А. Бек и Д. Мейхенбаум.
В третьей главе подробно рассматриваются вопросы, связанные с диагностикой и анализом поведения. Анализируются также особенности отношений психотерапевта и клиента, специфика протекания терапевтического процесса, его продолжительность и эффективность.
Последняя глава посвящена использованию поведенческой психотерапии в групповой работе. Особый интерес вызывает раздел «Тренинг медиаторов: педагогический тренинг», где речь идет о работе с родителями проблемных детей.
Книга написана простым языком, содержит множество примеров и методов для практической работы. Сожаление вызывает лишь мизерный тираж этого издания.

Александр ШАДУРА