Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2002


НАВСТРЕЧУ КОЛЛЕГИИ
Подборка материалов по проблемам психологической службы

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аналитический доклад

Назвать себя соавтором этого документа, наверное, было бы слишком нескромно. А в соучастии придется сознаться, никуда не денешься — участвовал. Так что готов принять на себя частичную ответственность за последствия составления этого текста.
Вот только не знаю, какие это будут последствия, поскольку статус доклада остался для меня неясен. Семинар по его подготовке, упоминаемый в тексте, состоялся в начале марта в Санкт-Петербурге по инициативе Национального фонда подготовки кадров. В дальнейшем доклад должен был попасть на стол к министру образования и его заместителям, так что теперь модернизация системы образования должна вестись с его учетом. Что ж, хотелось бы...
Хотелось бы, потому что многие важные вещи названы здесь своими именами, а многие неважные не названы вовсе. Впрочем, пересказывать доклад нет смысла, он перед вами целиком и полностью.
Марк САРТАН

ВВЕДЕНИЕ

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-педагогическая медико-социальная помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать сопровождение и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность — эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

Таким образом, в современной социальной ситуации констатируется необходимость в дальнейшем развитии подсистемы специализированной деятельности в системе образования, обеспечивающей действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка. Такие проблемы могут иметь врожденную предопределенность, носить социальный характер или быть порождены непосредственно самим образовательным процессом. Наличие деструктивных проблем не только мешает гармоничному развитию ребенка, но и часто ограничивает его образовательные возможности. Складывающаяся разнообразная практика комплексной помощи призвана гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Подсистема, ставшая предметом анализа на семинаре, в настоящее время в России создана и функционирует как необходимая составная часть систем дошкольного, общего и специального образования. Ее предметом выступает комплексная помощь в образовательном процессе, которую оказывают ребенку различные специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, специальные педагоги, дефектологи, логопеды, валеологи, школьные медицинские работники и т.д.). Специфика данного вида помощи обусловлена ориентацией на антропологический и гуманистический подходы, для которых характерно понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь направлена на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития.

Анализируемая система наиболее интенсивно развивается последние 10 лет. Сегодня во всех регионах констатируется значительный рост востребованности комплексной помощи со стороны детей, родителей, педагогов, администраторов. Таким образом, мы имеем дело с реально существующей системой, которая, как и вся система образования, нуждается в конструктивных изменениях.

В условиях же реализации программы модернизации российского образования можно прогнозировать существенное увеличение общественного запроса в отношении услуг специалистов, служб, центров комплексной помощи (поддержки, сопровождения, консультирования).

Это обусловлено рядом обстоятельств.

Прежде всего, становится очевидным, что в современной массовой образовательной практике не сложились достаточные условия для обеспечения равных прав на качественное образование ученика в соответствии с его индивидуальными образовательными возможностями. Никакие современные образовательные технологии не позволяют говорить о 100%-ных реальных гарантиях доступа к качественному образованию всех детей.

Также очевидно, что процесс модернизации образования сам по себе создаст целую серию ситуаций, которые могут стать источниками сложных личностных проблем развития: переход на систему единого государственного экзамена, профилизация в старшей школе, необходимость массового освоения иностранного языка или компьютерной грамотности и т.д.

Общие задачи модернизации образования не могут быть решены исключительно за счет модернизации содержания образования. Процессы изменения целей и содержания должны быть идеологически и технологически дополнены многими значимыми компонентами, в том числе и подсистемой комплексной помощи ребенку в решении задач и проблем развития.

ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сегодня в России констатируется существенное многообразие форм институализации комплексной помощи ребенку. Становление тех или иных моделей продиктовано региональными условиями (запросом, ресурсами, традициями и т.д.).

Очевидно, что складывающаяся система возникает, прежде всего, на основе существующей системы (служб) практической психологии, интегрирующей в себя специалистов других профилей.

Основанием анализируемой системы могут служить, в частности, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития учащихся в образовательном процессе; службы и структуры педагогической поддержки учащихся, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-социальные консультации, профориентационные центры, центры психолого-педагогической реабилитации, психолого-медико-педагогические комиссии и т.д.

Сложившееся многообразие стало результатом, с одной стороны, естественного поступательного эволюционного развития системы, с другой стороны, следствием концептуальной неопределенности и управленческой рассогласованности.

Тем не менее, в современных условиях, определяемых в том числе и принятием программы модернизации российского образования, складываются достаточные основания для становления единой культуры осуществления деятельности, направленной на оказание специализированной комплексной помощи ребенку в образовательном процессе. Становление этой культуры (в рамках педагогической антропологической и гуманистической психологической парадигмы) является залогом и гарантом для разработки стратегической программы развития системы психолого-педагогической медико-социальной помощи.

Предметом деятельности специалистов складывающейся системы, таким образом, становятся:

— предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в образовательном процессе;
— влияние на формирование гуманных образовательных отношений в школе, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
— помощь ребенку в решении актуальных задач, предупреждении и решении проблем развития (проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, учебные затруднения, проблемы социально-эмоционального и личностного характера и т.д.)

Логика оказания комплексной помощи ребенку требует начинать работу с предупреждения возникновения острых проблем его развития, и делать это в наиболее естественной среде жизнедеятельности ребенка: вместе с его родителями, педагогами, одноклассниками, друзьями. Ключевым специалистом «в первом круге помощи» выступает классный руководитель (классный воспитатель), оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Опыт подсказывает, что эффективность помощи этого уровня возрастает, если к ней подключается педагог-психолог, курирующий конкретный класс или конкретного ребенка.

Проблемы, нерешенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур: отдельных специалистов системы помощи и сопровождения, их объединений (службы, психолого-педагогические консилиумы и т.д.) в образовательном учреждении.

Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб, чаще всего развивающихся как независимые образовательные учреждения.

Таким образом, система комплексной помощи поэтапно выстраивается во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи и консультированию.

В качестве основных законодательных актов, на которые в настоящее время опирается система комплексной помощи (сопровождения, поддержки), можно назвать следующие:

— Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867);
— Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636).

Практика формирования региональных моделей построения сети комплексной специализированной помощи ребенку в образовательном процессе развивается, с одной стороны, как национальный самобытный опыт, с другой — принципиально согласуется (и находит постоянную поддержку) с международной практикой психолого-педагогического медико-социального сопровождения (консультирования, помощи, поддержки) детей в системе образования. Важно подчеркнуть, что сегодня в мире нет ни одной страны с развитой образовательной системой, которая бы функционировала без опоры на подобные службы комплексной помощи детям, их родителям и педагогам.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

При выработке дальнейшей стратегии развития системы комплексной специализированной помощи детям в образовательном процессе должны быть учтены три сложившиеся тенденции:

— стремление к унификации опыта и выстраиванию единой для всех регионов модели служб помощи (при этом берутся за основу служба практической психологии, ППМС-центры);
— ориентация на строгую специализацию сферы деятельности возникающих служб и центров (например, создание центров сопровождения только для детей с асоциальным поведением или консультаций для детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях);
— утверждение права образовательных учреждений, региональных образовательных систем выстраивать такую сеть служб и центров комплексной помощи учащимся в образовательном процессе, которая была бы продиктована образовательными запросами и возможностями, а также имеющимися ресурсами в конкретной школе или регионе.

Наиболее целесообразной представляется третья тенденция — как наиболее практико-ориентированная и согласующаяся с основными концептуальными положениями программы модернизации.
Дальнейшее развитие системы комплексной помощи в рамках реализации программы модернизации должно обеспечить многообразие форм организации и деятельности при сохранении единства новой культуры.

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ

К наиболее острым проблемам современного состояния системы комплексной специализированной помощи следует отнести следующие.

1. Ограниченность нормативной базы. Положение о центрах психолого-педагогической медико-социальной помощи ограничивает спектр деятельности таких центров, а также рассматривает их как образовательные учреждения, реализующие образовательные программы. К сожалению, в результате повсеместно распространилась практика, когда образовательные программы в этом аспекте деятельности понимаются чрезвычайно узко и подменяются исключительно обучающими программами.
Положение о службах практической психологии, с одной стороны, предоставляет возможность для интеграции специалистов различного профиля (социальных педагогов, педагогов-психологов, специальных педагогов, логопедов, валеологов, школьных медицинских работников и т.д.), с другой стороны, создает противоречивую ситуацию, утверждая приоритет одного из направлений помощи (а именно психологической).
Ограниченность нормативной базы не только тормозит развитие центров и служб комплексной помощи ребенку, но и влияет на качество труда и профессиональное благополучие каждого специалиста, включенного в систему. Очень часто специалисты вынуждены пользоваться устаревшими функциональными характеристиками своей деятельности, которые принципиально не соответствуют гуманистическим и антропологическим принципам.

2. При общей декларации значимости комплексной специализированной помощи ребенку, деятельность по оказанию этой помощи (поддержки, сопровождения) оказывается недостаточно включенной в общий управленческий контекст современной образовательной ситуации: эта деятельность практически не учитывается в процедурах аттестации и аккредитации, потенциал специалистов мало используется при организации экспертизы образовательных условий, мониторинга качества образования.

3. Концептуальная и организационная неопределенность системы приводит к нарастанию дублирующих функций как в самой системе комплексной помощи, так и в отношении стремления управленческих структур вводить все новые и новые виды профессиональной деятельности в контекст образовательного процесса, перегружая тем самым педагогов-практиков.
Эта же проблема проявляет себя и в низкой межведомственной координации в деятельности различных специалистов, служб, центров, что, с одной стороны, ведет к дублированию действий, с другой — снижает ответственность профессионалов, с третьей — минимизирует эффективность за счет увеличения количества и удорожания используемых ресурсов.

4. Не сформирована сеть (отсутствуют ясно выраженные связи по вертикали и по горизонтали) служб и центров, осуществляющих различные виды помощи детям, педагогам и их родителям. Можно говорить также о неразвитости ассоциативных (межпредметных) связей между специалистами в данной сфере; разобщенность специалистов ведет к ухудшению качества работы, снижению темпов развития профессионализма.

5. Педагоги-психологи, социальные педагоги, специальные педагоги, работающие в образовательных учреждениях, в составе служб и центров специализированной комплексной помощи ребенку, испытывают острую нехватку практико-ориентированных эффективных программ (технологий, технологического инструментария). В большинстве случаев специалисты вынуждены заниматься самостоятельным конструированием такого инструментария, что часто приводит к снижению качества работы, неоправданным затратам времени, подмене практической работы научно-исследовательской.
В настоящее время ни в России в целом, ни на уровне регионов не сложился достаточно авторитетный научно-методический центр, создающий стандартизированное и сертифицированное технологическое обеспечение для системы. В то же время такие попытки предпринимаются в отдельных регионах, и при определенном централизованном внимании и поддержке такие центры могут стать основанием для построения качественной сети научно-методического обеспечения системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся.

6. Острой проблемой является недостаточная квалификация кадров, вовлеченных в оказание помощи детям с проблемами. Устаревшие стандарты подготовки специалистов тормозят развитие профессионализма. Проблема усугубляется сохраняющейся тенденцией сужения психолого-педагогической компетентности в области проблем развития ребенка у выпускников педагогических институтов.

7. Ограниченность финансовых ресурсов системы образования зачастую приводит к практике первоочередного сокращения численности специалистов (служб, центров) системы комплексной педагогической помощи. Очевидно, что кризис бюджетного финансирования не должен стать причиной необдуманного сокращения численности служб и центров сопровождения. Однако процесс развития системы из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей должен стать планомерным: превратиться в область обдуманной стратегической образовательной политики, в которой четко определены цели и критерии развития системы сопровождения, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.

НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ЛОГИКЕ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Логика действий может быть продиктована соблюдением следующих принципов:

— процесс модернизации не должен привести к снижению уровня образовательного благополучия детей и их семей; должно быть обеспечено предупреждение возникновения проблем и их оперативное решение;
— необходимо сохранить тенденции к развитию системы на основе накопленного опыта: система комплексной связи нуждается не в разрушении или принципиальной реорганизации, а в упорядочивании и развитии интегративных связей;
— система комплексной помощи ребенку должна стать гарантом «разгрузки» образовательного процесса, использования в образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий.

На федеральном уровне

1. Сформировать заказ на разработку концепции и федеральной программы развития системы комплексной специализированной помощи ребенку в образовательном процессе, предполагающей поэтапное развитие системы.

2. Сформировать и разместить заказ на мониторинговое исследование современного состояния службы комплексной помощи ребенку в образовательном процессе в различных регионах: востребованность услуг, институциональное развитие, квалификация кадров, технологическая обеспеченность.

3. Обновить нормативную базу системы комплексной помощи ребенку, отразив в ней реалии современного этапа модернизации российского образования:

— разработать и ввести новое положение о службах и центрах комплексной помощи ребенку (изменить Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636);
— разработать и ввести новые профессиональные функциональные нормативы, связанные с работой специалистов;
— изучить современное ресурсное нормативное обеспечение системы; ввести целесообразные изменения в соответствующие положения;
— изменить положения об аттестации и аккредитации образовательных учреждений, введя в стандарт условий требование развития системы комплексной помощи ребенку в образовательном учреждении; ввести практику обязательного включения специалистов системы комплексной помощи ребенку в состав аккредитационных комиссий.

4. Обеспечить управленческую вертикаль развития системы, реорганизовать отдел практической психологии и охраны здоровья детей в Министерстве образования РФ. Создать федеральный научно-методический центр (центры), ответственный(е) за реализацию федеральной программы развития системы сопровождения. Центр может быть создан не в Москве, а в одном из регионов, имеющих достаточные для этого ресурсы.

5. Стимулировать в рамках развития опытно-экспериментальной работы (Федеральные экспериментальные площадки — ФЭП) процесс разработки вариативных моделей организации служб, центров, региональной сети комплексной помощи ребенку.

6. Внести изменения в стандарт и программы подготовки в системе высшего образования специалистов для системы комплексной помощи ребенку в образовательном процессе. Разработать и ввести новые сертификаты специальностей для службы комплексной помощи ребенку.

7. Изучить возможности повышения квалификации и переподготовки кадров для системы комплексной помощи, проанализировать имеющиеся образовательные программы. Разработать и реализовать федеральную программу переподготовки и повышения квалификации кадров для системы комплексной помощи развитию ребенка.

8. Объявить конкурс (разместить заказ) на разработку (систематизацию), стандартизацию и сертификацию технологического инструментария системы комплексной помощи ребенку.

9. Поддерживать дальнейшее развитие международного сотрудничества в области оказания ребенку комплексной помощи, прежде всего в аспекте взаимодействия на уровне построения целостных региональных систем сопровождения.

10. Сформировать и разместить заказ на создание единой информационной базы системы комплексной помощи ребенку, обеспечить возможность оказания дистантной поддержки детей, родителей и педагогов (прежде всего — из удаленных районов).

11. Сформировать и разместить заказ (в том числе и через систему ФЭП) на разработку и реализацию эффективных программ предупреждения возникновения острых проблем развития ребенка. К таким программам могут относиться:

— предупреждение учебных затруднений в школе (на уровне начальной школы);
— помощь детям в осуществлении выбора профиля обучения;
— помощь в стрессовой ситуации (включая школьные экзамены);
— профилактика и педагогическая коррекция агрессивного поведения детей и подростков;
— сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе;
— профилактика безнадзорности детей и подростков;
— работа с детьми из семей мигрантов;
— работа с детьми, которые были вовлечены в вооруженные конфликты;
— психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение детей-сирот
и др.

На региональном уровне

1. Реализовать мониторинговые исследования состояния региональной системы комплексной помощи ребенку в образовательном процессе.

2. Разработать и приступить к реализации долгосрочной поэтапной программы создания региональной модели системы комплексной помощи ребенку (с учетом региональных традиций, опыта, проблем и ресурсов).

3. Выстроить региональную сеть комплексной помощи с выраженной вертикалью, то есть с подчиненностью единому региональному центру (как вариант — региональному центру комплексной помощи ребенку).

4. Предусмотреть создание единой управленческой вертикали и информационной системы в структуре региональных отделов и научно-методических центров по комплексной помощи детям.

5. Принять меры по обеспечению межведомственной координации в решении наиболее острых деструктивных проблем развития ребенка.

6. Разработать и реализовать региональную программу подготовки и переподготовки кадров для системы комплексной помощи ребенку в образовательном процессе.

7. Учитывать наличие специалистов, служб, центров помощи при осуществлении общей оценки деятельности того или иного образовательного учреждения. Ввести необходимые изменения в практику аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

8. Использовать потенциал специалистов системы комплексной помощи при осуществлении процедур разработки, мониторинга и экспертизы образовательных программ и проектов, при проектировании образовательных сред учреждений образования и образовательных систем.

На муниципальном уровне

1. Способствовать становлению и развитию муниципальных центров комплексной помощи развитию ребенка, обеспечить интеграцию деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и названных центров.

2. Стимулировать развитие внутренних систем предупреждения проблем и первичной комплексной помощи на уровне каждого образовательного учреждения.

3. Обеспечить мониторинг общественного запроса на услуги системы комплексной помощи ребенку, прежде всего в контексте решения задач модернизации системы образования. Результаты мониторинга оформлять в заказ службам и центрам сопровождения, обеспечить переход на договорные отношения между муниципальными центрами помощи ребенку и образовательными учреждениями.

4. Обеспечить возможность включения в единую региональную, федеральную информационную систему служб комплексной помощи детям.

На уровне образовательного учреждения

1. Разработать и ввести систему предупреждения проблем и систему помощи в случае их возникновения — через осуществление педагогической поддержки учащихся силами классных воспитателей, сопровождение учащихся специалистами служб и центров психолого-педагогической медико-социальной помощи ребенку.

2. Ввести практику обязательной экспертизы образовательной программы школы (программ развития, проектов) силами независимых специалистов системы комплексной помощи ребенку.