Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ПОКОЛЕНИЕ НЕВНИМАТЕЛЬНЫХ

Чтобы узнать о том, какие факторы влияют на формирование у ребенка дефицита внимания и какую помощь ему могут оказать учителя, психологи и родители, мы обратились к доктору психологических наук, заведующей лабораторией нейропсихологии МГУ Татьяне АХУТИНОЙ

Недостаточность развития механизмов внимания — проблема, которая есть у подавляющего большинства современных детей. Почему это происходит?

Действительно, сейчас учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают ее с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания.
Причин может быть несколько. Ученые склонны предполагать, что, возможно, существуют некоторые циклические процессы в развитии детской популяции. Был период акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития, в частности увеличение роста. Сейчас статистика во всем мире показывает, что этот процесс остановился или даже пошел вспять.
Безусловно, нарушения в развитии детей связаны с общей неблагополучной ситуацией в мире. В нашей стране, если учесть и экологию, и стрессы, и экономические условия, эти нарушения выражены сильнее.
Предшествующая благоприятная полоса в развитии детей привела к интенсификации программ обучения.

А что при этом происходит с вниманием?

Внимание проявляется в возможности сосредоточиться на задаче. Если рассматривать этот процесс с точки зрения нейропсихологии, то можно сказать, что в это время происходит взаимодействие лобных отделов мозга с глубинными, отвечающими за активацию или торможение коры. И они вместе избирательно активируют те или иные участки мозга. Поэтому мы можем, к примеру, сосредоточенно писать, не обращая внимания на то, что делается вокруг.
Для формирования устойчивого внимания надо, чтобы глубинные отделы работали достаточно хорошо, а они-то как раз больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность ребенка, его возможности в поддержании бодрствования.
Другой «составляющей» внимания являются лобные отделы. Их зрелость наступает к 18 годам у девочек и к 21 году у мальчиков. И любые проблемы, например травмы, недостаточное питание, будут отражаться на формировании лобных отделов головного мозга.
Эти отделы выступают организаторами и дирижерами поведения: они должны слаженно взаимодействовать с другими отделами мозга. Таким образом, мы видим, что функция внимания зависит как от зрелости эволюционно ранних отделов мозга, подвергающихся большому риску во время раннего развития, так и от зрелости отделов, которые формируются достаточно поздно и требуют постоянной тренировки.
Дело в том, что мозг «достраивается» в ходе активной работы и количество нервных клеток увеличивается в процессе развития ребенка от рождения до года. В это время активно идет рост нервных связей, часть из которых впоследствии отмирает. Это естественный процесс, который можно уподобить тому, как прокладываются дорожки к новому дому. Сначала к нему может вести множество тропинок, а потом из этого множества выбираются две-три удобных, а все остальное зарастает травой.
Если ребенок в период своего раннего развития не получает достаточно информации извне, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация.

Но ведь сейчас стало гораздо больше ярких вещей, игрушек... Почему это не сказывается позитивно на развитии ребенка?

Для того чтобы ребенок начал активно манипулировать игрушкой, у него должен быть достаточный энергетический тонус, а это зависит от его контакта с матерью. Когда ребенок контактирует с мамой, у него появляется комплекс оживления. Именно тогда восприятие игрушки оставляет яркий след в его мозгу. Ребенок должен постоянно получать эмоциональную (когнитивную) подпитку, и тогда он лучше развивается и эмоционально, и когнитивно.
Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребенком.

Что еще негативно сказывается на развитии современных детей?

Современный ребенок начинает довольно рано смотреть телевизор. А это всего лишь пассивное слежение за тем, что происходит на экране. Тогда как ребенку нужна активная вовлеченность в события. Даже когда мы просто читаем ребенку книгу, это сопровождается дополнительным взаимодействием на уровне жестов, интонации и даже вопросов. Мама отслеживает, насколько прочитанное понятно, интересно.
У детей, которые с детства сидят перед телевизором, не развивается речь, мышление. Ведь ребенок воспринимает речь во взаимодействии со взрослым и в игре.
Какую бы функцию мозга мы ни взяли, есть специальные игры, которые ее развивают. Возьмем элементарную игру в прятки. Мама закрывает лицо руками и говорит: «Ку-ку». Это первое привлечение внимания. Для более старшего возраста есть другая игра: «Вам барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите». Эта игра требует большой концентрации внимания, необходимости «затормозить» ответ, который не предусмотрен правилами игры. А следование правилам, определенной заданной программе очень важно. Именно таким образом происходит тренировка произвольного внимания.
Сейчас вообще утрачена культура коллективных игр, особенно в городах. Мы раньше прыгали через веревочку. Эта игра предполагает возможность следования определенному ритму. А чувство ритма, развитие серийной двигательной организации способствует созреванию тех отделов мозга, которые потом понадобятся для письма.
Кроме того, сейчас вокруг обилие информации. Но она не иерархизирована, ребенок теряется в ней.

Нужно ли проводить какую-либо специальную работу с невнимательным ребенком?

Конечно, и я думаю, что этим в первую очередь должны заниматься родители, а также учителя с помощью школьного психолога. Эта работа должна протекать в форме ненавязчивой игры. Если у ребенка обнаружен дефицит внимания, то необходимо определенным образом организовывать его деятельность: начинать с небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.
Самый простой пример — тренировка внимания ребенка во время выполнения домашних заданий. Здесь очень значим период учебы в первом классе, и важно, чтобы мама в это время максимально помогла своему ребенку, ведь у него в это время столько внешних и внутренних проблем. Новая обстановка в школе может вызвать стресс, необходимость подолгу сидеть за партой может утомлять, а ребенку еще надо усваивать то, что говорит учитель. Психологические системы ребенка в это время перестраиваются, физиологические механизмы, в частности механизмы активации, тоже.
Как важно, чтобы мама в этот критический период разделяла радости и беды ребенка, вовремя кормила, готовила что-то любимое, поддерживала в ребенке гордость за новый статус школьника. Только в такой атмосфере можно помочь ребенку с дефицитом внимания.
С чего начать выполнение задания? Надо замотивировать ребенка на успешное его выполнение. Причем это не должно быть «подкупом», когда мама обещает все что угодно, лишь бы ребенок начал заниматься. Надо дать понять малышу, что ему будет приятно, если он успешно справится с заданием. Можно сказать ему: «Давай мы посмотрим, как ты хорошо можешь выполнить задание! Ты точно знаешь, что тебе задано? Давай вместе выясним, что ты должен выполнить. С чего ты хочешь начать? С задания по письму или с задания по математике?» Таким образом мы предоставляем ему возможность самостоятельного выбора.
Потом необходимо разобраться со временем. Показать ему, что рядом стоят часы, и планировать работу по минутам. При этом вместе с ребенком определить порядок действий: «Итак, ты мне сказал, что должен написать две строчки палочек. Давай это сделаем сейчас. Вспомни, как надо сидеть, держать ручку. Теперь поставь ее на строчку. Проведи сначала линию в воздухе, примерься, как ты будешь рисовать их в тетрадке. Одна палочка, другая. А теперь сделай это». После пробного действия ребенок начинает писать. При этом хорошо, если мама задаст ему определенный ритм письма.
Если мама увидит, что у ребенка палочки стали получаться хуже, ей следует остановить ребенка, предложить ему выбрать наилучшую, ту, которая ему больше всего нравится, потренироваться в воздухе еще раз и начать писать. Пока ребенок выбирает, какая из палочек была лучше, и тренируется в воздухе, он немножко отдыхает и снова готов работать.
Постоянно должна быть смена активности и отдыха. Как только ребенок начинает утомляться, нужно каким-то образом дать ему отдохнуть.

Значит ли это, что ему можно сказать: «Иди отдохни, поиграй, а потом мы опять вернемся к работе?»

Ребенку нужно обязательно закончить задание, которое он делал. Потом мама может ему сказать, например: «Как ты думаешь, долго ли тебе можно отдыхать, и что ты предпочтешь в качестве отдыха? Может быть, ты пойдешь, выпьешь компота и мы продолжим?»
Здесь должна быть установка на то, что эта пауза — не время для игры, а перерыв в работе для дальнейшего ее успешного проведения: «Давай отведем на питье компота пять минут». Лучше даже показать ребенку, как это время будет выглядеть на циферблате часов. И затем продолжить занятие.
В дальнейшем организующие функции надо постепенно перекладывать на самого ребенка.
Если вначале мама сидит рядом с ребенком и все время активно участвует в работе, то дальше она может сидеть рядом и смотреть, как он работает сам, а потом уже она может предложить ему выполнять задание полностью самостоятельно. Реально она должна быть где-то рядом и контролировать то, что делает ребенок. Если он отвлекается, приходить ему на помощь.
Но она должна делать это без критики. Можно спросить: «Как успехи?» Ребенок должен чувствовать, что он сам выполняет задание. В более старшем возрасте контроль должен быть эпизодическим, но заинтересованным.

Получается, что главное при работе с невнимательными детьми — формирование у них желания делать что-то самостоятельно?

Да, самостоятельно и хорошо. При этом не нужно требовать, чтобы ребенок выполнил задание как можно лучше. Надо ориентироваться на возможности ребенка «здесь и сейчас». Некоторые мамы заставляют малыша несколько раз переписывать задание. При этом он очень утомляется и следующее задание делает менее активно.
У нас довольно много детей, которые учатся успешно, но за счет своего здоровья. И родители в первую очередь должны следить за тем, чтобы этого не происходило.
В качестве важного компонента подготовки ребенка к школе может стать тренировка его внимания с помощью методики «Школа внимания» Н.М. Пылаевой,
Т.В. Ахутиной (см. с. 16 настоящего номера). Эти занятия могут проводить и сами родители, поскольку дети дошкольного возраста очень хотят учиться.

А если родители не занимаются с ребенком, могут ли психологи и учителя заменить их?

Психолог может выделить в классе детей «группы риска» по развитию произвольного внимания. И объяснить педагогу, в чем у этих детей проблемы. При позитивном эмоциональном отношении педагога к такого рода детям проблема наполовину решена. Я помню урок прекрасного учителя В. А. Илюхиной, которая говорила детям: «Вы слушаете на уроке не только ушами, но и глазками. Я научу вас это делать. Посмотрите все на меня внимательно: к моей ладони от каждого из вас протянулись ниточки. Когда я их держу, то вы все слушаете внимательно, все понимаете и узнаете. Но если я увижу, что какая-то из ниточек ослабнет, я взглядом скажу об этом ученику, и мы вместе натянем ее».
Таким образом она заинтересовывала детей, а это позволяло поддерживать внимание класса.
Другой прием — поддержка ребенка учителем: «Вася, сегодня ты очень хорошо работаешь, осталось еще немножко, соберись с силами, и мы продолжим».
Есть еще один способ — работа с малой группой внутри большого класса. Он заключается в том, что на уроке учитель отдельно работает с группой детей, которые что-то не усвоили, не запомнили. Он дает всему классу самостоятельное задание на 5–7 минут и в это время собирает малую группу из трех-четырех человек и с ней еще раз прорабатывает пройденный материал.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Лаборатория нейропсихологии
Московского государственного университета
Тел.: (095) 203-32-63