Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

НА ПРИЕМЕ У ПСИХОЛОГА — ПОДРОСТОК

НА ПРИЕМЕ У ПСИХОЛОГА — ПОДРОСТОК

С.А. Кулаков
СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена;
Изд-во «Союз», 2001

Автор книги, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии РГПУ им. Герцена, знакомит читателей с основами психотерапевтической работы с детьми подросткового возраста. Хотя и принято считать, что психолог, особенно работающий в системе образования, не должен заниматься психотерапевтической помощью, реалии нашей жизни таковы, что часто только он и может помочь ребенку, оказавшемуся в критической ситуации. Кроме того, элементы психотерапии являются составной частью психологического консультирования.

В издании представлена достаточно стройная система психотерапевтической работы, начиная с постановки диагноза (в том числе и психиатрического) и кончая интегративными методами психотерапии подростков. Эти знания позволят психологам расширить представления о возможностях психотерапии.

Правда, при глубоком знакомстве с книгой обнаруживаешь, что большинство представленных в ней материалов имеют информационный характер.

Подростковые проблемы рассматриваются автором с точки зрения психотерапевта (а иногда и психиатра), что предполагает наличие у читателей специальных медицинских знаний. Это несколько противоречит названию книги и ее жанру: в качестве практического пособия она может быть полезна достаточно узкому кругу клинических психологов. Да и в самом тексте автор использует слова «клиент», «психотерапевт», а не «психолог», «подросток», «ребенок».

Знакомя читателей с диагностическими и коррекционными методами, автор приводит немало примеров, в которых дается подробное описание состояния пациента с точки зрения психиатра или психотерапевта.

Многие приемы и методы психотерапевтической работы представлены схематично, поэтому не могут быть использованы, если у читателя нет навыков психотерапевтической работы. Что, наверное, и хорошо, поскольку использовать многие психотерапевтические приемы без специальной серьезной подготовки неэкологично.

Это издание может быть успешно использовано студентами медицинских вузов, специалистами в области клинической психологии, психотерапевтами и психиатрами, работающими с детьми и подростками. Автор разнообразит основной текст всевозможными вставками и комментариями. В «Литературных справках» и «Комментариях специалиста» дается подробная расшифровка ряда используемых терминов и понятий, а наиболее значимые, с точки зрения автора, фрагменты текста выделены графически. Правда, не всегда понятно, почему подробно расшифровываются одни термины и игнорируются другие.

В конце книги читатели найдут список литературы по теме и приложение, содержащее тесты, тренинги и иллюстративные материалы.

Ольга РЕШЕТНИКОВА