Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2002
УЧИМСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

УЧИМСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА

Продолжаем цикл статей Ольги ХУХЛАЕВОЙ. См. №№ 40, 41, 46, 2001 г., №№ 6, 10, 11, 2002 г.

 

Люблю наоборот

Цель — дать ребенку возможность проявить реальные чувства.

Взрослый и ребенок перебрасываются мячом со словами: «Я... (имя), люблю...», например: «Я — Женя, люблю рисовать». Через некоторое время каждый превращается в свою «наоборотку» и заканчивает это предложение, используя какие-либо «нехорошие» слова, например: «Я — Янеж, люблю плеваться».

 

Превратись в игрушку

Цель — способствовать проявлению истинных чувств.

Ребенок выбирает из кучи маленьких пластмассовых игрушек ту, в которую он хотел бы превратиться, и затем от ее имени составляет рассказ.

Пример

Дима, 10 лет (сильная тревожность, социальные страхи, нормативность)

Превратился в машину. Составляет эмоциональный рассказ. Спрашиваю:

— А чего боится машина?

Слегка запинаясь, говорит:

— Она боится подъемного крана, потому что он ее поднимает высоко.

— А у тебя в жизни было что-то похожее?

Дима вспоминает случай в Евпатории, когда дядя на пляже то поднимал его из воды, то опускал в воду. Дядя шутил, а ему было очень страшно.

Я предлагаю мальчику нарисовать дядю и на рисунке проявить агрессию. Он нарисовал только большие уши, при этом долго смеялся. По-другому проявить агрессию отказался.

 

Свободное рисование

Цель — предоставить ребенку возможность для самостоятельного выбора, облегчить проявление своих истинных чувств.

Ребенку предлагается нарисовать рисунок на любую тему, то есть все, что ему хочется. Для облегчения самовыражения можно использовать нестандартные изобразительные средства: театральный грим, помаду, тени, лак для ногтей.

Пример

Таня, 8 лет (социальные страхи, психосоматика, переживание по поводу отсутствия отца)

— Я — воробей. Хочу мошек. Хочу гусениц. Обычно летаю. Если будешь неправильно лететь, упадешь и разобьешься.

— Это белка или лиса. Нет, лиса. Потому что я ее лучше рисую. Это лиса-мама, а это лисенок. Лисенок смотрит вверх, на ворону, которая собирается улетать. Ворона похожа на учительницу. Лисенок не любит ворону, потому что она ночью мешает ему спать. А днем надо на охоту идти, а он не хочет.

— Собака гоняется за белкой: «Я убежала от своего хозяина, и чтобы меня не ругали, я им белку принесу».

— Это девочка Марина. Она поймала в лесу зайчика. У него болело горло. Его перепоили. Он умер. Теперь Марине снится сон про зайчика. У меня тоже был сон в детстве, только не записывайте. Смешно сейчас. Из дивана выскочили собаки.

— Это сказка «Колобок». Колобок лежит на окне и благодарит бабушку и дедушку за то, что они спасли его.

В процессе инсценирования этого рисунка девочка говорит: «У меня нет папы», то есть впервые заводит разговор об отце и желании его иметь.

Аня, 8 лет (выраженное вытеснение гнева по отношению к родителям, стремление к первенству, имеет старшего брата, учится в частной школе с большими учебными нагрузками)

— Буду рисовать клетку. Это золотая клетка. Там живет ежик иголочками вверх. Это папа. Это мама. Братик и сестричка. Папа главный. Это цирковая клетка. И ежики цирковые. Как только дети родятся, их сразу заставляют учиться. Детишки хотят, чтобы их выпустили на волю. Но как только они убегают, охранники их ловят опять. Детям надоело цирковать. Они очень устали.

 

Драматизация свободных рисунков

Цель: способствовать актуализации значимого опыта ребенка.

После выполнения свободного рисунка взрослый предлагает ребенку его оживить, превратившись в главных героев рисунка. Ребенок выбирает, кто или что в его рисунке самое главное (например, ворона и воробей или трава и дерево). Взрослый помогает ему придумать и разыграть взаимодействие между героями. Можно предложить ребенку после первой драматизации обменяться ролями и оживить картинку еще раз.

 

Слова

Цель — способствовать проявлению собственной точки зрения ребенка по значимой проблеме. Ребенок и взрослый по очереди берут из колоды карточки, на которых написаны слова, значимые для ребенка. Взрослый и ребенок по очереди придумывают, что значат эти слова.

Пример

Марк, 8 лет (страх плохих отметок, вызванный сверхконтролем со стороны отца)

— «Страх» — инопланетян боюсь. «Стыд» — сделал что-то нехорошее. Мне кажется, что меня будут ругать. «Несчастье» — стоишь в пробке. «Удача» — когда деньги дают. «Успех» — получил «пять». «Горе» — получил «три». Я когда получаю плохую оценку, то прячу дневник. Не хочется никого огорчать. А то папа начинает выяснять отношения. «Грусть» — это когда как-то не по себе становится, а плакать стыдно.

 

Каракули (В. Оклендер)

Цель — облегчить ребенку самовыражение.

Ведущий и ребенок сначала рисуют каракули свободной рукой в воздухе, затем на спинах друг у друга, потом на бумаге. По рисунку ребенок сочиняет рассказ.

Пример

Аня, 8 лет (выраженное вытеснение гнева, стремление к первенству)

— Жил в Африке попугай. Он был очень завистливым. Завидовал всем, потому что был маленьким, а все остальные были большими и высокими. И тогда попугай пошел к волшебной сове за советом. Он пожаловался на свою маленькую судьбу. И сова ему сказала, что может превратить его в того, в кого он захочет. Попугай был в затруднении и пошел искать, в кого бы ему превратиться. Он увидел жирафа и спросил: «Хорошо быть высоким?» «Да, хорошо», — ответил тот. И попугай попросил сову превратить его в жирафа. Но он по-прежнему чирикал, как попугай. Пришел он к жирафам и начал хвастаться: «Посмотрите, вон я какой». Но жирафы не приняли его играть и посмеялись над ним. Попугай пошел обратно к сове и попросил превратить его обратно в попугая. На это сова ответила: «Хорошо, но при условии, что ты не будешь таким завистливым, а будешь милым и хорошим». Попугай согласился и стал хорошим и перестал всем завидовать!

 

Неправильный рисунок

Цель: облегчение самовыражения через освобождение от страха сделать ошибку.

Ребенку предлагается нарисовать любой рисунок, но так, чтобы он был неправильным.

Пример

Алла, 9 лет

— Я нарисую цветок в вазе.

— А в чем он неправильный?

— Он живет в камнях там, где нет влаги. Поэтому в вазе будет не вода, а камни. А питается он маленькими зверюшками. Он хотел бы питаться влагой. Вот что еще хотела пририсовать — трещинки. Обычно ваза с трещинкой раскалывается, а эта нет.

Ксюша, 9 лет

— У меня нарисован попугай. Он неправильный, потому что живет на Северном полюсе. Он хотел бы стать рыбой.

 

Сделай неправильный рисунок из правильного (М. Акчурина)

Цель — облегчение самовыражения через освобождение от страха сделать ошибку.

Ведущий заранее готовит черно-белый рисунок, на котором изображен ребенок в нормативной ситуации: на уроке, с мамой за ручку и т.п. В качестве рисунка можно использовать картинки из компьютера.

 

Одень страшилку

Цель — облегчение проявления гнева.

Ведущий заранее готовит черно-белый рисунок страшного персонажа: скелета, привидения и т.п. В качестве рисунка можно использовать картинки из компьютера.

Ребенку предлагается «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает нужный ему цвет, отрывает маленькие кусочки и размазывает их внутри контура страшилки. Пока он выполняет эту работу, ведущий расспрашивает его, стимулирует свободный рассказ ребенка.

Пример

Миша, 6 лет (запрет на проявление агрессии по отношению к значимым лицам, агрессия по отношению к сверстникам, на первых занятиях отказывался от любых творческих заданий, рисовал только дома)

— Сделаю ему зеленое лицо.

— Как звать твоего скелета?

— Его будут звать Миша. Его убили браконьеры. И он ожил. Открыл глаза.

— И что стал делать?

— И он стал всех пугать.

— Покажи, как он это делал. А громче можешь?

— Нет, стесняюсь.

Пугаем громко вместе.

— Кого ты пугал?

— Людей в городе. Нет, в школе.

— Когда?

— На уроке. Зашел в класс. И стал всех пугать. А дети испугались и выбежали из класса. А учительница тоже испугалась. А потом скелет всех раздолбал. Все побил. Доску разбил.

— На кусочки?

— На кусочки (смеется). Парты побил (смеется). Тетради порвал.

— А его мама что сделала?

— Она наругала его ремнем.

— Как это ремнем?

— Плохой сын. А он потом извинился.

Закончив задание, попросил другую страшилку. Даю привидение. Теперь он все рассказывал без моих вопросов с начала до конца.

— Его будут звать точно так же, конечно. Там жили всякие привидения. Он вышел из замка. И его все люди стали бояться. Он зашел также в школу. И он всех там пугал. Напугал учительницу и детей. Потом пошел в магазин, тоже испугал. Потом пришла мама и наругала его ремнем типа по попе и сказала: «Больше не бей город. Извинись перед городом». Он сказал: «Ну ладно, извинюсь».

— Но ведь он же злился на город и не хотел извиняться.

— Но мама сказала, и он захотел.

 

Цветной снег

Цель — облегчить ребенку самовыражение.

Если занятия проходят зимой, можно набрать в ванночку снега и предложить ребенку прямо в ванночке слепить город (крепость, домик и т.п.) и раскрасить его гуашью.

 

Страшная маска из пластилина

Цель — облегчение проявления гнева.

Ребенок получает задание — вылепить страшную маску из пластилина.

Пример

Юра, 6 лет (высокая тревожность, замкнутость, рациональность не по возрасту, неумение войти в игровую роль)

— Это злая Макута. У нее есть лазер, чтобы убивать всех, кто ей мешает. Глаза у нее разные: желтый — человеческий. Зеленый — видит кости человека. Может проверить, врет он или не врет. Когда человек обманывает, изо лба вылезает лазер. Он убивает человека за обман.

— А ты врешь сам хоть иногда?

— Если честно, я не вру.

 

Игра в куклы (необходим кукольный дом и куклы)

Цель — облегчить проявление истинных чувств.

Ребенку предлагается придумать и разыграть какой-нибудь интересный день из жизни кукольной семьи.

Пример

Ира, 8 лет (выраженное вытеснение гнева, стремление к первенству)

Выбрала для себя роль мамы, двух ассистентов назначила дочками. В роли мамы старается быть справедливой. Одна из дочек в ее игре положительная, а вторая вечно чем-то недовольна.

Играя, Аня рассказывает:

— Мама всегда ставит в пример первую дочку, а вторая ей сильно завидует. Мама ей говорит: «Никогда никому не завидуй». А вторая дочка никому не завидовала. Поэтому она и выросла такой красивой, доброй, и поэтому папа взял ее замуж.

Заканчивая игру, делает неожиданный вывод:

— Нужно хорошо себя вести, особенно в приличных местах. В нашем доме не психуй. Учись на отлично. Веди себя прилично.

 

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук