Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2002
КОМПЕТЕНТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ


РЕПОРТАЖ

КОМПЕТЕНТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

25—27 апреля в Красноярском педагогическом колледже № 1 состоялась IX Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление»

Конференция традиционно проводится при поддержке Главного управления образования администрации Красноярского края, Красноярского государственного университета, Института психологии и педагогики развития Сибирского отделения РАО, Красноярской гимназии «Универс» № 1 и Фонда Сороса.

Уже в девятый раз в Красноярске собрались специалисты в области педагогики и психологии со всей России. Первый раз такая конференция была проведена по инициативе известного философа, педагога, психолога Василия Васильевича Давыдова еще в 1993 году.

На многочисленных пленарных заседаниях, круглых столах и семинарах обсуждались проблемы модернизации образования.

В конференции приняли участие более 500 ученых и практиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Красноярска, Петрозаводска, Сочи, Новосибирска, Омска, Волгограда, Нижнего Новгорода и других городов. Только докладчиков было более ста. Выступили такие видные педагоги и психологи, как А.Г. Каспржак, А.Н. Тубельский, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан, К.Н. Поливанова и др. В конференции принял участие Виктор Александрович Болотов — заместитель министра образования РФ, курирующий вопросы модернизации образования.

Данная конференция началась с дискуссии по актуальной сейчас проблеме компетентности. Важно было понять, насколько перспективным является компетентностный подход для развития образования. В ходе длительной трехдневной дискуссии было дано немало определений понятий «компетентность» и «компетентностный подход».

Т.М. Ковалева (доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, г. Томск) считает, что компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных подходов. Б.Д. Эльконин (доктор психологических наук, профессор, вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения, г. Москва) представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования.

Статья опубликована при поддержке компании "Грузчиков-Cервис". Грузоперевозки, вывоз мусора, перевозка мебели, квартирный и офисный переезды, аутсорсинг грузчиков и разнорабочих. Выгодные условия и бонусы постоянным клиентам, предоставление услуг на любой срок, возможность безналичного расчёта, выполнение работ в срок. Узнать подробнее об услугах и ценах сервиса в Саратове, контакты и оформить заказ Вы сможете по ссылке: saratov.gruzchikov-service.ru/.

В.В. Башев (кандидат психологических наук, директор Красноярской гимназии «Универс» № 1) называет ключевой характеристикой компетентности возможность переносить способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Ю.В. Сенько (доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Алтайского государственного университета, академик РАО, г. Новосибирск) высказал предположение, что для определения базовых профессиональных компетенций нужно выделить несколько основных блоков: ценностей и идей образа человека, технологий, проектной работы и реализации своего замысла, экспертной оценки, учения и обучения.

А.М. Аронов (кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Красноярского государственного университета) рассматривает компетентность как готовность специалиста включиться в определенную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает как определенная связь двух видов деятельности (настоящей — образовательной и будущей — практической).

Б.И. Хасан (доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития КрасГУ, директор Института психологии и педагогики развития) считает, что компетенции — это цели, а компетентности — это результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), а мера их достижения — это и есть показатели компетентности. Но поскольку эти определения заимствованы из права, они имеют ограниченное употребление. Педагогика и образование всегда были ориентированы только на один тип компетенции, ограниченной рамками конкретного предмета. Поэтому учитель, который хочет, чтобы ученик приобретал компетентность и выходил за рамки предмета, должен понимать ограничения предмета.

И.Д. Фрумин (доктор педагогических наук, координатор образовательных программ Московского отделения Мирового банка, г. Москва) считает, что компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность.

А.Н. Тубельский (кандидат педагогических наук, директор НПО «Школа самоопределения») условно делит ключевые компетенции на познавательные, коммуникативные и деятельные. Субъектами выработки этих компетенций должны являться педагоги, а также дети и родители: любая спущенная сверху номенклатура компетенций будет чужеродна для учителя.

В.А. Болотов (доктор педагогических наук, первый заместитель министра образования РФ) отметил, что в программе модернизации российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формирования определенных компетенций. Это связано с тем, что традиционные подходы в обучении нужно дополнять такими, которые связаны со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций. В.А. Болотов считает, что в настоящий момент происходит своеобразная экспансия понятий «компетентностный подход», «компетенция»: их начинают использовать в ситуациях, которые можно обсуждать, не используя этих слов. Важно выявить, какие именно проблемы модернизации образования требуют компетентностного подхода. Сейчас актуальна проблема барьеров между ступенями образования: именно здесь нужно понимание того, какие компетенции должны быть сформированы на каждой ступени.

Например, в младшей школе при изучении информационных технологий и иностранных языков ставится вопрос о компьютерных и коммуникативных компетентностях. Но есть и «сквозные» проблемы для всех ступеней образования, например: какие способности должны быть сформированы у учащегося к концу обучения в старшей школе. И отдельная сквозная линия — это вопрос здоровья учащихся.

П.Г. Щедровицкий (кандидат философских наук, руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, г. Москва) полагает, что образование смирилось или готово смириться с фактом формирования рынка труда. Поэтому важно обсуждать проблемы жизненных шансов индивида. Именно это приведет к восстановлению проектно-инновационного комплекса самого образования. Разговор о компетенции — это разговор о реабилитации процессов подготовки к деятельности, которые привязаны к системе рабочих мест. Квалификация — это то, насколько деятельность человека соответствует ситуации и меняющимся контекстам.

Е.О. Смирнова (доктор психологических наук, заведующая лабораторией Психологического института РАО, г. Москва) считает, что помимо формирования у учащихся компетентностей в разных предметных областях, нужно воспитывать у них и нравственные качества. Хотя эта тема кажется банальной, тем не менее эффективных методов воспитания у нас пока нет. Разработка этих методов предполагает проведение большой психологической и педагогической работы.

В заключительной дискуссии выступили Д.А. Иванов, Г.М. Вебер, А.М. Аронов, Т.М. Ковалева, Г.Н. Блинов, А.Н. Тубельский, А.Г. Каспржак, А.А. Попов, Т.А. Зубарева, И.Д. Фрумин, С.Л. Братченко, В.А. Болотов, В.С. Собкин, В.Г. Васильев.

Некоторые выступавшие (Г.Н. Блинов, А.Г. Каспржак и др.) отметили важность управленческих контекстов в образовании и предложили тему следующей конференции связать с технологиями управления. Социолог В.С. Собкин выступил против данного предложения: «Есть управленцы, пусть они и обсуждают эти вопросы!» Он предложил тему, касающуюся изменений в подростковой и молодежной субкультурах.

Т.М. Ковалева предложила свою тему для следующей встречи — проблемы индивидуальности. Идею Татьяны Михайловны поддержал И.Д. Фрумин. Он высоко оценил работу конференции: «Нельзя говорить, что за 9 лет никаких изменений не произошло. Даже в министерских документах изменился словарь, и это немало. Мне понравилась идея Т.М. Ковалевой увязать тему следующей конференции с проблемой индивидуальности. Причем индивидуальности не самой по себе, а в контексте учета индивидуальных различий при построении индивидуальных образовательных траекторий».

В.А. Болотов сформулировал заказ на разработку понятия компетентности в информационных технологиях.

Организаторы конференции надеются, что прошедшая и будущие красноярские конференции внесут свой вклад в разработку ключевых стратегий и понятий развития современного образования.

В правительственной Стратегии модернизации образования компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования. Понятие компетентности охватывает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.

На сегодняшний день идея компетентностного подхода и список ключевых компетенций находятся на стадии обсуждения и разработки.

Татьяна ХАРЛАМОВА,
методист Красноярской
гимназии «Универс»