Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2002
КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ СЪЕЗДА


КОЛЛЕГИ

КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ СЪЕЗДА

Второй региональный съезд «Психологическая служба образования сегодня и завтра» состоялся 16–17 апреля 2002 года в г. Кургане по инициативе областного отделения Всероссийского общества психологов и кафедры общей и социальной психологии Курганского государственного университета.

К участию в работе съезда были приглашены преподаватели, научные сотрудники, докторанты, аспиранты и специалисты различных сфер практической психологической деятельности.

Обсуждение главной проблемы — психологического сопровождения личности в педагогическом процессе — проходило по следующим направлениям:

— методологические основы психологического сопровождения личности в педагогическом процессе;

— технологии психологического сопровождения личности в педагогическом процессе;

— модели психологического сопровождения личности в различных социально-педагогических ситуациях;

— психологическое сопровождение родительства.

В работе съезда в очной и заочной (через публикацию тезисов докладов) форме приняли участие представители психологической науки и практики из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Перми, Екатеринбурга, Казани и других территорий региона.

С содержательным докладом, в котором были сформулированы основные цели психологической службы, выступила И.В. Дубровина (Психологический институт РАО, г. Москва). Она считает, что в деятельности службы можно выделить два направления — актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение текущих проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога находится анализ психологических условий развития способностей и индивидуальности каждого школьника.

Эти два направления связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневную конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.

Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована при условии, что психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных этапах его развития. Психолог детского сада в качестве перспективы рассматривает сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе, а школьный психолог, участвуя в приеме ребенка в первый класс, пытается понять его прошлое, определить уровень психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего психического развития и становления личности.

Основная цель психологической службы, по мнению Р.В. Овчаровой (Курганский государственный университет), состоит в гуманизации воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе. Это предполагает выявление личностных ресурсов педагогов и родителей, обновление форм общения педагогов с воспитанниками.

Практический психолог в силу своих функциональных обязанностей должен стать защитником ребенка: от «педалирования» его возможностей и способностей (термин А.В. Запорожца), от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмоций, от чрезмерных притязаний родителей. Этого можно добиться при изменении взглядов педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям — функции главных воспитателей.

О.А. Мальцева (Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, г. Тюмень) подняла проблему «вживления» психолога в школу. Этот специалист вызывает у педагогов настороженность и опасения. Эту мысль поддержал С.А. Гильманов (Тюменский государственный университет), который видит разницу в позиции психолога и педагога уже на уровне целеполагания.

О совместных шагах тюменских педагогов и психологов по разработке и внедрению в педагогический процесс системы психологического мониторинга интеллектуального и личностного развития детей в период их дошкольного и школьного детства участники конференции узнали из выступления С.Г. Гайдаржи (отдел практической психологии и социальных проблем ребенка информационно-методического центра г. Тюмени).

Еще один специалист из этого центра — Е.А. Окунева рассказала о работе дошкольных психологов Тюмени.

Н.Н. Денисова и Н.А. Смирнова познакомили собравшихся с моделью подготовки социальных педагогов и социальных работников в Тюменском государственном колледже профессионально-педагогических технологий.

Хозяева съезда были представлены преподавателями и студентами психологического отделения Курганского государственного университета, практическими психологами Курганской области.

Всего в работе съезда приняли участие 250 человек. Научные наработки и опыт преподавателей Курганского университета были представлен в докладах на 6 секциях. О методологии психологического сопровождения говорилось в докладах докторов психологических наук, профессоров Глуханюк Н.С. (Екатеринбург) и Габдреевой Р.В. (Казань).

В работе съезда также приняли участие представители вузов и средних специальных учебных заведений, средств массовой информации, представители областной администрации.

По итогам работы съезда была принята декларация. Она была направлена в административные органы и учреждения образования. Нам кажется, что текст этого документа будет интересен и коллегам из других регионов.

Раиса ОВЧАРОВА,
доктор психологических наук,
заместитель председателя
оргкомитета съезда,
заведующая кафедрой
общей и социальной
психологии
Курганского государственного
университета

ДЕКЛАРАЦИЯ

ВТОРОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СЪЕЗДА ПСИХОЛОГОВ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»

На пороге ХХI века роль образования в строительстве новой цивилизации и демократизации общества значительно возрастает. Образование призвано отстаивать ценности и идеалы общечеловеческой культуры. Однако целый ряд факторов во всех странах мира определяет необходимость кардинальных изменений в содержании и технологиях образования.

Образование в России оказалось в наиболее неблагоприятных условиях. На фоне общественно-политического, экономического и духовного кризиса общества и в силу хронического реформирования, смены управленческих стратегий и недофинансирования оно продолжает существовать за счет энтузиазма, творчества и самопожертвования педагогов. Многие позитивные преобразования школы (в широком смысле слова) реализуются не благодаря, а вопреки имеющимся условиям.

В сложившейся ситуации повышается риск профессионального стресса, который в свою очередь негативно отражается на психоэмоциональном состоянии обучаемых. Создается замкнутый круг: напряженность в обществе повышает уровень психологического неблагополучия каждого человека, а находящиеся в этом состоянии люди расширяют рамки стрессогенных ситуаций и патогенных условий.

Мы, участники второго регионального съезда «Психологическая служба образования сегодня и завтра», заявляем, что развитие системы образования в России, и в частности в нашем регионе, повышение качества образования, поддержание оптимального психологического статуса работников образования требуют широкого повсеместного внедрения и использования потенциальных возможностей отраслевой психологической службы. Сегодня гуманизация образования стала необходимым условием развития личности всех участников этого процесса.

Психологическая служба образования сегодня — это скорая помощь, которая помогает педагогам и учащимся психологически выжить и преодолеть негативное воздействие общественных факторов на развитие, становление и самореализацию личности.

Психологическая служба образования завтрашнего дня — это служба психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближайшего развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения, системы образования в целом.

Основные принципы этой службы — принципы развития и гуманизации. Она создает оптимальные психологические условия для развития каждого субъекта системы образования.

Исходя из вышесказанного, считаем, что приоритетными задачами деятельности психологической службы в образовании являются следующие:

— использование интеллектуального потенциала и морального авторитета профессиональных психологов для активного распространения гуманистических ценностей в образовании;

— ориентирование профессиональной деятельности психологов на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;

— реализация главной цели психологической службы образования — сохранение психического здоровья обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;

— развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса — их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.;

— создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования;

— проведение ранней профилактики и своевременной коррекции недостатков и отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии детей;

— переход от эпизодической психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе;

— разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы;

— разработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи;

— активное участие профессиональных психологов в экспертизе всех педагогических инноваций в системе образования, в аттестации управленческих и педагогических кадров, в оценке психологической эффективности и безопасности педагогических экспериментов, а также в их психологическом обеспечении.

Для реализации поставленных задач необходимо проведение следующей работы:

— повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно в высшую школу;

— сокращение количества учащихся, приходящихся на одного психолога в образовательных учреждениях (с 500 до 250);

— создание условий для качественного инструментального обеспечения профессиональной деятельности психолога;

— приравнивание льгот психологов, работающих в специализированных образовательных учреждениях, к льготам педагогов этих учреждений;

— преодоление рассогласованности в руководстве деятельностью психолога по административной и профессиональной линиям;

— создание ассоциаций практических психологов в регионе;

— укрепление роли региональных отделений Всероссийского общества психологов в повышении уровня научно-методического обеспечения деятельности психологической службы в регионе;

— разработка единой региональной политики и определение четкой структуры психологической службы образования, путей и способов ее взаимодействия со службами других ведомств;

— создание в регионе единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования;

— организация творческого обмена преподавателями, студентами и аспирантами между психологическими факультетами ведущих вузов региона;

— использование возможностей научно-популярного журнала «Наука и образование Зауралья» для обмена профессиональной информацией;

— налаживание сотрудничества и преемственности в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;

— объединение специалистов «помогающих» профессий в целях комплексной поддержки развивающейся личности;

— координирование усилий психологической службы различных ведомств в целях преодоления профессионального одиночества и обеспечения преемственности в психологической поддержке личности;

— развитие личностного потенциала самого психолога в системе образования.

Участники второго регионального съезда психологов, обращаясь к административным органам, общественным организациям, руководителям учреждений образования, профессиональному сообществу региона, выражают уверенность в том, что идеи съезда найдут у них понимание, поддержку и будут способствовать гуманизации образования в регионе.