Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2002
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ АРТ-ТЕРАПЕВТОМ?


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ АРТ-ТЕРАПЕВТОМ?

 

С замечательным английским арт-терапевтом Гремом Дикерсоном я познакомилась год назад на арт-терапевтической конференции в Санкт-Петербурге. Тогда мне посчастливилось побывать на его мастерской «Мультимодальная арт-терапия», где он продемонстрировал возможности групповой арт-терапевтической работы. Каждый участник этой мастерской открыл в себе уникальные способности. Оказалось, что мы все можем прекрасно играть на увиденных впервые музыкальных инструментах, быстро устанавливать контакты при помощи самых фантастических звуков, без всякой подготовки ставить спектакли и даже рисовать друг у друга на лицах специальными красками (см. «Школьный психолог», № 21, 2001 г.).
Недавно Грем проездом был в Москве. Я показала ему основные достопримечательности столицы и побеседовала об арт-терапии.

У нас в России практически все психологи, работающие с детьми, так или иначе используют элементы арт-терапии. В основном это рисование и прослушивание музыкальных произведений. А что понимают под арт-терапией в Великобритании? Кто может заниматься этой деятельностью?

Согласно нашим стандартам люди, которые являются арт-терапевтами, должны иметь специальное образование. Получить его и стать терапевтом можно, только имея определенное базовое образование: художественное, психологическое или педагогическое. Получение специального арт-терапевтического образования можно сравнить с обучением в аспирантуре.

Разновидностями арт-терапии являются театральная, музыкальная, танцевальная терапия, терапия рисунком. В Великобритании эти виды терапии зарегистрированы на государственном уровне.

Для всех этих направлений существует общее название — арт-терапия. Хотя точнее будет употреблять этот термин во множественном числе — арт-терапии.

Часто арт-терапевт работает сразу в нескольких направлениях. Например, музыкальный арт-терапевт — очень узкая специальность, и не всегда такой специалист может быть востребован в полной мере. Поэтому, когда арт-терапевт регистрирует свою деятельность, ему нужно предъявить владение какой-либо другой профессией. Ближайшая к арт-терапии специальность — психология.

 

Нужно ли иметь специальное разрешение для занятий арт-терапией?

Для работы в том или ином учреждении арт-терапевт должен получить государственную регистрацию как специалист в этой области. Хотя сейчас есть люди, которые занимаются арт-терапией неофициально. Это может происходить непродолжительное время, потом надо зарегистрировать эту деятельность.

Я надеюсь, что в следующем году у нас будут работать только зарегистрированные специалисты. Сейчас происходят серьезные изменения в статусе арт-терапевтов по всей стране. Они связаны с тем, что арт-терапия будет рассматриваться не как дополнительная профессия в медицине, а как дополнительная профессия в сфере поддержания здоровья. То есть она приобретет более широкий статус. Это произойдет в мае.

 

Может ли английский арт-терапевт иметь частную практику, например, как психоаналитик?

Да, некоторые имеют такую практику, но это встречается достаточно редко. Музыкальные терапевты этим не занимаются. Хотя в Голландии частная арт-терапия практикуется.

 

Много ли в Великобритании арт-терапевтов?

Англия — страна маленькая. Музыкальных терапевтов у нас около трех с половиной тысяч. Специалистов, работающих с рисунком, около двух тысяч. И примерно три тысячи терапевтов работают в танцевальной, двигательной терапии, в терапии театром.

 

Грем, а как вы стали арт-терапевтом?

По первому образованию я музыкант. Карьеру арт-терапевта я начал с того, что прошел обязательную подготовку как учитель. Но когда я проработал некоторое время в школе, то понял, что это не очень мне близко. Меня заинтересовала арт-терапия в более широком ее применении, включая и научные разработки. Официально я зарегистрирован как арт-терапевт, а в скобочках приписана буква «м», то есть «музыкальный». Я имею квалификацию арт-терапевта при профилирующей музыкальной направленности.

К работе арт-терапевтом можно прийти разными путями. Можно поступить как я: сначала получить музыкальное образование, потом небольшую педагогическую подготовку и в результате заниматься арт-терапией. У других это может проходить по-иному. Человек может изначально иметь педагогическое образование, а потом получить специальное арт-образование, например музыкальное, и стать арт-терапевтом.

При этом первое образование накладывает свою специфику на деятельность арт-терапевта. Ведь если человека готовили как учителя, то его лексика и стиль мышления будут иметь свои особенности.

 

Где в Великобритании работают арт-терапевты?

Практически везде. Правда, сейчас заниматься арт-терапией стало сложнее. Изменилась финансовая ситуация в стране и образовании. Раньше я мог работать пять дней в неделю в одной из школ. Но недавно произошло сокращение финансирования образования на правительственном уровне.

Эти политические изменения повлекли за собой изменения в деятельности арт-терапевтов. Сейчас работа в одной школе ведется сессиями по два-три часа, поэтому в течение недели специалисту приходится работать в нескольких местах. Это очень сложно. Кроме того, это создает серьезные препятствия для понимания психологом группы.

Но в некоторых учреждениях создаются специальные арт-терапевтические отделы. И там могут практиковаться разные виды арт-терапии: двигательная, музыкальная, танцевальная, терапия рисунком.

Сейчас активно развивается игровая терапия с детьми, которая может вырасти в отдельный, пятый вид арт-терапии.

Арт-терапевтическая техника может быть применена к любому виду человеческой деятельности. Арт-терапевты работают как с детьми, так и со взрослыми, включая даже тех, кто совершил противоправные действия.

Ведется работа со здоровыми людьми, которые по той или иной причине находятся в депрессии. В последнее время интерес к арт-терапии возник у бизнесменов.

Я, например, не имею каких-либо предпочтений в работе, мне интересно работать с различными людьми. Часто арт-терапевты живут в небольших городках, поэтому им уж точно приходится работать со всеми желающими.

Успех же в работе зависит от двух моментов: от того, как складываются отношения между арт-терапевтом и клиентом, и от желания самого клиента измениться.

 

Как долго арт-терапевт работает с клиентом?

Общая продолжительность арт-терапии может быть разной: от 2 недель до 2 лет. Все зависит от клиента, его состояния. В некоторых клиниках пациенты приходят на терапию ежедневно в течение нескольких лет. Очень важно почувствовать тот момент, когда нужно остановиться. Есть такие специалисты, которые работают с детьми в течение учебного года и прекращают работу только на время каникул.

Отдельный сеанс терапии длится час: и индивидуальный, и групповой. При работе с маленьким ребенком достаточно получаса.

 

Как вы относитесь к тому, что элементы арт-терапии широко используются при работе с детьми? Не может ли это принести вред?

Если этим занимается профессионал — психолог, психотерапевт, то это нормально. Многие люди используют искусство для оказания помощи окружающим, снятия у них напряжения. Но это не надо называть терапией. Очень часто этот термин неправильно используют даже в Англии. Терапия — не просто деятельность, это особое взаимодействие между терапевтом и пациентом. Оно обязательно должно иметь цель. Такое взаимодействие не имеет ничего общего с простым рисованием или играми в школе. Это разные вещи. Терапия основана на потребности ребенка, а не образовательного процесса.

 

Что лежит в основе вашей работы как музыкального терапевта?

Мое увлечение музыкой привело к тому, что я стал читать много литературы по влиянию музыки на человека. Поэтому и арт-терапевтическая практика основана на использовании психотерапевтических возможностей музыки. С 1999 года я работаю как интегративный арт-терапевт: я использую сочетание рисунка, музыки, движения, театра. Когда я работаю со взрослыми, в том числе со студентами, меня интересует внутренней мир этих людей, их переживания.

Три-четыре года назад в Англии каждый будущий арт-терапевт имел своего наставника. Занимаясь с ним, будущий специалист работает над собой, как бы пропуская арт-терапевтические техники через себя.

 

Как же все-таки музыка влияет на человека?

Дать объяснение этому довольно сложно. В целом музыкальную терапию можно определить как использование организованных звуков и музыки в процессе взаимоотношений между пациентом и терапевтом, для того чтобы поддержать, поощрить психическое, ментальное и эмоциональное состояние пациента.

Используя музыку в условиях клиники, терапевт ищет способ для установления оптимальных взаимоотношений с пациентом.

Нельзя забывать и о том, что каждая профессия развивается, это происходит и с музыкальной терапией. Музыкальные терапевты часто изменяют определение своей специальности, поскольку приобретается новый опыт.

Известный музыкальный терапевт Кеннет Бруша в книге «Что такое музыкальная терапия», второе издание которой вышло в 1998 году в Барселоне, отмечает, что давать определение музыкальной терапии как искусства, как науки или как межличностного взаимодействия — значит пренебрегать самой сутью этой терапии. Музыкальные терапевты должны понимать уникальные способности пациентов.

Сейчас музыкальная терапия развивается во всем мире, и существует организация, которая называется Всемирная федерация музыкальной терапии.

 

Расскажите о своей работе в России.

Я приехал в Россию по приглашению арт-терапевтической ассоциации, для того чтобы помогать готовить арт-терапевтов и делиться своим опытом работы. В Санкт-Петербурге я провел ряд семинаров. На этих занятиях я старался показать специфику и возможности работы арт-терапевта. Я не давал слушателям алгоритмы того, как надо работать, а хотел представить модель, на основе которой можно было бы заниматься творчеством.

В октябре я планирую продолжить арт-терапевтические курсы в Санкт-Петербурге. Сейчас там идут также переговоры с рядом организаций, занимающихся арт-терапией, о клинической практике.

Сейчас я узнал, что в Москве доктор Сергей Шушарджан, руководитель Академии интегральной медицины, проводит музыкально-терапевтические курсы. Я постараюсь встретиться с ним. Мне интересно содержание этих курсов, хочется знать, какая клиническая практика есть в этой академии. Может быть, и здесь возможно сотрудничество.

 

Как вы оцениваете возможности становления профессиональной арт-терапии в России?

У России есть большие перспективы! В области арт-терапии Россия сейчас напоминает Англию, какой она была некоторое время назад. Хорошо, что есть много людей, которые с энтузиазмом воспринимают идеи арт-терапии. Их можно назвать пионерами, потому что они видят исцеляющие возможности искусства. Мои пожелания им — как можно больше взаимодействовать между собой, для того чтобы развиваться.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Редакция выражает искреннюю признательность Людмиле Лебедевой и Наталье Долововой за помощь в организации и проведении интервью.