Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

Цель программы

Развитие потенциальных творческих возможностей детей на основе современных психологических представлений о природе человека.

Задачи программы

1. Создание условий, обеспечивающих учащимся свободное выражение эмоциональных состояний.

2. Обучение способам группового взаимодействия.

3. Развитие способности планирования и прогнозирования.

4. Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.

Реализация программы характеризуется рядом особенностей, связанных с психологическими характеристиками младшего школьного возраста.

К началу младшего школьного возраста мышление «прошло путь от практически-действенного, при котором решение задачи возможно только в ситуации непосредственных действий с предметами, к наглядно-образному, когда задача требует не реального действия с предметами, а прослеживания возможного пути решения в непосредственно данном наглядном поле или в плане наглядных представлений, сохранившихся в памяти. Дальнейшее развитие мышления состоит в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому рассуждающему мышлению» (Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989, с. 254).

Этот шаг в развитии мышления является ключевым для всего психического развития младшего школьника. Формирующиеся новые формы мышления влияют на развитие всех остальных психических процессов, становясь средствами их осуществления. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим» (там же, с. 255).

Память начинает становиться смысловой: она опирается на установление смысловых, логических связей в материале. Восприятие становится синтезирующим, устанавливающим связи между предметами и явлениями. В результате психические процессы становятся произвольно управляемыми; развивается и укрепляется произвольность психической деятельности.

Важным психологическим новообразованием младшего школьника является формирование новой позиции — позиции школьника, то есть человека, выполняющего общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. С этим связана особая чувствительность детей к правилам школьной жизни. Причем «общественно значимой и общественно оцениваемой становится деятельность по приобретению новых способностей» (там же, с. 245) — учебная деятельность. Учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в области научных понятий; ее продуктом являются изменения, происходящие в самом ребенке. Это деятельность по самоизменению.

Основными компонентами учебной деятельности являются: учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и учебные операции, контроль, оценка. Сначала учебная деятельность целиком организуется взрослым, а затем ее отдельные элементы постепенно передаются детям для самостоятельного выполнения, в чем, собственно, и заключается формирование полноценной учебной деятельности.

Наряду с учебной деятельностью важное место в жизни младшего школьника продолжает занимать игра.

Проживание ребенком каждого возрастного периода подразумевает решение им определенных психологических задач. По Дж. Хэвигурсту, психологическими задачами «среднего детства» (в которое, по отечественной классификации, входит старший дошкольный и младший школьный возраст) являются: овладение физическими навыками, необходимыми для обычных игр; обретение целостной установки по отношению к самому себе как к растущему организму; обучение взаимодействию со сверстниками; овладение адекватной мужской или женской социальной ролью; развитие базовых навыков в чтении, письме и счете; приобретение понятий, необходимых для повседневной жизни; воспитание совести, морали; достижение личностной независимости.

В младшем школьном возрасте продолжается усвоение полоролевых стереотипов и на первый план выходит овладение учебными навыками, моральное развитие, развитие произвольности, овладение навыками взаимодействия с социальными институтами.

По мнению одного из крупнейших авторитетов в области возрастного развития человека Э. Эриксона, основным новообразованием младшего школьного возраста является обретение чувства умелости (компетентности). Если же чувство умелости не формируется, то возникает чувство неполноценности. Э. Эриксон, таким образом, указывает на важнейшую роль эмоциональных моментов в развитии.

Ребенок младшего школьного возраста реализует перечисленные возрастные задачи преимущественно в учебной деятельности. В ней он овладевает базовыми учебными навыками, правилами школьной жизни, в ней развивается произвольность психических процессов и формируются навыки взаимодействия с социальными институтами. Все эти моменты развития переживаются ребенком эмоционально. В случае благоприятного хода развития (в случае решения возрастных задач) формируется обобщенное позитивное эмоциональное переживание — чувство умелости (компетентности). В случае неблагоприятного хода развития (нерешения или частичного решения возрастных задач) у ребенка формируется обобщенное негативное эмоциональное переживание — чувство неполноценности.

В основе нашего подхода к развитию творческого потенциала личности лежит представление о творческости как реализации человеком собственной индивидуальности. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа; в качестве ее самодостаточного проявления принимаются эмоциональные реакции и состояния человека. С этой точки зрения, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Поэтому для развития творческого потенциала необходимо осуществлять работу с эмоциональным содержанием.

Развитие ребенка происходит во взаимодействии со взрослым. Это взаимодействие способствует личностному и творческому развитию ребенка тогда, когда его содержанием выступают эмоциональные реакции и состояния ребенка.

Важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие взрослым этих состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые ребенок испытывает. Не принимая эмоциональных реакций и состояний ребенка, то есть не признавая за ним право испытывать эти эмоции, взрослый препятствует развитию индивидуальности ребенка.

Существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний становится их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию.

Осознание ребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение, то есть выражение собственных эмоциональных реакций и состояний. Взрослый предоставляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает ребенку.

Таким образом, основное условие осознания и проявления ребенком своей индивидуальности (а тем самым и основное условие развития его творческого потенциала) — это принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений.

В качестве основного принципа развития творческого потенциала личности выдвигается принцип трансформации когнитивного содержании в эмоциональное. В соответствии с этим принципом когнитивное содержание (выполняемое ребенком задание) должно быть трансформировано в эмоциональное (его отношение к этому заданию): вся работа разворачивается вокруг эмоционального содержания.

В программе также использованы принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация. Применительно к данной программе это означает, что проблемы ставятся в эмоциональной плоскости и решаются в диалоге со взрослым и со сверстниками; индивидуализация выражается в том, что принимаются все эмоциональные проявления ребенка.

Обязательным при проведении занятий программы является соблюдение условий безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

Для реализации этих условий нужно:

— восхищаться каждой идеей ребенка так же, как восхищаются родители его первыми шагами;

— позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;

— использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

— максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;

— создать климат взаимного доверия;

— обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Непременное условие проведения занятий — положительная поддержка личности детей. При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей; принимается и выслушивается все, что делается ими.

Необходимо соблюдать определенные требования к речи ведущего:

— описывать свои чувства, называть конкретные факты или детали, которые понравились;

— выражать удивление и восхищение всем, что делают и говорят дети на этих занятиях;

— часто употреблять такие слова, как: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и др.;

— если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ученика;

— в каждом занятии находить что-то позитивное и называть вслух.

У детей на занятиях всегда должны быть цветные карандаши или фломастеры, бумага для рисования, папки, куда складываются работы.

Работы детей должны вывешиваться в комнате для занятий.

Одна и та же тема может занимать разное количество времени, так как активность детей может быть разной, а выслушивать нужно каждого.

Занятия проводятся в группе, состоящей из 8–12 человек.

Материалом, который прорабатывается в программе, служат переживания детей, их устойчивые повседневные отношения, то есть то, что им близко (возможно, не всегда понятно самому ребенку, но зато привычно), то, что с ними происходит.

В результате дети осознают свои сиюминутные состояния как нечто особенное, важное, имеющее определенную ценность: такие состояния присущи только тебе, а у другого человека это происходит уже по-другому. Другой человек иначе чувствует и иначе выражает свои переживания, используя другой цвет, другую форму. Только так — придавая ценность собственным переживаниям ребенка — можно воспитать у него чувство собственного достоинства, уверенность в себе и самоуважение.

Непременным условием проведения этих занятий является использование повседневного опыта детей. Это позволяет ребенку почувствовать, что то, что с ним происходит, очень важно. Ребенок еще не способен спрогнозировать свою жизнь, сосредоточиться на том, что пригодится в будущем. Он живет здесь и сейчас, и все разговоры взрослых о будущем его не затрагивают. А вот то, что происходит с ним сейчас, что он воспринимает, на что реагирует, что вызывает приятные или неприятные чувства, это и есть для него самое важное.

Если дети на первых занятиях не хотят, стесняются или не могут делать то, что им предлагается, то нужно оставить их в покое. Ведущий может сказать: «Да, трудно говорить о своих чувствах», «Бывает, что человек стесняется при всех говорить о себе», «Все в порядке, можно просто посидеть и послушать других», «Да, не хочется иногда ничего делать» и т.п.

Может случиться так, что на первых занятиях некоторым детям будут необходимы объятие ведущего, поглаживание по плечу, голове, руке; возможно, иногда надо будет брать ребенка на колени — то есть показывать ребенку принятие и поддержку в виде физического прикосновения.

Правда, у некоторых детей прикосновение чужого взрослого может вызвать резко отрицательное отношение. Это также учитывается ведущим. Иногда можно прокомментировать: «Да, не всегда прикосновение другого человека может нравиться». И в дальнейшем таким детям нужно оказывать поддержку только вербально, демонстрируя собственное положительное эмоциональное отношение.

В тексте занятий приведены реальные ответы ребят, участвовавших в экспериментальной работе. В других условиях, с другим ведущим будут получены другие ответы, и это совершенно нормально.

Необходимо выслушивать все ответы детей — даже если они неоднократно повторяются. Произнося одни и те же слова, дети на самом деле предъявляют себя, а не повторяющиеся сведения. Для ребенка эти слова полны своего смысла: они имеют отношение только к нему. Важно то, что ребенок это произносит, то есть или активизирует свои знания, или усваивает то, что узнал, или сам проживает отношение, которое ему понравилось.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность одного занятия — 2 часа (если тема рассчитана на большее количество часов, то она развивается на несколько занятий).

 

Занятие 1. Знакомство (1—2 часа)

Цель

Осознание себя как части общности.

Материалы

Цветные карандаши и листочки бумаги 10ґ15 см для каждого ребенка, булавки.

Ведущий. Скажите, пожалуйста, кто вы?

Ответы детей: Мальчики, девочки, школьники, ученики, дочери, сыновья, у нас добрая учительница и т.д.

Каждый ответ ведущий подтверждает, говоря: «Да», «Верно», «Правильно». Когда ответы иссякают, ведущий повторяет все высказывания детей. Если среди них нет обобщения типа: «Мы ученики 1 «А» класса», спрашивает: «Как обо всех вас можно коротко сказать?»

Ведущий. Да, вы ученики 1 «А» школы номер... Какой у вас номер школы?

Ответы детей.

Ведущий. Так, вы ученики 1 «А» класса школы № 884. Скажите, пожалуйста, ученики 1 «А» класса, что вы умеете делать?

Ответы детей: Писать, бегать, рисовать и т.д.

Каждый ответ эмоционально и положительно подкрепляется ведущим: «Да?», «Здорово!», «Как интересно!»

Когда все ответы даны, подводится итог.

Ведущий. Теперь я знаю, кто вы. Здесь передо мной школьники средней школы № 884, ученики 1 «А» класса, которые умеют складывать и вычитать числа до 20, знают все буквы, умеют играть на разных музыкальных инструментах... любят мороженое... (повторяется все, что смог запомнить ведущий). Какой чудесный класс, как хорошо вы рассказали о себе! А ваш класс похож на другие первые классы? Чем вы отличаетесь от них?

Ответы детей: У нас другая учительница, ее зовут по-другому, у нас другая классная комната, ни у кого нет таких родителей, как у нас. В других классах другие ребята, и они умеют делать другие разные дела. И класс у них по-другому называется.

Ведущий. Так значит в 1 «А» учатся дети, непохожие ни на кого другого. Отгадайте, кто похож сам на себя?

Ответы детей: Человек.

Ведущий. А теперь я расскажу вам, кто я.

Ведущий рассказывает, чем он занимается и что собирается предложить детям.

Ведущий. Ребята, вы так интересно рассказывали о себе. Говорили, например, что умеете кататься на лыжах. А разве вы сейчас катаетесь на лыжах? Где же находится воспоминание о лыжах?

Ответы детей: В голове.

Ведущий. Кто-то из ребят сказал, что любит мороженое. Разве сейчас вы едите мороженое? Где находится воспоминание о мороженом?

Ответы детей: В голове.

Ведущий. Скажите, пожалуйста, куда вы ездили летом?

Ответы детей.

Ведущий. Как вы узнали, что ездили в деревню, разве сейчас вы находитесь в деревне?

Ответы детей.

Ведущий. Какое удивительное создание природы человек. Сидит на месте, а рассказывает о путешествиях, ничего не ест, а может вспомнить, какой сладкой бывает конфета. И все эти удивительные вещи происходят внутри человека, в голове человека, в уме человека. Похож ли ум человека на волшебника?

(Пауза.) Ответы детей.

Ведущий. Погладьте себя по голове: ваш ум сильный, гибкий, быстрый. Он может справиться со всеми трудностями. А чтобы он хорошо помогал нам, мы будем тоже помогать ему на наших занятиях.

А сейчас мы познакомимся с вами поближе. Пожалуйста, пусть каждый из вас назовет свое имя и скажет, что он любит больше всего: может быть, это будет игрушка, игра, какие-нибудь сладости, вкусная вода, любимые дела (перечисления делаются с паузами). Я не знаю, что вы любите. Это пока тайна для меня. Только вы сами можете сказать. А я — тайна для вас. Но сейчас я открою свою маленькую тайну, а потом вы — по очереди. Я люблю свою трехцветную кошку!

Ответы детей.

Они по очереди называют свое имя и то, что они любят (что-нибудь одно).

Затем детям предлагается на листочках бумаги написать свое имя печатными буквами (ведущий помогает, если ребенок не знает букв) и нарисовать свой символ.

Ведущий делает то же самое и объясняет значение своего символа. Если есть необходимость, нужно объяснить детям значение понятия «символ». (Символ — образ, предмет, обозначающий данного человека или его жизнь. Можно привести примеры.)

Листочки с именем и символом прикрепляются на грудь ребенка. Детям предлагается походить по комнате и посмотреть на символы всех ребят, объединиться с кем-нибудь в пару. В пару объединяются те, чьи символы хоть немного похожи.

Ведущий может также после 3–5 минут ходьбы детей по классу хлопнуть в ладоши и остановить всех. Те, кто оказался рядом, составляют пары и пытаются найти что-нибудь общее в своих символах. Можно придумать историю, из-за которой эти символы могут быть объединены. От пары выступает один ребенок, другой, при желании, может продолжить или дополнить.

Необходимо выслушать всех. Если не хватит одного занятия, то нужно продолжить знакомство на втором занятии.

Заканчивается занятие «Знакомство» рисованием тех чувств, которые учащиеся сейчас испытывают. На возможные вопросы детей ведущий может ответить: «Я тоже не знаю, ребятки, как можно нарисовать чувство, сама сейчас тоже буду рисовать. Давайте посмотрим, что у кого получится (улыбнуться). Посмотрим, какое волшебство мы сотворим».

По окончании работы предлагается поделиться своими чувствами, запечатленными в картинках: показать всей группе и рассказать, что есть что. Выступают все желающие.

Карточки с именами и картинками кладутся в папку, которая лежит на столе у каждого ребенка. При невозможности завести папку для этих занятий можно использовать в качестве таковой сложенную газету.

На передней стороне папки можно написать имя ребенка, приклеить или нарисовать картинку.

На этом занятие заканчивается. Ведущий благодарит всех за работу и прощается.

 

Занятие 2. Мое лето (3 часа)

Цель

Осознание детьми изменений, которые произошли с ними за последнее время.

Материалы

Листы бумаги (большие и обычные), цветные карандаши, фломастеры, клей.

 

Часть Первая (1–2 часа)

Ведущий. Ребята, как вы думаете, что в вас изменилось по сравнению с тем, какими вы были летом?

Ответы детей: Мы стали школьниками, мы стали старше, мы выросли.

Ведущий. А как изменилась ваша внешность? Может быть, у кого-нибудь изменилась прическа? В школу вы пришли в новой одежде или в той же, в которой ходили в детский сад?

Ответы детей.

Ведущий. Может быть, у кого-то появились какие-то новые вещи, которых раньше никогда у него не было?

Ответы детей.

Если не упоминаются предметы, связанные со школой (портфель, ранец, письменный стол и т.д.), ведущий задает наводящие вопросы.

Ведущий. Скажите, а в вас самих, внутри, что-нибудь изменилось? Какие чувства вы испытываете, когда идете в школу?

Если дети затрудняются описать свое внутреннее состояние, то можно рассказать какую-либо небольшую историю, например о том, как ваш юный сосед собирался в школу. В рассказе нужно подчеркнуть, что ему хотелось настоящей взрослой жизни, быть серьезным, решать трудные задачи, писать незнакомые слова. Он даже перестал улыбаться. Самое сильное его чувство — это серьезность и желание учить трудные уроки.

Ведущий. А у вас, ребята, какие возникают чувства и желания, когда вы идете в школу? Может быть, кто-нибудь хочет вернуться в детский сад?

Ответы детей.

ВедущийКак вы считаете, школа — это более серьезное учреждение, чем детский сад? Или оно такое же веселое и беззаботное, как детский сад?

Ответы детей.

Ведущий. Да, некоторые ребята считают, что школа — это очень серьезное учреждение, а некоторые — что здесь можно весело и интересно провести время, почти как в детском саду.

Ребята, а где вы проводили свое последнее ДОШКОЛЬНОЕ лето?

Ответы детей.

Затем дети рисуют на обычных альбомных листах свои впечатления о прошедшем лете.

На этом первая часть занятия заканчивается. Дети убирают рисунки в папки. Если остается время до конца занятия, дети могут показать свои рисунки классу и рассказать о том, что они нарисовали.

 

Часть Вторая (1–2 часа)

Дети объединяются в группы по три человека. Перед этим ведущий раздает им кусочки бумаги трех цветов. В группу объединяются те, кому достались кусочки бумаги одного цвета. Каждой группе предлагается составить общую историю о лете. Для этого на большом листе бумаги они самостоятельно распределяют свои картинки в том порядке, какой считают нужным, и приклеивают их.

Ведущий. Ребята, возьмите свои картинки, которые вы рисовали на прошлом занятии о лете. Пусть каждый из вас расскажет членам своей группы о том, что он нарисовал, и о том, что он чувствовал, когда рисовал это. А остальные пусть внимательно слушают. После того как каждый расскажет свою историю, вам надо будет составить общий рассказ о лете, используя все три ваши картинки.

У каждой группы есть также большой лист бумаги. Вы расположите на нем ваши картинки так, как вам понравится, и приклейте их.

Картинки у вас будут разные, а рассказ должен быть один, поэтому вам нужно подумать о том, как ваши картинки соединяются между собой и как вы об этом будете рассказывать.

А потом каждая группа расскажет всему классу свою историю про лето. Подумайте, как вы будете рассказывать свою общую историю: это будет делать кто-нибудь один или вы будете рассказывать по очереди?

Дети рассказывают в группах свои истории, составляют коллаж, затем выступают перед классом.

Если они испытывают затруднения в составлении общей истории, им надо оказать помощь. Если ребенок затрудняется с началом рассказа, нужно подойти к нему и спросить: «Что ты делаешь на нашем занятии? Какое у тебя сейчас настроение? Кто здесь с тобой?» Потом предложить рассказать это же другому ребенку из этой группы. Затем сказать: «Сейчас расскажет свою историю ваш третий товарищ. А вы подумайте, чью историю поместить в начало рассказа, чью — в середину, а чью — в конец».

Ведущий. Вы все слушали друг друга? Можете повторить рассказ друг друга? Кто будет рассказывать общую историю? Придумайте, как вы перейдете от одной картинки к другой, какие слова здесь надо будет говорить.

После того как все истории будут рассказаны, каждый из детей говорит о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение.

 

Занятие 3. Школа внутри и снаружи (4 часа)

Цель

Знакомство со школой, ее внутренним устройством и внешним видом.

 

Часть первая (2 часа)

Детям предлагается совершить экскурсию по школе. Маршрут обговаривается заранее с теми педагогами, чьи классы собираются посетить дети.

Ведущий спрашивает детей, что такое экскурсия, выслушивает объяснения и говорит о том, что сегодня у нас будет необыкновенная экскурсия — путешествие по школе.

Ведущий. Кто знает, есть ли какие-нибудь правила проведения экскурсии?

Если правила не называются, то ведущий задает наводящие вопросы.

Ведущий. Кто догадается, почему на экскурсии люди стараются держаться вместе? Почему нельзя разговаривать во время экскурсии? Можно ли задавать вопросы во время экскурсии? Что надо сделать, перед тем как задать вопрос? (Поднять руку, а если экскурсовод не замечает, то спросить: «Можно мне задать вопрос?»)

Детям предлагается осмотреть свой класс, обратить внимание на то, что в нем находится, а потом посмотреть, как устроен другой первый класс.

После посещения соседнего первого класса дети навещают старшеклассников, рассматривают их этаж. Они заходят в класс старшеклассников, где осматриваются и могут поговорить с ними. Очень хорошо, если старшие сами вспомнят о том, какими маленькими они были в первом классе. Малыши могут помериться с ними ростом (первоклассник может встать на стул, или старшеклассник может взять его на руки).

Затем экскурсия продолжается. Ведущий называет все помещения, которые проходят дети. Они заглядывают и по возможности заходят во все подсобные комнаты, медкабинет, кабинеты труда, залы для занятий, столовую. Заходят также в учительскую и осматривают ее, расспрашивают, для чего существует эта комната. В конце экскурсии (а может, и раньше, если это по пути) нужно заглянуть в кабинет завуча и директора. В эти кабинеты будет проведена отдельная экскурсия, поэтому можно лишь назвать их, не заглядывая внутрь.

Возвратясь в класс, дети рисуют то, что на них произвело самое большое впечатление, и поясняют свой рисунок.

 

Ведущий. Кто-нибудь заметил, как мы выполняли экскурсионные правила? Какое было самое первое правило?

Ответы детей: Мы все вместе ходили по школе.

Ведущий. Да, молодцы. Давайте шепотом крикнем себе: «Ура!» А второе правило (о том, что во время экскурсии нельзя разговаривать) выполнялось или нет, кто заметил? Увы, не выполнялось. Придется громко промолчать (можно всем вместе открыть рот и не произнести ни звука).

Ведущий. Кто-нибудь задавал вопросы? Как вы это делали?

Ответы детей.

В заключение ведущий говорит о своем чувстве и о том, что ему понравилось. При этом не высказывается никаких сожалений и пожеланий относительно того, что в следующий раз ребята будут лучше себя вести или задавать вопросы (если их не было).

 

Часть вторая (2 часа)

Дети выходят из школы. Надо посмотреть на фасад здания, вход, рассмотреть вывеску, спросить, знают ли они, где написан номер школы. Затем нужно отыскать окна своего класса, посмотреть, где спортзал, столовая, как выглядят снаружи другие помещения.

На физкультурном поле можно поиграть в какую-нибудь подвижную игру, рассмотреть, какие физкультурные снаряды есть на улице.

Возможно, кто-то из детей знает названия деревьев и других растений, растущих вокруг школы, если нет — то ведущий называет их сам (предварительно следует узнать их названия у преподавателя биологии). Ведущий предлагает детям посмотреть, как изменились растения по сравнению с летом. Затем детям предлагается рассмотреть то, что лежит рядом с ними на земле, и саму землю.

По окончании экскурсии ведущий просит детей захватить с собой какой-нибудь небольшой предмет, который привлек их внимание, когда они рассматривали землю.

Вернувшись в класс, дети кладут на специально выделенное место (подоконник, учительский стол) принесенные предметы и рассказывают о том, почему они их выбрали (привлек цвет, необычная форма, может быть, этот предмет на что-нибудь похож; каждый должен объяснить, почему он взял этот предмет). Возможно, кто-то не сможет этого объяснить, но в любом случае ребенок обязательно должен что-нибудь сказать.

 

Занятие 4. Коллаж «Школа» (2 часа)

Цель

Создание общего представления о школе.

Материалы

Большие листы бумаги, клей или скотч, цветные карандаши, папка с вложенными в нее карточками с номерами (каждый номер повторяется трижды, чтобы дети могли объединиться в группы по трое).

Карточки с номерами складываются в коробку, и дети вытягивают их наугад. Те, кому достались одинаковые номера, объединяются в группу.

Ведущий. Сегодня мы будем делать коллаж. Вы знаете, что означает это слово? Коллаж — это картина, составленная из отдельных частей.

Объединившись в группы по три человека, дети берут свои рисунки, сделанные на предыдущем занятии, и свободно размещают их на столе или на полу. Нужно из трех разных рисунков на большом листе составить одну общую картину школы. При составлении этой картины можно использовать те предметы, которые были принесены с прогулки вокруг школы. Если их нельзя приклеить, они все равно должны присутствовать в рассказе.

Рисунки нужно прикрепить к листу клеем или скотчем, а на пустом месте нарисовать соединяющие детали: должна получиться цельная композиция. Если этого не получается, пусть дети придумают словесное описание перехода от рисунков к рисунку.

Дети сами договариваются, кто будет выступать от группы: кто-то один или по очереди.

Если детям трудно выполнить задание, нужно подойти к ним и помочь наметить план действий:

1) вспомнить, что изображено на картинке;

2) расположить картинки на листе;

3) придумать связки между картинками;

4) решить, кто и как будет выступать.

Чтобы выбрать, кто будет выступать первым, можно воспользоваться считалками. Можно предложить каждому рассказать про свою картинку, используя придуманный переход от рисунка к рисунку.

Каждая группа показывает свой коллаж всему классу и рассказывает о нем.

По окончании занятия общие рисунки вывешиваются в классе. У каждого из детей ведущий спрашивает, какое чувство он испытывает. При этом ведущий не спрашивает об оценке («нравится — не нравится»), а интересуется тем реальным ощущением, которое есть у ребенка, например: «Мне весело», «Я чувствую страх», «У меня радостное чувство», «Хочется баловаться», «Как-то тревожно» и т.д.

Ведущий не задает дополнительно никаких вопросов — почему тревожно или грустно — а лишь уважительно кивает головой, сохраняя доброжелательно-серьезное выражение лица.

В заключение ведущий рассказывает о своих впечатлениях, описывает свои чувства, говорит о том, что нравится.

Обязательно должно быть сказано что-то позитивное по поводу каждого коллажа, например: «Я получила удовольствие, глядя на ваши коллажи. Вот здесь мне понравился зеленый цвет, которым ребята сделали фон. А вот на этом коллаже очень здорово сделаны соединения между рисунками. Этот коллаж очень аккуратный: чисто наклеены все три рисунка. На этом коллаже как будто специально подобрали рисунки синего цвета» и т.д.

 

Занятие 5. Директор (2 часа)

Цель

Знакомство с руководством школы.

На этом занятии дети идут на экскурсию в кабинет директора. Там они беседуют с директором школы, предварительно приколов на грудь карточки со своими именами. Совершается ритуал знакомства: директор называет свое имя, говорит, что он руководит школой. Учитель представляет ребят и несколькими фразами характеризует класс. Он приглашает директора посмотреть на символы ребят, а ребята называют себя по именам и называют свои символы.

Посадив ребят, директор рассказывает им о своих функциях, о том, как он заботится об учениках, учителях, обслуживающем персонале школы, о том, что награждает тех, кто хорошо работает, и может уволить тех, кто плохо работает и не выполняет правила. Директор рассказывает также об общих правилах в школе.

Беседа не должна занимать более 15 минут.

Затем директор говорит, что у него есть помощники: заведующий учебной частью, воспитательной частью и другие завучи этой школы.

Дети переходят в кабинет завуча, где он показывает им большое школьное расписание и рассказывает, за что он отвечает, за что он может наградить или наказать учеников.

Эта беседа длится 5 минут.

Знакомство с завучем по воспитательной части тоже не должно превышать 5 минут.

Если в школе есть завучи средней и начальной ступени, то более обстоятельно с детьми может побеседовать завуч начальной школы.

По возвращении в класс ребята садятся в кружок. Ведущий спрашивает их, директором какого учреждения или предприятия они хотели бы быть. Как бы они организовали свою работу? Каким образом заботились бы о подчиненных?

Сидя в кругу, дети отвечают на эти вопросы.

В конце занятия все возвращаются на свои места. Ведущий просит детей показать свое настроение с помощью движений. Первым это задание выполняет ведущий. Он называет свое эмоциональное состояние и показывает какое-либо движение. Дети, стоящие около парт, делают свои движения. Желающие могут выйти к доске.

 

Занятие 6. Наши правила (3 часа)

Цель

Осознание повседневных правил поведения.

Материалы

Бумага, фломастеры, клей.

Ведущий. Сегодня утром я видела разбитую машину. Так грустно и неприятно было на нее смотреть. Кто-нибудь видел аварию?

Ответы детей.

Ведущий. Отчего бывают аварии на автодорогах?

Ответы детей.

Если никто не называет одну из причин аварии — несоблюдение правил, то можно спросить, например, что произойдет, если водитель поедет навстречу движению машин.

Ведущий. Вы, наверное, уже догадались, зачем люди придумали правила дорожного движения.

Ответы детей.

Ведущий. Какие чувства вы испытывали, когда мы говорили об авариях?

Ответы детей.

Ведущий. Кто-нибудь может представить себе, что переживают люди, попавшие в аварию?

Ответы детей.

Ведущий. Да, люди чувствуют страх, ужас, плачут и, может быть, стонут, чувствуют боль.

Принимаются все высказывания детей. В данном случае принятие осуществляется повторением сказанных слов с сочувствующей интонацией.

Ведущий. И вы, наверное, уже догадались, зачем нужны правила уличного движения?

Ответы детей.

Если дети затрудняются в подведении итогов, то ведущий делает это сам. Но даже в случае сделанного детьми обобщения, ведущий повторяет его: «Правила уличного движения нужны для того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности».

Ведущий. Ребятки, а дома у вас есть правила безопасности? Что же разрешается делать дома, а что запрещается?

Ведущий может начать беседу с того, какие правила и законы существуют у него дома.

Ведущий. Когда утром мы просыпаемся, то обязательно говорим друг другу и даже кошке: «Доброе утро». Кошка в ответ мурлыкает, потягивается и соскакивает с постели. Потом все занимаются своими делами. Уходя из дома, мы говорим: «Я ухожу, до свидания, счастливо оставаться». А остальные домашние выходят из своих комнат, чтобы тоже попрощаться и пожелать уходящему счастья.

У нас дома есть закон — обязательно звонить, если задерживаешься на работе или в школе. Запрещается плохое настроение срывать на других людях.

В рассказе ведущего должно быть всего 4–5 примерных правил.

Ведущий. Какие законы и правила есть у вас дома?

Ответы детей.

Возможно, что ведущему надо будет что-нибудь подсказать или задать наводящие вопросы. Проверяет ли мама уроки и можно ли без ее разрешения заканчивать их делать? У кого есть правило самому садиться за уроки без напоминания? Какие штрафы (наказания) следуют за нарушение этих правил? Какие штрафы следуют за непослушание и грубость? За плохое поведение в школе? За нанесение обиды брату, сестре или другому человеку?

Ответы детей встречаются ведущим с сочувствием и пониманием. Затем он предлагает детям описать или назвать те чувства, которые они испытывают, говоря о нарушении требований взрослых.

Ведущий. Какое настроение создалось у вас в процессе нашего разговора?

Если дети затрудняются с ответами, можно перечислить возможные состояния: стало грустно, тревожно, неприятно, любопытно, весело, спокойно.

Ответы детей.

Ведущий. За что хвалят вас ваши родители? Чем они бывают довольны, чем гордятся?

Ответы детей.

Ведущий. А сейчас настроение изменилось? Оно стало лучше?

Ответы детей.

Ведущий. А почему почти у всех (или у всех) настроение стало лучше?

Ответы детей.

В некоторых классах есть дети, которые не встречают одобрения со стороны родителей. Но чрезвычайно важно это обстоятельство смягчить, говоря ребенку о его достоинствах, например: «Мне нравится, что ты защищаешь своего товарища», «Твои рисунки доставляют мне удовольствие» и т.п.

Ведущий. Настроение стало лучше, потому что мы говорили о том, что у нас получается, за что нас хвалят. Мы говорили о хорошем, о том, как соблюдаем домашние правила. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь заметил, какие правила есть на наших занятиях?

Возможно, кто-нибудь из детей скажет, что здесь можно говорить все, что приходит в голову, что здесь не ставят оценок, что наши уроки похожи на игру, на этих уроках можно разговаривать. Если дети об этом не говорят, следует задать наводящие вопросы: «Можно ли кричать на наших уроках? Почему нельзя кричать, а можно просто разговаривать негромким голосом?» и др.

Ведущий. На наших уроках можно ходить по классу. А почему нельзя топать и прыгать?

(Это будет мешать окружающим, все подумают, что это стадо слонов, и не будет слышно, что объясняет учитель в других классах.)

Ведущий. Чего еще нельзя делать на наших уроках? Какие правила вы придумали бы сами?

Ответы детей.

Их нужно подвести к тому, что на уроках нельзя обижать друг друга и драться.

После того как дети скажут о правилах, которые они хотели бы соблюдать на занятиях, следует подвести итог: нужно в присутствии детей написать все правила на листе ватмана цветными фломастерами. Запись должна быть четкой, по возможности красивой, но обязательно сделанной на этом же занятии в присутствии детей.

Наши правила

1. Можно говорить все, что придет в голову.

2. Можно задавать любые вопросы.

3. На наших уроках все ответы всегда правильные: все, что вы говорите и делаете, думаете и чувствуете — всегда все правильно.

4. Нужно доброжелательно и уважительно относиться друг к другу.

Нельзя:

5. Обижать друг друга и драться.

6. Громко кричать.

7. Топать, бегать и прыгать.

Исключения из правил

Если очень хочется кричать — кричи, но с закрытым ртом.

Если очень хочется топать — топай, но на «носочках».

Если хочется бегать — бегай, но на цыпочках.

Если есть какие-то правила, которые предложили дети, их тоже стоит специально выделить и обговорить.

С детьми нужно выяснить, какие штрафы будут назначаться при нарушении правил. (Дети сами могут придумать эти штрафы, например: посидеть 1–2 минуты — в зависимости от нарушения — на «штрафной скамейке», брать штрафной фант, который ребенок должен в конце занятия как-то отыграть, и др.)

После того как будут объяснены и приняты все правила, детям предлагается походить по комнате и отыскать то место, которое им больше всего нравится в классе. Нужно там побыть (постоять, посидеть, полежать) в течение 2–3 минут. А потом поделиться впечатлениями: почему они выбрали это место, какое у них настроение. Ведущий спрашивает, были ли нарушены какие-нибудь правила, когда они выполняли это упражнение. Если кто-то попадает на штрафную скамью, то за временем, на которое он оштрафован, следит сам оштрафованный (часы дает ведущий, можно использовать песочные часы).

После того как дети рассказали о своем настроении, каждому предлагается нарисовать эти правила на тех листах для рисования, которые лежат на столах.

После того как дети нарисуют разрешающие правила, можно провести такую игру: дети встают в круг, каждый делает какое-нибудь движение, а все остальные повторяют. После игры они возвращаются на свои места и рисуют запрещающие правила.

После этого дети рассматривают рисунки друг друга, свободно переходя от стола к столу и шепотом переговариваясь.

Затем дети делятся на семь групп (по числу правил), и каждая группа придумывает и рисует на небольшом листе бумаги общий знак того правила, которое ей досталось. Каждая группа рассказывает о своем знаке, пытаясь обосновать его смысл. Если дети не могут этого сделать, то рисунок принимается со словами: «Вы так решили». Небольшие листки с условными обозначениями прикрепляются рядом с теми правилами, символом которых они являются.

Ведущий. Я чувствую глубокое удовлетворение и гордость за работу, которую мы с вами сделали. Мы договорились о правилах совместной жизни. А у вас, ребята, какие чувства возникли сейчас, когда работа закончена? Могли бы вы их изобразить каким-нибудь знаком, цветом? Сделайте это на листах бумаги. Может, у кого-то есть особое отношение к этой работе, и оно вызывает у вас ощущение запаха, аромата. Может быть, у кого-то появился вкус, звук, мелодия, слова, которые тоже выражают ваши чувства от сделанной работы.

Затем дети делятся своими впечатлениями. Ведущий принимает абсолютно все выражения, нейтрализуя, если возникают, критические или насмешливые замечания фразами: «Да, ты так чувствуешь, и это правильно», «Такие чувства возникли у тебя, и значит, это верно», «Только ты знаешь, какие чувства ты испытываешь» и др.

Ведущий. Спасибо за работу.

 

Занятие 7. Это — я (4 часа)

Цель

Создание автопортрета

Материалы

Большие листы бумаги (примерно в рост ребенка: можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.

Ведущий. Сегодня каждый из вас будет рисовать автопортрет в полный рост. (Объяснить слово «автопортрет».) Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?

Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.

Второй способ: человек ложится на лист бумаги и кто-нибудь обводит его контур.

Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.

Если дети не указывают сами этих способов, надо им предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им больше нравится. Дети могут изобрести и другие способы.

После того как контур нарисован, каждый может раскрасить его так, как он хочет: нарисовать себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть — старинную.

Потом ведущий предлагает детям посмотреть на себя в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть.

Затем портреты прикрепляются на стене в классной комнате и каждому из детей предлагается рассказать о себе: как его зовут, кто его родители, где он живет, какой у него дом, что он любит.

Рисуя контуры, дети работают в группах либо по четыре (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит), либо по два (один лежит, другой обводит), либо по три человека (один лежит, двое обводят).

 

Занятие 8. На месте директора (3 часа)

Цель

Развитие умения планировать и совмещать свои возможности с возможностями других людей, с возникшими обстоятельствами.

Материалы

Бумага, ручки.

Детям предлагается представить себя директором или президентом какой-либо фирмы. Ребята выбирают те предприятия, которые есть в городе, или придумывают себе фирму. На город, в котором работают эти люди, обрушился ураган и разрушил несколько домов, в которых живут люди. Мэр города (ведущий) обратился за помощью к местным руководителям. Он обзванивает их по радиотелефону, с тем чтобы пригласить на экстренное совещание. Ведущий «вызывает» по телефону президента какой-либо «фирмы», придуманной ребенком. В разговоре с ним он использует слово «экстренный» (срочный).

Ведущий. Это господин такой-то (называется фамилия ребенка), президент такой-то фирмы? К вам обращается мэр города, господин Икс. Я хотел бы просить вас о помощи городу. Не могли бы вы приехать на ЭКСТРЕННОЕ совещание?

Ответ президента.

Мэр города. Вы не могли бы заранее обдумать, какую помощь вы можете оказать городу?

Ответ президента.

Мэр города. Может быть, вам необходимо время, чтобы посоветоваться с сотрудниками своей фирмы?

Ответ президента.

Мэр города. Сколько вам для этого нужно времени?

Ответ президента.

Мэр города. Я вас жду через час.

Ответ президента.

Мэр города. С некоторыми президентами нельзя связаться ни по телефону, ни по радиотелефону. Как еще можно поддерживать связь с этими людьми?

Возможные ответы: послать телеграмму, факс, оставить запись на автоответчике, передать через секретаря, послать курьера, написать письмо.

Но вот все директора и президенты собрались, и началось обсуждение того, кто и как будет помогать в восстановлении города (ребята берут стульчики и садятся вокруг воображаемого стола в кружок).

Мэр города. В нашем городе разрушены дома, повреждены электрические провода и водопровод, есть раненые. Нужны продукты, одежда, лекарства, деньги, транспорт. Пожалуйста, скажите, кто и чем может помочь городу.

В конце выступления ведущий (мэр) предлагает участникам составить план помощи: что фирмы будут делать, кто за что будет отвечать и т.п.

В заключение мэр благодарит всех за моральную и материальную помощь населению города.

1. Чем могут помочь разные фирмы?

Президент банка может оказать финансовую помощь (для закупки лекарств, вызова специалистов и т.д.).

Президент строительной фирмы может дать строительный материал, рабочих, транспорт. Ему понадобятся деньги для закупки дополнительных строительных материалов: на это тоже могут пойти деньги банкира.

Директор молочного завода может выделить продукты для тех, кто остался без крова и раненых.

Директор фармакологического завода (или заведующий аптекой) может помочь медикаментами, но ему нужен транспорт. Он должен договориться с директором автопарка или того предприятия, у которого есть транспорт, о выделении машин.

2. Какая помощь необходима (план действий)

Определяется, что нужно сделать сначала, а что — потом.

Сначала нужно:

— разместить раненых;

— накормить людей;

— разместить тех, кто остался без крова;

— разобрать завалы;

— обеспечить водой;

— восстановить водопровод;

— восстановить электролинию;

— отремонтировать дороги;

— восстановить разрушенные здания.

3. Кто за что будет отвечать?

Объединившись в группы по 2–3 человека для решения каждой задачи, дети обдумывают, как они будут это делать, что им необходимо. Нужно согласовывать свои действия с теми организациями, у которых есть транспорт. Можно создать центр помощи, в который будут поступать сведения о проделанной работе и необходимых делах.

 

Занятие 9. Изобретатель (2 часа)

Цель

Развитие фантазии.

Материалы

Бумага, цветные карандаши, фломастеры, большие листы бумаги, клей.

 

Часть первая (1 час)

Дети вспоминают, какие виды связи они называли в прошлый раз. Затем ведущий спрашивает, кто изобрел эти аппараты: фамилии изобретателей не называются, дается общий ответ — ученые, изобретатели (люди, создающие новое).

Ведущий. Посмотрите вокруг и подумайте над тем, что в классной комнате и за окном создано человеком, а что — природой. Нарисуйте что-нибудь, что вам сейчас пришло в голову, а потом покажите всему классу и объясните, что это такое и как работает.

Принимается любое объяснение и эмоционально положительно подкрепляется.

Ведущий. Сядьте на свои места, закройте глаза и представьте, что на земле ничего нет. Что сначала нужно было бы изобрести?

Вероятнее всего, сначала это будет какая-нибудь еда, разные вкусные вещи. Потом — игрушки. Если никто из детей не предложит построить помещение, в котором можно жить, ведущий должен спросить о том, где они собираются жить. Что они изобретут после того, как построят свой дом? Может быть — транспорт, может быть — связь или что-нибудь другое. После этого нужно предложить детям нарисовать свой изобретенный мир.

 

Часть вторая (1 час)

Дети в группах по три человека создают общий мир: придумывают идею, объединяющую три мира, и создают общий рисунок.

После этого каждая группа показывает свой объединенный рисунок мира классу и рассказывает, какой у них мир, что там происходит, как они в нем живут.

В заключение ведущий спрашивает детей, понравилось ли им работать в группе, как они договаривались о том, как сделать общую картину, все ли мнения были учтены.

 

Занятие 10. Спутанные сказки (2 часа)

Цель

Освоение смены позиции при оценке событий.

Ведущий. На прошлом занятии мы с вами были изобретателями. Мы изобретали не только новые приборы и аппараты, но и новые миры. А оказывается, по-новому можно взглянуть и на старые сказки, например на сказку «Три медведя». Почему мы считаем, что три медведя были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их завтрак? Давайте попробуем рассказать историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения медведей.

Дети рассказывают сказку с точки зрения семейства медведей.

Ведущий. В сказке «Приключения Буратино» Буратино увел кукол у Карабаса-Барабаса, издевался и насмехался над ним и в конце концов полностью разорил его. Расскажите эту историю с точки зрения Карабаса-Барабаса.

Дети рассказывают сказку с точки зрения Карабаса-Барабаса.

Ведущий. Маленький мальчик, который кричал: «Волк!», имел немало проблем: никто из жителей города не верил ему. Переделайте эту историю и сделайте из мальчика героя.

Дети переделывают сказку.

Ведущий. Перескажите историю о трех маленьких поросятах с точки зрения голодного волка. Разыграйте ее.

Дети выполняют задание.

 

Занятие 11. Почта (3—4 часа)

Цель

Знакомство с функционированием одного из социальных институтов, развитие навыка прогнозирования.

Материалы

Почтовые открытки с марками, карандаши (ручки), записки родителей с полным почтовым адресом ребенка.

Заранее необходимо договориться с работниками почты о проведении экскурсии на почту: с директором или его заместителем — о беседе (на 5 минут). Желательно, чтобы сотрудник почты познакомил детей с общим устройством и работой этой организации.

На уроке предварительно можно прочитать какой-нибудь рассказ про почту, вспомнить стихи про почту. Дети рассказывают о своих представлениях о почте — что это такое, для чего она существует. После этих рассказов ведущий предлагает детям взять открытки, рассмотреть ту их сторону, где пишется адрес, и самостоятельно скопировать адрес, который им написали родители.

После этого каждый ребенок может рассказать о том, какое послание (на какую тему) он хотел бы получить. На открытке, которую дети отправляют самим себе, они могут что-либо написать (если они умеют писать) или нарисовать. Эта часть занятия занимает один час.

Следующая часть занятия — экскурсия на почту. На почте дети опускают свои открытки в почтовый ящик. С этого момента с ними проводят экскурсию по зданию почты. В экскурсию необходимо включить беседу с директором почты о его обязанностях, о том, как он организует работу и как он руководит своими сотрудниками.

Если экскурсия заняла два часа, то на этом эта часть заканчивается.

Если же экскурсия заняла один час, то третий час занятия посвящается обсуждению впечатлений детей от экскурсии на почту. Эти впечатления можно нарисовать и рассказать по рисунку. Можно просто рассказать о том, что больше всего понравилось, какие чувства возникли. Может быть, кто-нибудь захочет изобразить, как работает почтовый ящик или телеграфное устройство и другие механизмы и средства связи.

 

Занятие 12. Послание в будущее (3—4 часа)

Цель

Развитие прогнозирования.

Материалы

Аккуратные коробочки (например, из-под парфюмерии) или обычные конверты, листки бумаги, карандаши, ручки, линейки, бечевка, ножницы.

Ведущий. Ребята, мы сегодня с вами совершим необычное путешествие. Мы отправимся в будущее. С помощью какого транспорта можно попасть в будущее?

Ответы детей.

Если в ответах не фигурирует слово «воображение», ведущий может задать наводящие вопросы:

Скажите, вы можете вспомнить, что вы делали летом?

Вы можете представить, что вы будете делать вечером?

А откуда вы знаете, что вечером будете смотреть телевизор?

Где находятся ваши фантазии и воспоминания?

Обычный ответ: «Вот тут» (показывая на голову).

Ведущий. Да. А в будущее можно попасть с помощью какого «транспорта»?

Ответы детей.

ВедущийПравильно, с помощью нашего мышления и воображения. Мы будем совершать мысленное путешествие в будущее. Сквозь время полетят наши необыкновенные ракеты. Мы с вами полетим в конец первого класса. Сколько месяцев еще осталось до мая? Какой будет природа в мае? А вы знаете, что в будущее полетит самая настоящая частичка вас самих?

Ведущий (показывает коробочку). Вот в эту коробочку нужно поместить свою маленькую частичку. Какую частичку сюда можно поместить, как вы думаете?

Ответы детей.

Ведущий. А с вами что-нибудь произойдет до мая?

Ответы детей: Мы станем умнее, выше, красивее и т.д.

Ведущий. А как это все можно поместить в нашу маленькую прекрасную ракету? Если вы в конце года станете выше, больше, значит, вы больше будете весить? Как можно сделать так, чтобы все это поместилось в ракету?

Если дети не находят правильного ответа, ведущий таинственно говорит.

Ведущий. А я знаю: можно определить свой рост, и эту мерку положить в коробочку. Можно взвеситься, записать цифры и эту бумажку тоже положить в коробочку. А весной посмотреть, какими мы стали высокими и «толстыми». Мы сейчас пойдем в медицинский кабинет и там нам измерят рост и вес.

В медицинском кабинете каждый ребенок получает записочку с данными о своем росте и весе. Вернувшись в класс, дети с помощью линеек на бечевке откладывают свой рост, отрезая отмеренные куски бечевки. Если детям трудно это сделать с помощью линейки, то бечевка просто прикладывается к ребенку и отрезается по его росту (можно использовать дверной косяк и др.). Отмеренный кусок бечевки и записки кладутся в «ракету».

Ведущий. Эта ваша частичка будет капитаном, который поведет капсулу в будущее. Но нам нужен еще штурман, который будет помогать прокладывать маршрут сквозь время. А штурманом будет необыкновенное животное, которое полетит вместе с вами. Это животное умное, оно умеет разговаривать, оно может защитить. Но такого животного нет еще на белом свете, оно есть только в вашей голове, в вашей фантазии. Сейчас надо будет его придумать и нарисовать, а затем придумать ему название.

После того как животное придумано и нарисовано, дети, сидящие в парах за столами, знакомят своих животных друг с другом. Дети сочиняют, о чем могли бы поговорить эти животные. Потом этот диалог они разыгрывают перед группой. Можно предложить детям познакомиться не только с соседским животным: свободно походить по классу, подойти к любому животному и поговорить.

Детям предлагается принести из дома какой-нибудь небольшой предмет (камешек, стеклышко, пуговицу, маленькую игрушку), который обладает необыкновенными возможностями и поможет им скрасить путешествие в будущее.

На следующее занятие дети приносят эти предметы. Каждый рассказывает, что это за предмет, как он поможет скрасить долгий путь. Если ребенку трудно придумать рассказ об этом предмете, можно сказать: «Ну что ж, этот предмет тебе нравится, тебе хочется отправить его в будущее. И это правильно».

Все предметы складываются в капсулу. После занятий ведущий собирает все коробочки и прячет их до конца учебного года.

 

Занятие 13. Животное, которое мне нравится (1 час)

Цель

Развитие спонтанности, гибкости мышления.

Ведущий. Сейчас я загадаю загадку. По горам и долам ходит шуба и кафтан. Что это такое?

Дети отгадывают.

Затем ведущий задает еще 2–3 загадки о животных.

Ведущий. Что общего во всех этих загадках? Может быть, кто-нибудь из вас знает еще загадки о животных?

Загадки и ответы детей.

Ведущий. О каких животных вы не знаете загадок?

Ответы детей.

Ведущий. Какое животное вам больше всего нравится? Может быть, из-за размера (большое, маленькое). Помните, как говорил Иа-Иа: «Мой любимый размер». Может быть, вам нравится цвет этого животного или место, где оно живет: в воде, в лесу, в поле, под землей и т.д. Может быть, вам нравится характер животного. Например, есть такой медвежонок в Австралии — коала. Он маленький, пушистенький, живет на дереве. Он очень смешной и медлительный. Мне кажется, что он любящий и нежный. Таким я себе представляю этого медвежонка.

Пожалуйста, подумайте, о какой животном вам хочется рассказать. Может быть, это — верблюд, слон, кит, дельфин, жираф, зебра, сова, летучая мышь, белый медведь, обезьяна, лошадь или кто-то еще.

Каждый ребенок отвечает. Если кто-то испытывает затруднения, ведущий задает вспомогательные вопросы о внешнем виде, повадках и среде обитания.

 

Занятие 14. Устройство моей ракеты (1—2 часа)

Цель

Развитие воображения, способности к планированию.

Материалы

Бумага, карандаши или фломастеры.

Ведущий. Посмотрите, наш космодром пуст. Все ракеты отправились в путешествие во времени. И каждый из вас летит в своей ракете. Вы сейчас — в ракете и одновременно вы — здесь? Как же это возможно?

Ответы детей.

Ведущий. Да, там, в космосе, находится только одна наша маленькая реальная частичка (записка и бечевка). Реальная, настоящая частичка в воображаемом полете! Необыкновенно! Возможно, кто-нибудь может мысленно представить себе этот полет, почувствовать, как он несется в пространстве в будущее, может, кто-то видит картинки и слышит звуки.

Возможно, кто-то хорошо видит, как устроена его ракета. Где размещается рубка с приборами управления, где находится каюта капитана и штурмана. Возможно, вы видите помещение, где хранятся продукты питания, и какие это продукты, где размещается топливо для вашей ракеты. И если кому-то не удалось это мысленно представить, то сейчас можно просто нарисовать на бумаге свою ракету изнутри. Тот же, кто увидел устройство ракеты мысленно, тоже может нарисовать его.

По окончании рисования каждый ребенок рассказывает об устройстве своей ракеты.

На обратных сторонах этих листов дети рисуют свое настроение — так, как им хочется.

 

Занятие 15. Вынужденная посадка (1—2 часа)

Цель

Развитие планирования и воображения.

Материалы

Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Ведущий. На космодром по орбитальной связи пришло сообщение о вынужденной посадке наших ракет. В ваших космических кораблях кончилось горючее. Вы приземлились недалеко от города Кошакса.

Когда вы вышли из своих ракет, то вдали увидели какие-то необычные строения. Одни напоминали большие пушистые хвосты, другие, казалось, выгибались дугой, третьи были похожи на большие банты. Были и другие загадочные здания. Очень удивились капитаны и решили подойти поближе. Они отдали приказание своим штурманам оставаться внутри капсул и при необходимости защищать корабль.

Чем ближе подходили капитаны к городу, тем удивительнее он становился: большие бантики превратились в дома с двумя треугольными крышами, а окна напоминали круглые кошачьи глаза, даже стекла были как удлиненные зрачки, которые то сжимались, то расширялись.

Дома, выгнувшиеся дугой, напоминали кошачью спинку, а окна были длинные, как полосы у дворовых кошек. А одно здание выглядело как кошачья лапа. Над самым большим когтем, который выпирал на площадь, было написано: «Мэрия». «О-о-о, это то, что нам нужно», — подумали космонавты.

Ведущий. Ребята, почему у космонавтов возникли такие мысли?

Ответы детей.

Ведущий. За порядок в городе отвечает мэр. Он отвечает за снабжение города продуктами, водой, электроэнергией, газом, горючим. Конечно, у него есть помощники, но он координирует всю работу в городе. Какие мысли и чувства могут возникнуть у людей, которые потерпели бедствие и вдруг встретили человека, который в силах им помочь?

Ответы детей.

Ведущий. Может быть, эти люди обрадуются, у них появится надежда. Кто-то, возможно, почувствует уныние и страх: ведь им могут отказать в помощи!

Капитаны прошли в кабинет мэра и увидели большого рыжего кота, важно сидящего за столом. Стол напоминал пульт самолета. Капитаны вежливо спросили у него, не он ли является мэром города. Кот удивленно повел усами и уставился на необыкновенные существа, которые были перед ним. Он привык видеть кошек и котов, маленьких и больших котят, но он никогда не видел людей. Что это за удивительные создания? С круглыми ушами, без усов, на двух лапах и без хвоста. А когти на передних лапах такие маленькие и беспомощные, что пришельцев становится жалко. «Интересно, а какие у них шубы?» — подумал мэр. Но удивительное дело — коты и люди понимали друг друга. Кот спросил, чем он может быть полезен, и капитаны рассказали ему о своих проблемах. Они сказали, что у них неожиданно кончилось горючее. Не мог бы город помочь им и снабдить их необходимым горючим?

Мэр пригласил капитанов сесть в кружок вокруг своего стола (ведущий предлагает участникам взять стульчики и сесть в кружок) и рассказать, каким горючим заправляются их ракеты.

Дети начинают рассказывать, какое горючее используется на их корабле (возможные варианты: одеколон, пепси-кола, мороженое, бензин и др.). Мэр записывает все виды горючего и начинает обзванивать ведущие компании своего города.

Съезжаются руководители ведущих организаций города. Дети пересаживаются в другой круг, изображая этих руководителей. В круге они придумывают названия предприятий, которые они возглавляют, и обдумывают, могут ли их предприятия выделить необходимое горючее. (Например, если необходимо мороженое, а фабрики мороженого нет, то владелец молокозавода и сахарного завода могут договориться о том, что они дадут сырье, и о том, где произвести мороженое и т.п.)

Дети возвращаются на свои места и на листочках бумаги изображают, каким транспортом они будут доставлять горючее к своим капсулам, как будут транспортировать его на корабль. А потом перед всем классом рассказывают, как они доставили горючее и как загрузили его на корабль.

Затем дети изображают, как выглядит их частичка, прилетевшая в город Кошакс (вес и рост), глазами кота.

 

Занятие 16. Средства связи (2—4 часа)

Цель

Развитие коммуникативных и организаторских навыков, умения делать выбор.

Материалы

Бумага, карандаши, фломастеры.

Ведущий. Ребята, какие средства связи вы знаете? Что такое связь?

Ответы детей.

Ведущий. Правильно, связь — это общение на расстоянии (если дети дадут толкование «связи» как любовной связи, то можно подтвердить: да, это тоже правильно, но это — живая связь, так люди общаются друг с другом). А средства связи — это то, что позволяет людям общаться на расстоянии: почта, телеграф, телефон, почтовые птицы, телевизор, радио, газеты, факс, телекс, радиотелефон и т.д.

Какие виды связи вы знаете, чем умеете пользоваться. У кого дома есть телефон? Факс? Радиотелефон? Кто сам звонил по телефону и сам набирал цифры? Что бы вы хотели сообщить своему самому близкому человеку? Нарисуйте эти сообщения, а затем по воображаемому факсу их отправьте.

Дети выполняют задание.

Ведущий. Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого дома есть факс. Можете ли вы договориться с родителями, чтобы они познакомили весь класс с тем, как работает это средство связи? Как вы думаете, сумеете вы убедить родителей, чтобы они всему классу показали, как он работает?

Поднимите руку те, у кого дома есть радиотелефон. Можете ли вы договориться с родителями, чтобы они познакомили весь класс с тем, как он работает? Можно ли дать возможность каждому ученику нашего класса поговорить по радиотелефону? Вот такое у нас с вами будет задание на дом.

И еще одно задание — взять номер телефона у своего соседа по парте и позвонить ему сегодня вечером, когда придете домой. Поговорите с ним о чем-нибудь в течение 3—5 минут. Пусть каждый из вас позвонит своему соседу по парте и придумает свою тему для разговора. Если у вас нет телефона дома, то можно позвонить из автомата.

На следующем занятии дети рассказывают о результатах своих переговоров с родителями, а также рисуют свои чувства, возникшие при общении с родителями.

Потом дети рассказывают, о чем они говорили друг с другом по телефону.

Ведущий дает детям задание нарисовать те чувства, которые возникли у них при разговоре со своим приятелем.

А потом дети могут поделиться, чем отличаются чувства, возникшие при разговоре с родителями, от чувств, возникших при разговоре с приятелем.

Детям дается задание: вместе с родителями посмотреть справочную литературу (словари, справочники) о людях, которые изобрели разные средства связи, и подготовить небольшие сообщения об этом. С этими сообщениями дети выступают перед своим классом, а затем в средних и старших классах.


Примечание. Некоторые занятия из данной программы были ранее опубликованы в еженедельнике «Школьный психолог».