Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2002
ОДИН — ХОРОШО, А ДВА — ЛУЧШЕ


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ОДИН — ХОРОШО,
А ДВА — ЛУЧШЕ

Флюра Саттарова (слева) и Ольга Шапиро (справа) — такие разные, но это не мешает

Флюра Саттарова (слева) и Ольга Шапиро (справа) —
такие разные, но это не мешает
им слаженно работать

 

Однажды случилось так, что на занятия с группой мы пришли вдвоем — два психолога, занимающиеся подростковыми проблемами. Одна стала ведущим тренером, другая — играющим.

Ведущий тренер отвечает за содержание всего занятия, за распределение нагрузки по времени, за формулировку вопросов к упражнениям, за подбор активных игр, за беседу по теме занятия, а также структурирует время занятия. Он ориентируется прежде всего на категорию детей, пришедших на тренинг.

Играющий тренер принимает непосредственное участие во всех играх и упражнениях тренинга вместе с ребятами.

Подростки мгновенно оценили возможности, возникающие при одновременном общении с двумя такими разными взрослыми (см. фото), мы их заинтересовали как личности.

Любопытно отметить, что за индивидуальной консультацией девушки чаще обращались к доброму, отзывчивому и веселому психологу. Юноши же предпочитали экстравагантного, спортивного и стильного ведущего.

Играющий тренер, в отличие от ведущего, быстрее запоминает имена подростков, лучше чувствует настроение ребят и поэтому может подсказать ведущему тренеру, что в тот или иной момент занятия лучше предложить ребятам: активную игру или релаксацию. Подростки, работая в паре с играющим тренером, охотно делятся с ним своими чувствами и знаниями.

Играющий тренер оказался очень полезен в тренинге для трудных ребят.

Например, в тренинге для гиперактивных подростков играющий тренер, работая в паре с таким подростком, стремился как можно дольше удерживать его внимание на себе. Он задавал участнику много вопросов: за это время остальные ребята могли завершить свою работу в парах.

Если в тренинге участвовал застенчивый ребенок, тренер первым начинал отвечать на предложенный вопрос, а затем помогал и подростку справиться с заданием, задавая ему наводящие вопросы.

Работая в паре с демонстративным ребенком, тренер внимательно следил за тем, чтобы подросток не использовал все время работы только для себя.

Иногда во время тренинга некоторых подростков охватывал безудержный смех, они никак не могли остановиться. В этой ситуации тренер брал смеющегося ребенка за руку, и тот успокаивался. Этот прием срабатывал даже с мальчишками: никто из них руку не отнимал.

Участие тренера в играх помогало избегать обид, например, в игре «Сижу на поляне с моим другом». В этой игре ребята сидят в кругу и предлагают другу занять освободившееся место. Некоторые ребята воспринимали задание слишком буквально и начинали работать только со своим другом. В результате многие участники полностью исключались из игры. Тренер же эту ситуацию мог отследить и исправить, включив в игру и этих детей.

Наличие играющего тренера расширило диапазон приемов, используемых в тренинге. Мы получали хорошую обратную связь после демонстрации различных техник слушания. Кроме этого, мы имели возможность демонстрировать различные формы поведения (агрессивного, уверенного, неуверенного) через ролевую игру.

Если один из тренеров болел, другой полностью брал на себя проведение занятия. Важно отметить, что в ситуации, когда тренер оставался один, подростки начинали хуже себя вести, особенно бросалась в глаза их грубость по отношению друг к другу. При работе двух тренеров этого не наблюдалось.

Наличие двух тренеров давало возможность более продуктивно обсудить все плюсы и минусы занятия, особенности поведения подростков.

Одна группа — два тренера

Одна группа — два тренера

 

Наши ребята просили по возможности сокращать беседу по теме занятия. Так как мы считали этот блок очень важным, то решили и здесь поработать вдвоем.

Ведущий тренер излагал основную информацию по теме, а играющий вносил оживляющие дополнения: рассказывал анекдот, сказку, легенду, случай из жизни. Такое чередование полезной и интересной информации принесло свои плоды: мы избавились от «духа школы», и ребята стали слушать вводную информацию более внимательно. Удержать их внимание нам помогали разные манеры подачи информации: темп речи, интонация, жестикуляция.

Мы попробовали различные варианты совместной работы, например:

— на первом этапе один ведущий тренер, а другой играющий;

— на втором этапе мы чередовали роли ведущего и играющего тренеров. Так мы получали различный опыт ведения группы и повышали свое мастерство;

— на третьем этапе мы разделили обязанности внутри одного занятия: в первом упражнении один тренер ведущий, а другой играющий, а в следующем упражнении менялись ролями.

Таким образом, модель тренинга, в котором принимают участие два психолога (один в качестве ведущего тренера, другой — играющего), оказалась эффективной. Мы проверили это на практике. Надеемся, что наш опыт окажется полезным для психологов, работающих с подростками.

 

Ольга ШАПИРО,
Флюра САТТАРОВА,
психологи
Межрайонного центра
"Дети улиц",
г. Зеленоград