Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2002
ЧЕЛПАНОВ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ ХХI ВЕКА


РЕПОРТАЖ

ЧЕЛПАНОВ ГЛАЗАМИ
ПСИХОЛОГОВ ХХI ВЕКА

В науке спорные положения
могут иметь место,
но едва ли допустимо
применение на практике выводов
из спорных положений.
Г.И. Челпанов

Психологи старшего поколения Психологический институт (ПИ) РАО по старой памяти называют челпановским — от своих учителей они слышали о его основателе Георгии Ивановиче Челпанове. Психологи помоложе именуют его малым в отличие от большого, академического (Института психологии (ИП) РАН). Недавно получившие диплом вряд ли вообще слышали о Челпанове и его школе. В этом положении вещей нет ничьей вины: такова объективная логика истории.

В течение длительного времени имя Г.И. Челпанова было вычеркнуто из отечественной психологии. Сегодня усилиями сотрудников института оно возвращается в психологическую науку: увидели свет избранные труды Г.И. Челпанова по философии, психологии и образованию, стало доброй традицией проводить в апреле Челпановские чтения.

В апреле 2002 года отмечалось 140-летие со дня рождения Г.И. Челпанова. Этой круглой дате и была посвящена конференция «Научная школа Г.И. Челпанова: история и современность (к 140-летию со дня рождения)».

Конференция состоялась 26 апреля в Психологическом институте РАО.

 

ВОЗВЫШЕННАЯ АТМОСФЕРА

Открывая конференцию, директор ПИ РАО В.В. Рубцов назвал Челпанова основателем отечественной психологии.

Конференция оказалась не совсем обычной по сравнению с аналогичными. Во-первых, стены Большой аудитории ПИ РАО украшали четыре изображения: портрет Г.И. Челпанова, портреты мецената С.И. Щукина, на средства которого был построен институт, и его жены Л.Г. Щукиной, чье имя первоначально носил институт, и картина с изображением самого института.

Во-вторых, работе конференции предшествовало музыкальное вступление. Музыка Вивальди, Чайковского и Баха в исполнении камерного оркестра подготовила участников к серьезным размышлениям и настроила их, по словам психолога из Киева И.П. Манохи, на возвышенный лад.

В этот теплый и солнечный, по-настоящему весенний день, казалось, все воспроизводило психологическую атмосферу почти вековой давности (приближается 90-летие основания института) и способствовало неторопливому и непринужденному разговору о Г.И. Челпанове и его вкладе в отечественную науку.

 

НЕ ЗАБЫВАЯ ТРАДИЦИЙ

С приветствием к собравшимся обратился президент РАО Н.Д. Никандров, который привлек внимание участников к разработке Г.И. Челпановым вопросов школьного образования. По мнению Н.Д. Никандрова, Челпанов высказывал идеи, близкие к тем, которые мы сегодня пытаемся воплотить, стремясь к модернизации образования.

В.П. Зинченко сделал попытку вернуться в психологию прошлого века. В своем докладе «Психологическая наука в начале ХХ века» он обозначил несколько тезисов, которые хочется привести в авторской формулировке:

— без истории науки не бывает;

— науку нельзя начать с себя, но желающих это сделать много;

— история науки — не кладбище умственно отсталых предшественников;

— мы стоим на плечах у великанов, но видим не дальше их.

В.П. Зинченко выразил благодарность своим Учителям и рассказал об истоках советской психологии. Он подчеркнул, что психологию творили не только те, кто называл себя психологами. Прозвучали имена И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.А. Флоренского, К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета и др. При этом В.П. Зинченко решился на парадоксальное, даже с его точки зрения, заключение: Г.И. Челпанов заложил основы марксистской психологии. Напомню, что Челпанов последовательно выступал против материализма, доказывая его несостоятельность при объяснении психического.

В заключение В.П. Зинченко развел два понятия: история и традиция, к которым он часто обращается в своих последних выступлениях. По мнению В.П. Зинченко, традиция, в отличие от истории, указывает на будущее и только благодаря памяти души, а не школьной истории не прерывается связь времен. Он подчеркнул, что, может быть, в институте не все хорошо знают историю, но жива традиция, и желательно, чтобы традиции и память души всегда пересиливали историю.

Эти не столь психологические, сколь философские и этические рассуждения современного российского ученого, 50 лет занимающегося изучением души и ее воспитанием, становятся особенно актуальными, если вспомнить историю отечественной психологии вообще и института в частности.

 

НАСЛЕДИЕ УЧЕНОГО

В течение нескольких десятилетий имя Г.И. Челпанова замалчивалось, поэтому в настоящее время актуальным является исследование его научного творчества. Анализу разных сторон научной деятельности Г.И. Челпанова были посвящены выступления участников конференции.

Т.Д. Марцинковская посвятила свой доклад «Концептуальные основы научной школы Г.И. Челпанова» значению идей Челпанова для современной психологии. Челпанов настаивал на объективном описании душевных явлений, считая их интерпретацию субъективной. По мнению Марцинковской, современным психологам следовало бы сохранить объективное трепетное отношение к экспериментальной психологии и описанию полученных фактов.

О формировании философских воззрений Г.И. Челпанова рассказала украинский психолог И.П. Маноха. Она назвала Челпанова самым почитаемым в Киевском университете и напомнила о киевском периоде жизни ученого, в частности о создании им философско-психологического семинария для студентов.

Доклад В.А. Барабанщикова «Г.И. Челпанов и проблема восприятия (анализ ранних работ ученого)» отличался сконцентрированностью на одной стороне научного творчества Челпанова. Обращали на себя внимание глубина анализа и точность формулировок. Следует , наверное, напомнить, что докторская диссертация Челпанова была связана с проблемой восприятия пространства. Барабанщиков назвал проделанную Челпановым работу теоретико-методологическим анализом.

Доклад В.В. Рубцова был посвящен взглядам Г.И. Челпанова на актуальные проблемы образования. Рубцов обратился к сборнику статей Челпанова 1911 года «Психология и школа». По мнению составителя, эти статьи объединены одной мыслью: «Как и какую психологию следует преподавать в средней школе и какая психология должна войти в обиход педагога». Челпанов положительно отвечал на вопрос: «Доступна ли психология пониманию учащихся?» и говорил о необходимости подбора материала, способствующего пониманию учащимися философских вопросов психологии. Он писал: «...необходимо внести в курс психологии учение о душе. Одна эмпирическая психология остается все-таки крышей без здания». Экспериментальная же психология служит для иллюстрации общих принципов психологии: «В гимназии центр тяжести преподавания должен быть перенесен на теоретическую психологию».

Заслуживают внимания рассуждения Челпанова об интересе учеников к психологии. С одной стороны, можно интересоваться учебным предметом с точки зрения его отношения к образованию и культуре, а с другой стороны, можно новые знания не превращать в мертвый капитал, а делать составной частью духовной жизни учащихся.

Все эти и другие рассуждения Челпанова нуждаются в изучении и, в хорошем смысле слова, приспособлении к современным условиям школьного обучения. В.В. Рубцов сообщил, что сейчас благодаря усилиям психологов в школе вводится такой предмет, как психология. Однако для успешной реализации идеи не хватает поддержки Министерства образования.

Актуально звучат слова Челпанова из прошлого века: «Психология начинает приобретать слишком важное гуманитарное значение, чтобы ее отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено».

Признавая важность психологических знаний для учителя, Челпанов говорил о частом преувеличении роли психологии в образовании и считал, что настоящим базисом для педагогики являются философия и этика. Педагогика же — это самостоятельная наука, которая имеет собственный предмет исследования и собственные задачи. В.В. Рубцов обратил внимание на недопустимость подмены педагогических проблем психологическими и на слабое, явно недостаточное взаимодействие психолога с педагогами.

Где педагог может получить психологические знания? Челпанов говорил о полезности льготных курсов по психологии, преподавание на которых должно вестись не только в форме лекций, но и практических занятий.

Свое выступление Рубцов закончил словами Г.И. Челпанова, которые, по его мнению, служат назиданием нам: «Пожелаем, чтобы педагоги... не делали попыток превращать школу в психологическую лабораторию с аппаратами. Школа сама по себе представляет психологическую лабораторию. Педагог имеет возможность наблюдать, исследовать детей на уроках... Такого изучения вполне достаточно для вдумчивого и психологически образованного педагога».

 

ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ

После пленарных докладов был организован круглый стол, в задачи которого входило как обсуждение теоретических вопросов психологии и установление преемственных связей между научным наследием Челпанова и современными исследованиями, так и анализ состояния психологии образования в свете идей Челпанова.

В.П. Зинченко предложил посмотреть собранную им коллекцию лиц, имеющих отношение к великой русской культуре и психологии (название авторское). Это — коллекция не только объективно, но и субъективно значимых фигур. Интересными оказались и подборка лиц, и комментарии мэтра философии и психологии.

Выступление Зинченко слушали на одном дыхании: психологи со стажем, глядя на фотографии своих Учителей, вспоминали прошлое, а молодые узнавали то, о чем не принято писать в учебниках.

А.М. Матюшкин охарактеризовал услышанное как историю психологии в лицах, как неформальный разговор о нашей психологии.

И.В. Дубровина продолжила мысль, высказанную В.П. Зинченко, о психологии как части культуры. В своем выступлении она затронула очень важную и болезненную проблему снижения уровня образования. Челпанов 85 лет назад предупреждал: «Понижение образовательного уровня средней школы... повлечет за собой прежде всего понижение уровня нашей культуры и приведет нас к полной культурной зависимости от других народов, потому что именно средняя школа есть основа культуры народа».

С неожиданным замечанием выступил В.М. Мунипов, который сказал, что его мечта — быть похожим на идеалиста Челпанова. По его мнению, такая мечта должна быть и у нашей психологии.

С заключительным словом выступил В.В. Рубцов: он порадовался возвращению в нашу научную жизнь традиций проведения конференций и семинаров.

В.В. Рубцов зачитал решения конференции:

— сохранять исторические и культурные традиции института;

— включить в план 90-летия ИП РАО проведение научно-биографических семинаров и конференций;

— разработать цикл семинаров для студентов по истории института;

— отразить в публикациях научные открытия института.

В завершение работы конференции были названы лауреаты премий имени Г.И. Челпанова и А.А. Смирнова: В.П. Зинченко, И.В. Дубровина, И.П. Маноха, Т.Д. Марцинковская, В.А. Барабанщиков.

 

Конференция длилась всего один день, и естественно, что за это время удалось обсудить лишь небольшую часть проблем, может быть самых актуальных для нашего времени.

Что касается образования, то вопросы, занимавшие Г.И. Челпанова почти 100 лет назад, и сегодня остаются ключевыми как для науки, так и для практики. Вывод напрашивается сам собой: прежде чем искать новые ответы на старые каверзные вопросы психологии, нелишне иной раз обратиться к хорошо забытым работам психологов прошлого.

 

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
факультет психологии
МГУ