Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002
РЯЗАНЬ


НОВОСТИ

РЯЗАНЬ

17—18 апреля здесь прошла ежегодная, шестая научно-практическая конференция «Социально-психологические аспекты здоровья участников образовательного процесса: теория и практика»

Конференция, которая прошла под патронажем управления образования, науки и молодежи администрации г. Рязани, была организована Муниципальным центром психологической службы образования. Участниками ее стали социальные педагоги, педагоги-психологи детских садов, школ, центров дополнительного образования города, студенты РГПУ, преподаватели вузов, врачи психоневрологического диспансера и Рязанской областной психиатрической больницы, представители администрации города.

Девизом конференции стало высказывание Артура Шопенгауэра: «Девять десятых счастья человека зависят от его здоровья». Программа мероприятия подтвердила возросший в последнее время интерес к проблемам сохранения и укрепления психологического здоровья детей и взрослых.

Конференция проходила в несколько этапов. Первый день ознаменовался заседаниями круглых столов, участники которых дискутировали по разным аспектам заявленной проблемы. Были поставлены вопросы: о развитии у детей и подростков познавательной мотивации как основы здоровьесберегающих образовательных технологий; о личностном и профессиональном выборе как важнейшем факторе здоровья и социального успеха подростков; о комплексном подходе к сохранению и укреплению здоровья «особых» детей; о снижении школьной тревожности у учащихся и профилактике синдрома сгорания педагогов.

Автор этих строк была непосредственным участником круглого стола «Тревога в школе: дети и взрослые».

Собравшиеся выясняли: откуда берется тревожность в раннем возрасте и кто в этом виноват? Во что она выльется на пороге школьного детства, а потом в старших классах школы? Что нужно делать, чтобы избежать или хотя бы существенно снизить тревожность ребенка? Двенадцать лет за партой — благо или вред?

Выступающие в прениях врачи-психиатры познакомили присутствующих с основными показателями тревожности и ее этиологией. Слушателями были заданы вопросы о диагностике тревожности в клинических условиях и ее коррекции психотерапевтическими средствами.

Как уменьшить тревожность? По этому вопросу выступили инспектор управления образования Т.В. Турусова и административные работники различных образовательных структур.

На задачах профилактики и реабилитации процесса эмоционального сгорания специалистов образования очень подробно остановился В.М. Зайчиков, психотерапевт МЦПСО. Он рассказал слушателям о признаках эмоционального сгорания: когда они появляются, с чем связана скорость сгорания, кто сгорает быстрее других и т.п.

Откровением для многих явилось то, что одним из лучших средств профилактики и помощи при синдроме эмоционального сгорания является участие в творческих актах, напрямую не связанных с основной работой, — в праздниках, вечеринках, общественных мероприятиях, профессиональных неформальных встречах, а также учеба на курсах и семинарах. Многие из участников круглого стола поделились опытом преодоления собственного синдрома сгорания.

В этот же день для всех были открыты двери психологического клуба для молодых специалистов «Здравия желаем», где участники конференции с энтузиазмом приобщались к эффективным и доступным методам улучшения психологического климата в коллективе.

Здесь-то, что называется, «отрывались» по полной программе: играли, пели, плясали, участвовали в аукционе, но не забыли и о деле — разрабатывали модель психологической службы будущего.

Второй день — непосредственное открытие конференции. На пленарном заседании с приветственным словом от администрации г. Рязани выступила И.Н. Вознесенская, директор Муниципального центра психологической службы образования, кандидат психологических наук. Она рассказала о приоритетных направлениях деятельности МЦПСО по укреплению социально-психологического здоровья участников образовательного процесса.

В докладах доктора педагогических наук Л.А. Байковой, кандидата психологических наук Н.В. Яковлевой, кандидата психологических наук Е.Н. Гороховой была всесторонне раскрыта поднятая конференцией проблема. Были освещены идеи антропоцентрического подхода в организации здоровой образовательной среды и современные направления психологии здоровья. А также отмечено, что необходимым условием психологического здоровья личности является осознание своей индивидуальности, живой интерес к жизни, вера в себя и уважение другого, способность к сильным чувствам и переживаниям, самостоятельность, увлеченность, жизненная и творческая активность.

Медицину на конференции представляли профессионалы психиатрии и психотерапии: В.М. Зайчиков, психотерапевт МЦПСО, кандидат медицинских наук; В.В. Новиков, врач-психотерапевт Рязанского областного психоневрологического диспансера; Е.К. Еремина, клинический психолог Рязанской областной клинической психиатрической больницы. Они затронули проблемы риска в нарушении социально-психологического здоровья школьников, зависимость здоровья от несоциализированного расстройства поведения, личностной и эмоциональной незрелости детей и подростков.

А.В. Кантицкий, преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии права и управления Минюста РФ, обратил внимание собравшихся на тесную взаимосвязь социальной дезадаптации и психического здоровья учащихся.

Преподаватель кафедры психологии Рязанского педагогического университета Ю.Л. Еремкин остановился на освещении проблем психологического здоровья одаренных детей в западной психологии.

Работа конференции завершилась принятием резолюции, в которую вошли предложения по созданию и соблюдению психологических условий, воздействие которых благоприятно скажется на психофизическом развитии ребенка, будет способствовать поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости.

Закончилась конференция презентацией учебных программ для психологов, социальных педагогов.

Ольга ШАВЛАК,
педагог-психолог детского сада № 10,
г. Рязань