Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002

Печатное слово

ЗАРУБЕЖНОЕ

ПРО «НАШЕ» И «НЕ НАШЕ»

Отделы психологической литературы в книжных магазинах радуют глаз заинтересованного читателя уже не первый год. Ассортимент постоянно обновляется, издательства печатают новые книги с потрясающей воображение скоростью. А это значит, что у них есть на это средства, что, в свою очередь, указывает на то, что книги покупаются.

Единственное, что удручает, так это неуклонный рост цен на книги. Они еще не достигли европейского уровня, но преодолели львиную долю существовавшего разрыва. Вообще, процесс ценообразования на книжном рынке является загадкой. Иногда совершенно непонятно, почему маленькая и совсем неинтересная, на ваш взгляд, книжка стоит в два раза дороже гораздо более нужного и «толстого» произведения. Впрочем, наша газета не предназначена для обсуждения тонкостей книжной экономики, а посему мы пока оставим эту тему, задевающую каждого читающего современника за живое. И перейдем к разговору о, так сказать, ассортименте. В конце концов, мы ведь все равно купим. Только вот что покупать?

БУРНЫЙ ПОТОК

Несколько лет назад, когда отечественная книгоиндустрия только становилась на ноги, в книжных магазинах продавалась преимущественно переводная литература. Издавали и переиздавали классиков психологии, в том числе малоизвестных и в советские времена порой недоступных Юнга, Адлера, Салливана, Райха и т.д. На волне роста популярности психологии в народе огромными тиражами расходились книги типа «Как стать счастливым» или «Не позволяй себя облапошить». Литература по психотерапии и консультированию была вообще только переводной.

Тот факт, что за короткий срок на нас обрушился огромный поток специальной литературы самого разного содержания и качества, сослужил отечественной психологию плохую службу. Поскольку все это сопровождалось кризисом системы подготовки психологов (который продолжается, к сожалению, и по сей день), студенты не смогли сориентироваться в этом море идей, а их профессора, занятые добыванием хлеба насущного, оказались не в состоянии помочь.

Еще одним модным веянием стало издание популярных (и не очень) на западе учебников по разным направлениям психологии. Видимо, кто-то решил, что мы учились неправильно: ведь мы опирались на первоисточники и теоретические школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева.

Структура импортных учебников порой здорово отличается от наших учебных планов. Особенно много появилось учебников по психологическому консультированию. Впрочем, такого предмета в вузах раньше совсем не было, а надо же на что-то опираться. «Основы психологического консультирования», «Консультирование и психотерапия», «Теория и практика консультирования» и прочие книжки, часто повторяющие одно и то же на разные лады, кое в чем помогли отечественным практикам, преподавателям и студентам.

КЛАССИЧЕСКИЙ ИНСАЙТ

В какой-то момент издатели вдруг вспомнили, что в родном отечестве все эти годы существовала психологическая наука, которая связи с Западом на самом деле не теряла и даже влияла на «их» умы посредством работ, например, Л.С. Выготского. И что в рамках этой традиции выросло не одно поколение очень хороших профессионалов, многие из которых успешно реализуют себя в профессии, в том числе и за границей (например, Л.М. Веккер).

Этот инсайт привел к переизданию практически всех работ С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и многих других наших замечательных теоретиков. Но каково было читать их нынешнему поколению студентов после примитивных американских учебников? Это ведь совсем другая культура научного мышления!

Читать труды классиков трудно, потому что авторы не просто излагают некую априорную истину, а размышляют, предлагая читателю думать вмести с ними: спорить, не соглашаться и искать свой собственный путь. Читатель в процессе работы с книгой должен не просто получить набор готовых схем, но разделить с автором некую его личную истину, стать причастным к научной традиции многих поколений исследователей. Еще раз подчеркну, что с этими книгами надо работать. И читатель всегда бывает вознагражден за свой труд, ибо нет большего удовольствия, чем от приобретенного знания, выраженного в словах: «Я понял!»

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЛОМ

По моим наблюдениям, именно после переиздания отечественных классиков «проснулись» и наши современники. Нельзя сказать, что все это время ничего нового не издавалось. Просто большинство книг представляли собой какие-то перепевы старого, а если уж новые, то совершенно загадочные и непонятные дисциплины типа «Социальной педагогической психологии».

Еще было очень много Г. Абрамовой, сначала о консультировании, а потом и вообще обо всем — слов в избытке, но отсутствует система, и непонятно, зачем столько раз говорить об одном и том же.

Хотя на горизонте время от времени и вспыхивали звездочки вроде книг М. Битяновой или
Е. Сидоренко, средний уровень психологической литературы современных российских авторов в 90-х годах XX века существенно уступал уровню издававшихся в это время в России книг западных психологов и психотерапевтов 10–20-летней давности.

Перелом наметился в конце 90-х. Специалисты-практики стали осмысливать свой опыт. Благо, что писать теперь можно по-разному, то есть не только сухим научным языком, но и живым человеческим: рассказывая о сложных вещах простыми словами. Такая литература, кстати, существовала у нас в стране и в советские годы. Правда, писать книги в таком стиле и доводить их до издания могли позволить себе лишь признанные мэтры, например, А.Р. Лурия («Маленькая книжка о большой памяти»).

Теперь же издательства стали активно искать новых авторов, способных писать интересные книги о практической работе. Поскольку практикующих психологов у нас в стране стало много, а их профессиональная подготовка по-прежнему оставляет желать лучшего, то и интерес к тому, как работают коллеги, весьма велик.

Дипломированные психологи стремятся получить практические знания, а книга — самый простой и дешевый способ сделать это. Поскольку работать у нас приходится в условиях, существенно отличающихся от европейских или американских, перенимать практический опыт проще и полезнее от своих соотечественников. Тем более что переводы порой далеки от совершенства. Опять же, философско-психологические искания русского человека В.Н. Дружинина как-то ближе и понятней размышлений тоже очень умного, но все же «чужого» Бинсвангера.

ПРОРВАЛО...

Издательства прочувствовали народившуюся конъюнктуру и стали активно искать авторов в родном отечестве. Как известно, продать можно любую книгу, поэтому на первых порах уровень этих «массовых писаний» был очень неровным. На волне растущего спроса появились книги о каких-то не очень внятных тренингах (особенно в этом преуспело издательство «Речь»), об опыте применения экзотических практик и техник на русской почве и т.п. Но вместе с тем все чаще на этом фоне стали попадаться настоящие жемчужины как уже известных, так и совсем новых авторов. Можно вспомнить замечательные книжки О. Хухлаевой, И. Вачкова, М. Папуша.

На книжных прилавках Москвы прежде всего бросается в глаза большое количество учебной литературы. Сравнивая зарубежные и новые отечественные учебники, можно отметить, что наши очень часто не хуже. Приятное впечатление произвела книга под ред. В.Н. Дружинина и Д.В. Ушакова «Когнитивная психология. Учебник для студентов вузов». Вобрав в себя все лучшие черты зарубежных учебных пособий (иллюстрации, схемы, удобная структура материала), книга остается отечественным продуктом, продолжая традиции Рубинштейна и Петровского.

Замечательную «Экспериментальную психологию» В.Н. Дружинина я уже представлял на страницах газеты.

«Общая психотерапия» Кондрашенко и Донскова (переиздание) на фоне появившихся в последнее время других учебников проигрывает им.

Е.Т. Соколова, известный психолог, профессор МГУ, предлагает в созданном ею учебнике собственную концепцию преподавания этого предмета. Это вызывает живой интерес.

Появилось огромное количество книг отечественных авторов, посвященных психоанализу и психоаналитической психотерапии. Здесь и учебники, и эссе, и теоретические работы. Но уровень работ в этой области, на мой взгляд, пока отстает от зарубежных аналогов. Можно отметить разве что работы В. Лейбина, по книжкам которого в 80-е годы мы постигали Фрейда между строк.

Странное ощущение у меня оставила книга В. Большакова «Эволюционная теория поведения». Временами становится непонятно, какое отношение имеет содержание книги к ее названию. Похоже, что количество мыслей у автора превосходит его способность их структурировать. Правда, по языку понятно, что у Большакова есть некоторая харизма, которая и позволила ему, по-видимому, в кратчайшие сроки стать доктором психологических наук.

КУДА ИДТИ?

Просмотрев последние зарубежные учебники, я пришел к выводу, что нам есть куда двигаться.

Труды Уильяма Крейна «Психология развития» и Л. Первина и О. Джона «Психология личности. Теория и исследования» — учебники экстра-класса. Не случайно они выдержали несколько изданий. Только к нам вот попали поздновато. Но лучше поздно, чем никогда.

А еще я наткнулся в магазине на книгу, аналогов которой не встречал. Книга английских авторов Roger Davies и Peter Hougton «Mastering Psychology», 1995. Она, естественно, на английском и стоит по-европейски дорого. Уникальность этой книги в том, что в ней излагается весь курс психологии, начиная с общих представлений о психике и заканчивая прикладными областями. Здесь есть информация о том, как планировать исследование, как оформлять научную работу, о методах статистической обработки. Нечто подобное пытался сделать Годфруа, но эта книга гораздо серьезней.

Я не уверен, что нам необходимо иметь подобное отечественное издание. Но я уверен, что нужно строить систему передачи знаний. Или принимать западную. Иначе наступит момент, когда количество «полупрофессионалов» превысит критическое значение. И наша такая нужная людям профессия окажется в опасности. Не хочется, ей-богу!

Читайте, думайте, пишите. В конце концов, если читать вдумчиво, то все равно, на каком языке и в какой культуре написана книга. «Куда бы Ты ни шел — Ты уже там» — называется одна из встреченных мной книг. И в этом есть смысл...

Александр ШАДУРА