Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ

Уроки психологии во 2-м классе

Под редакцией С.В. Кривцовой

«Жизненные навыки» — это сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый классы.
В 2001 году издано учебно-методическое пособие для первого класса. В этом году издательство «Генезис» готовит к выпуску пособие «Жизненные навыки. Уроки психологии во 2-м классе», а также рабочие тетради для учащихся 1-го и 2-го классов. Издание предназначено в первую очередь школьным психологам и психологическим службам образовательных учреждений. Оно обеспечивает максимально полную ориентировочную основу психологу, ведущему уроки по этой программе.
Основной метод, с помощью которого психолог транслирует навыки, — это групповой психологический тренинг. Отдельная глава книги (эта глава представляется нам очень важной) посвящена самопознанию ведущего.
Занятия по программе проводились в двадцати школах г. Москвы в течение 2001/2002 учебного года.
Предлагаем вашему вниманию тематический план программы, а также фрагменты пособия, относящиеся к теме «Ответственность».

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Тема «Ответственность»

Мое решение. То, что я могу делать, и то, что делаю на самом деле, — две разные вещи. Между «могу» и «делаю» располагается очень важная промежуточная переменная — мое решение. Я могу решить не делать того, что умею, или делать это. Я могу решить согласиться с требованием или не подчиниться ему. От меня зависит и то, будут ли выполняться правила группы (требования). От меня многое, оказывается, зависит.

Три вида ответственности. Я могу взять на себя какое-то обязательство, потому что это важно для меня (касается только меня), или важно для меня и для другого человека, или важно для меня и для всей школы (всего класса). У мамы и папы ответственности за других гораздо больше, чем у меня. Оказывается, именно этим (а не свободой и властью) взрослые в основном отличаются от детей.

В безответственном мире всем плохо было бы жить. У ответственности есть особенность — она тяжела, но без нее жизнь становится просто невыносимой.

Когда я чувствую, что задача невыполнима, скорее всего это означает, что передо мной не одна задача, а несколько. Научившись разбивать сложную задачу на простые, я смогу ее решить шаг за шагом.

У каждого моего решения есть последствия. Если я не считаю себя принимающим решение, я не понимаю, откуда берутся последствия, и чувствую несправедливость. Но последствия обычно справедливы, они показывают мне, что же я на самом деле сделал. Так я начинаю понимать, как устроена эта жизнь.

Когда я беру на себя ответственность и несу ее честно, я становлюсь очень могущественным, я могу изменить очень многое в своей жизни.

Когда каждый честно выполняет свое поручение, жизнь в классе становится лучше. Мы вместе можем больше, чем каждый из нас по отдельности.

 

Тема «Гнев — это нормально»

Плохих чувств не бывает. Гнев — нормальное и полезное чувство. Оно указывает мне, подобно дорожному указателю: «Сейчас происходит что-то, что тебе не нравится. Разберись с этим спокойно».

Между тем, что я чувствую, и тем, что делаю, есть различие. Плохих чувств не бывает, а вот плохие поступки бывают. Важно научиться правильно проявлять свой гнев. Правильно — это так, чтобы никого нечаянно не обидеть. Неправильно — не думая о других и их чувствах.

Достойно вести себя в гневе считалось престижным и почетным у людей всех времен и народов, кроме, пожалуй, варваров. В разных частях света люди испытывают гнев и ненависть, в разных странах придумывают способы справляться с гневом. Интересно собрать коллекцию таких способов, которые мне особенно нравятся (их, например, можно отыскать в фильмах, легендах, сказках и историях).

Если я не стану хозяином своего гнева, то придется стать его слугой. Полезно научиться чувствовать, сколько во мне злости. Полезно также вовремя вспомнить какой-нибудь подходящий способ борьбы с собственным гневом.

Когда тебя обзывают или несправедливо критикуют, обязательно нужно постоять за себя. Это дело чести. Полезно иметь несколько домашних заготовок для ответов на тот случай, если кто-то захочет устроить тебе «проверку на прочность» и неожиданно начнет провоцировать.

В ком много злости — тот сам многого боится. Тот, кто постоянно дразнится и задирается, не слишком уверенный в себе и не очень счастливый человек. В его жизни что-то не так. И скорее всего вовсе не я являюсь причиной его проблем (если только я сам не обидел его нечаянно). Может быть, я мог бы понять его и чем-то помочь ему (только после того как докажу, что меня не надо провоцировать).

В нашем классе агрессоры и провокаторы не должны чувствовать себя уютно. Их можно вызывать на дуэль (на подушках или старых газетах) и в крайнем случае даже порвать с ними всякие дружеские отношения.

 

Тема «Страшно — не страшно, или Путешествие в неведомое»

На всякий случай нужно всегда иметь безопасный тыл — место, где мне ничего не угрожает, заботиться о нем, обустраивать его и приходить туда, когда на душе тревожно, вспоминать его, когда нет возможности оказаться там на самом деле.

Все люди боятся. Боятся взрослые, злые волшебники, злые герои (может быть, даже больше всех боятся именно злые герои). Боятся все, но ведут себя при этом по-разному. Бояться и трусить — разные вещи.

Бояться ужасно здорово, особенно всем вместе. Оказывается, когда родители были маленькими, им тоже, как и нам, нравились страшные сказки и страшные истории.

Страх — может быть полезным. Он указывает мне, что где-то нужно проявить осторожность. Он подсказывает, что что-то угрожает мне. Он предупреждает и охраняет меня. Важно спрашивать себя, чего я боюсь? Действительно ли ситуация угрожает? Могу ли справиться со страхом сам? Кто может помочь мне?

То, над чем люди смеются, больше не пугает их. Если нельзя перестать бояться по-другому, то может помочь чувство юмора. Посмеяться над «страшным» и над собой, трясущимся от страха, очень полезно.

Фантазии и реальность — не одно и то же. Некоторые страшные фигуры придумал я сам, поэтому я сам могу их и «перепридумать». Некоторые страшилки я увидел в кино или по телевизору: это фантазии, телевизор можно выключить. Но кое-что из того, чего я боюсь, существует и в реальной жизни.

Если хорошо приготовиться к встрече с неизведанным, то чувствуешь себя намного увереннее. Преодолевать страх интересно.

 

Тема «Что такое толерантность?»

У каждого человека есть границы, переступать их — значит задеть его или даже обидеть. У каждого человека есть права отстаивать собственные границы. У каждого государства есть границы. У каждого народа есть права отстаивать свои границы. Вероломное нарушение границ «обижает» народ, поэтому могут возникнуть межнациональные конфликты.

Вражда между народами, так же как и между людьми, возникает из-за нарушения чужих границ. Толерантность — умение уважать границы другого и отстаивать свои собственные. Регулируют отношения между людьми и между народами специальные правила. Такие институты, как таможня, пограничники и Организация Объединенных Наций, созданы, чтобы все страны могли быть спокойны внутри своих границ.

Никому не нравится чувствовать себя пустым местом. Если тебя не хотят понимать, тебе становится одиноко. Все люди иногда оказываются белыми воронами и чувствуют себя очень одиноко (в другой стране, среди чужих, на новом месте). Иногда мы сами нечаянно ведем себя так, что другой рядом с нами чувствует себя пустым местом. Важно уважать другого: быть вежливым, деликатным и внимательным.

Люди принадлежат к разным культурам, поэтому имеют разные привычки и обычаи. Нет хороших и плохих культур, каждая уникальна и необходима. Культура помогает народам выжить в тех условиях, которые им достались. Культура помогает людям оставаться людьми (проявлять человечность).

Оказывается, несмотря на разнообразие культур, все люди любят поесть. Мы едим блюда разных народов! Каждому нравится своя еда.

Мы разные по внешним признакам и национальностям, но все мы — дети одного возраста, мы — поколение. И мы, как и все дети на Земле, любим своих близких, лето и праздники.

 

ОПЫТЫ САМОПОЗНАНИЯ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

Никто не имеет права требовать от ведущего выполнения всех заданий, приводимых ниже. Они носят добровольный и очень личный характер. Строго говоря, курс может быть проведен вполне профессионально и без выполнения этих заданий. Однако каждое из них, выполненное накануне работы по определенной теме, позволяет почувствовать смысл этой работы, увидеть ее место в жизни ребенка.

Логика проста: если я до сих пор помню, что чувствовал в детстве, значит, это переживание оказалось важным для всей моей жизни. Следовательно, и моим ученикам, тем, кому сейчас только восемь или даже семь лет, в этот период их жизни открывается с помощью чувств что-то настолько важное, что запомнится им на всю жизнь. Так устроен человек: чем больше времени проходит с той поры, когда он был ребенком, тем отчетливее и яснее он вспоминает детство. Какие переживания кроются за темами, предложенными для обсуждения лично у вас? Помните ли вы себя в этом возрасте?

Эта работа наполнит вас чувствами, которые испытывает любой ребенок, и сделает ваши уроки психологии чем-то особенным. А вам эти чувства дадут новый стимул для получения радости.

Не надо настаивать на выполнении заданий другими — учителями или родителями. Если хотите транслировать им свой опыт, перепишите взволновавшее вас упражнение и отдайте им. Если сочтут нужным, они сделают его сами.

Как выполнять личные задания

Делайте не более одного задания за один раз. Не спешите. Посмакуйте свои воспоминания, свой опыт, дайте чувству, которое пришло, подействовать на вас. Для этого нужно время, и не стоит напрягаться. Повспоминайте и займитесь своими делами. Может быть, чувства придут позднее, не отталкивайте их. Пусть останутся, светлые и сильные.

Хорошо бы найти особое место и время, когда вам не помешают. Прочитайте задание и постарайтесь следовать инструкции. Задания столь эмоционально насыщены, что могут вызвать у вас слезы. Это нормально. Если не можете позволить себе поплакать, просто откройте рот и глубоко дышите.

Заведите тетрадку-дневник и обязательно запишите то, что вам вспомнилось, и те мысли, которые пришли в голову по этому поводу. Дневник — очень важная вещь, он отражает серьезное, заботливое отношение человека к своей внутренней жизни. От этого отношения в значительной степени зависит и внешняя, реальная жизнь. Заведите дневник, и на следующий год вы с интересом прочитаете перед уроками о своих чувствах и воспоминаниях. Так у вас появится еще один собеседник — вы сами, только на год моложе.

 

Задания для ведущего ио теме «Ответственность»

Задание 1. Когда мне было восемь лет

Похоже, вам предстоит непростое исследование. В самом деле, легко ли вы вспомните себя восьмилетнюю, вашу жизнь в тот период? Возможно, вам придется обратиться за уточнением к тем, кто жил тогда с вами и был постарше. В каком году это было? Где? С кем вы жили тогда? Достаньте семейный альбом, поговорите с родными.

Для начала просто восстановите в памяти какие-нибудь события этого года. Вспомните, что вас затронуло лично, что происходило в жизни страны, города, семьи. Что это был за год? В какой школе вы тогда учились? В каком классе? Это был класс А, Б или В? Может быть, сохранилась коллективная фотография вашего класса? Были ли у вас в классе подруги, друзья?

Попробуйте восстановить «декорации» этого периода вашей жизни. Была ли у вас отдельная комната? Как она выглядела? Как выглядел тот уголок, в котором располагались ваши учебники, стол для приготовления уроков? Может быть, это был просто семейный стол, накрытый газетой или клеенкой? Помните, каким он был на ощупь? А книги? Какие книги вы прочитали в восемь лет (вы ведь уже умели читать)? А игрушки? Помните что-нибудь?

Наверное, какие-то вещи можно восстановить логически, а потом память сердца подскажет остальное. Не обязательно вспоминать все: восстановите только то, что осталось в памяти, было действительно важным. Один-два взволновавших вас эпизода: отношения с учительницей, дружба, конфликты.

Какие чувства вызывают у вас эти воспоминания? Почему?

Задание 2. Тяготы и заботы моей жизни в восемь лет

Как распределялась ответственность в вашей семье? Кто нес основной ее груз? Может быть, вы в столь раннем возрасте на собственном опыте пережили, что значит жить в безответственном мире? Были ли среди ваших близких люди не слишком ответственные (посмотрите на это глазами себя взрослой)? Чувствовали ли вы себя защищенной, окруженной заботой взрослых? Кто из ваших близких больше всего заботился о вас?

Как дети в вашей семье помогали по дому? Что вы уже умели делать в этом возрасте (подметать, мыть пол, посуду и т.п.)? Как были организованы ваши домашние обязанности: вы делали что-то «под настроение», или у вас было определенное и жестко контролируемое поручение? Была ли какая-нибудь обязанность, которую вы выполняли с удовольствием? Вспомните, почему. Почему вы вообще выполняли какие-то поручения?

Вспомните свои чувства, то, что вами двигало, ваши детские идеи, мысли и верования, когда вы делали что-то или, наоборот, отказывались делать. Как вы сейчас считаете, были ли вы в начальной школе старательной девочкой (мальчиком) или не очень?

Может быть, у вас был младший братик или сестричка? Какие обязанности вы выполняли в связи с этим? Как вам кажется, были ли у вас обязанности не по возрасту? Оцените их теперь с позиции взрослого человека. Связан ли этот факт с некоторыми вашими сегодняшними особенностями? Известно, что ответственность может не только развить важные особенности личности, но и сломать человека. Это бывает, когда ребенок сталкивается с непосильными для него задачами и не находит помощников. Спросите себя, сколько ответственности (меньше, чем нужно, избыточно или в самый раз) было в вашем детстве? Какое общее ощущение жизни вы вынесли из этого возраста? Что вы сейчас чувствуете по этому поводу?

Задание 3. У каждого решения есть свои последствия

Вспомните свой детский опыт, историю о том, как ваше решение, не слишком правильное, привело к «плохим» последствиям. Вспомните такой случай, не обязательно привязанный к восьми годам: может быть, это произошло чуть раньше или чуть позже.

Попробуйте, включив ваше чутье, интуицию, еще раз пережить ту историю. Не торопясь, шаг за шагом вспомните, как все было. Отдайтесь воспоминаниям, не тревожась о последствиях, ведь сейчас вас оберегает очень надежный защитник — вы сами, взрослая, умная и уверенная в себе женщина.

Как сильно вы, должно быть, чего-то хотели (может быть, помочь кому-то или получить что-то), раз предприняли для этого нечто рискованное. Какие это имело последствия? Пострадал ли кто-то из-за вас? Помните ли вы тот момент, когда в голове у вас прояснилась связь между вашим решением и случившимися неприятностями. Что вы почувствовали тогда?

Испугавшись, вы тем не менее что-то продолжали делать? Что именно? Что вы делали, когда столкнулись с последствиями и поняли, что ваше решение не такое хорошее, как казалось?

А что вы сегодня делаете в таких случаях? Опишите свой стиль поведения в такой ситуации. Спросите себя, остались ли следы «детского» в вашем нынешнем поведении в ответственных ситуациях? А в ваших чувствах?

Еще немного подумаем о чувствах. Чувство вины. Вы помните его из своего детства? Может быть, оно возникало слишком часто? А чувство стыда? Попробуйте вспомнить примеры из своего жизненного опыта, когда вы испытывали чувство вины и чувство стыда. Видите ли вы разницу между этими двумя переживаниями?

Считается, что чувство вины появляется в более позднем возрасте, чем чувство стыда.

Стыд — глубокое и острое переживание. Оно овладевает человеком, захватывая все вегетативные реакции, так что и во взрослом состоянии, вспоминая что-то, человек краснеет или цепенеет. Стыд не дает покоя на физиологическом уровне и часто «туманит» мысли и заставляет делать новые необдуманные поступки.

Чувство вины — это, в нормальном состоянии, просто голос совести, которая говорит, что следовало бы сделать в данной ситуации. В основании чувства вины лежит то самое чутье в отношении правильного, которое мы рассматривали выше.

Задание 4. Большие задачи и маленькие шажки

На занятиях мы методично учим детей разбивать огромную непосильную задачу на ряд выполнимых последовательных шагов. Эта способность формируется обычно в начальной школе и остается на всю жизнь. Если она сформирована неполноценно, то и во взрослом возрасте человек будет браться за дела «не с того края», делать их плохо. В значительной степени обучаемость в этом вопросе зависит от особенностей характера конкретного ребенка.

Есть дети методичные и аккуратные, у них может не хватать инициативы, но привычные дела они делают очень качественно. Их как будто бы и не нужно специально учить пошаговой методике. Они аккуратно подготавливают место для выполнения домашних уроков, раскладывают свои вещи по местам и понимают, что, не окончив одного, не следует браться за другое. Они составляют списки дел и отличаются прекрасным почерком. Таких детей не так уж много, учителя их любят и хвалят.

Активные и подвижные дети гораздо хуже справляются с задачами, требующими последовательного выполнения отдельных операций. Они берутся за одно, но отвлекаются на что-то более интересное и забывают про первое дело. Они пытаются «съесть апельсин целиком», и иногда им это удается за счет больших усилий и крепкого здоровья. Однако, если не научить их раскладывать задачку на посильные действия, у них остается глубокая внутренняя неуверенность в своих способностях. Поразительно, что, хорошо решая задачки по математике, они не научаются переносить их алгоритм — первое действие, второе действие и т.д. — в реальную жизнь.

Чтобы вы могли проникнуться важностью вашей миссии в этом вопросе, спросите себя: «А как у меня обстоят дела с методичностью и аккуратностью? Составляю ли я списки дел или предпочитаю делать все спонтанно и полагаться на свою выносливость и память? Могу ли я про себя сказать, что я привыкла достигать своих целей?»

Для этого вспомните, например, ваш стиль проведения ремонта в квартире. Делаете ли вы его методично, шаг за шагом? Довольно часто люди методично и аккуратно делают свою профессиональную работу, но совсем по-другому ведут себя в бытовых делах. Как, к примеру, вы готовитесь к урокам психологии? Осуществляете ли специальную подготовку, руководствуясь сценарием, или все-таки полагаетесь на экспромт и на ходу заменяете одно на другое? Хватает ли вам листов бумаги, карандашей, реквизита для сложных заданий (например, повязок для поручений)?

Как вообще вы отнеслись к теме «Ответственность» в том виде, в каком мы ее предлагаем? Каким было первое чувство: раздражение, разочарование или энтузиазм?

Вы можете не отвечать на все эти вопросы, во всяком случае вслух. Но если работа по программе «Жизненные навыки» или по теме «Ответственность» вдруг не пойдет, попробуйте проанализировать, не испытываете ли вы какие-либо чувства, связанные с «непроработанностью» данной темы именно у вас. Во всяком случае, у авторов учебника было именно так. И у нас, и у вас появилась, казалось бы, утраченная навсегда возможность научиться чему-то вместе с нашими второклассниками.

Задание 5. Как я принимаю вызовы судьбы

Развитие старательности и трудолюбия связано с эмоциональной готовностью личности открыто и мужественно решать жизненные проблемы. Очевидно, у вас есть опыт решения проблем. Как вы это делаете? Это непростой вопрос. Все, что нужно для занятий, — это вспомнить, восстановить в себе чувство, которое можно было бы сформулировать так: «Трудности меня не пугают».

Если уж вы дочитали до этого места, если содержание программы вам показалось близким, значит, вы любите экспериментировать. Так же, как и мы, авторы. Поэтому мы позволяем себе предложить вам такое непростое для многих задание на самопознание.

Спросите себя: как я встречаю трудности жизни? Какие, сложные на первый взгляд, задачи мне удалось решить? Перечислите хотя бы пять наиболее важных для вас задач и, посмотрев на себя со стороны, скажите себе: «За это ты достойна собственного уважения, дорогая!»

А теперь возвратимся к чувствам, которые возникают при встрече с трудностями. Говорят, что мужество — это чувство, которое наполовину состоит из духовного — готовности к преодолению, понимания смысла, — а на вторую половину из физиологического: зависит от состояния здоровья или хотя бы от выпитой чашки кофе. Как лично вы переживаете мужество? Как добиваетесь нужного настроя сердца? Вспомните и поделитесь этим с детьми. К сожалению, они часто сталкиваются с таким традиционным способом обретения боевого духа, как «сто грамм для храбрости». Расскажите им о других возможностях.

У детей готовность отвечать на вызовы жизни не всегда задается характером. Вернее, характер может отвечать только за чувства, зависящие от психодинамики (физиологии). Та самая духовная составляющая, о которой шла речь, формируется как раз в начальной школе. Для этой цели незаменимы истории о подвигах и испытаниях героев. В связи со всем этим вспомните, пожалуйста, кто был для вас Героем в детстве. Были ли это исторические деятели, герои сказок, легенд, фильмов, а может быть, это были живые люди? (Не обязательно речь идет о вашем восьмилетнем возрасте, скорее о детстве вообще.) Кто выполняет эту функцию сегодня у ваших учеников? Сравните героев и легенды вашего времени с современными.

Мужество требуется не только для ратных подвигов, но и, например, для того, чтобы выполнять мелкую и однообразную домашнюю работу. Так, Элиза в сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» плела из крапивы рубашки для своих заколдованных братьев. А один из многочисленных подвигов Геракла состоял в том, что, находясь на службе у царицы Омфалы, он носил женскую одежду и мотал пряжу.

Задание 6. Взяв на себя ответственность, я включаюсь в проект по улучшению жизни

Мы говорим эту фразу детям, предлагая им в готовом виде определенный смысл их деятельности: ради чего они стараются и трудятся. Мы говорим им при этом, что так же трудились и старались их любимые герои (часто именно под впечатлением фильма или книги дети начинают играть в помощь по дому) и о том, через труд можно достигнуть того, чего хочется.

Мы знаем, что старания и усилия далеко не всегда приводят к желаемому, но о том, что человек не всесилен, мы будет говорить с детьми позднее. Сейчас важно вместе с ними пережить опыт «Я могу!» вместо чувства беспомощности и страха перед трудной задачей.

Для этого вновь придется вспоминать что-то из своей жизни. Собственно, история должна быть о том, как вы сначала очень захотели что-то изменить к лучшему, потом маялись от бессилия, потом почти отчаялись, но как раз в этот момент и увидели все по-другому, нашли нестандартное творческое решение и взялись за дело. Закончилось же это вполне ощутимым улучшением жизни.

 

ФРАГМЕНТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Тема «Ответственность»

Обязательства, поручения, долг, необходимость — целый букет слов, вызывающих почти у каждого тяжелый вздох. Во всех языках ЭТО называется ответственностью и связано со словом ОТВЕТ. О каком ответе идет речь? О моем ответе на запрос жизненной ситуации или о способности расслышать обратную связь от жизни, когда я совершаю что-то? Попробуем разобраться.

Учитывая возрастные особенности детей, мы начинаем работать над их эмоциональным развитием через формирование ассоциативных связей и подкрепление их позитивными эмоциями. Затем уже понятийно обозначаем этот сложившийся опыт.

К моменту начала работы по теме «Ответственность» дети уже имеют определенный эмоциональный опыт в этой области — тот самый тяжелый вздох на знакомые родительские заклинания: «Как так не хочу? Теперь ты вырос и имеешь обязательства!», «Это твой долг, твоя обязанность!»

Ответственность учащимися воспринимается как нечто тяжелое, нежелательное, отличное от свободы, когда я могу выбирать то, что хочу. Противопоставление свободы и ответственности — известное заблуждение не только детей, но и взрослых. Дети искренне полагают, что взрослые делают то, что хотят: «Когда я вырасту, я наконец буду тоже делать то, что хочу». Так же многие взрослые думают: «Вот дети вырастут, буду делать то, что я хочу», «Скоплю немного денег, займусь тем, что хочу», «Выйду на пенсию, наконец, почувствую свободу».

Свобода от обязательств — синяя птица многих загруженных работой людей. И, подобно маленьким героям сказки Меттерлинка, они однажды осознают, что синяя птица была рядом с ними — свобода всегда рядом с ответственностью. Они как две стороны одного листа бумаги. Нельзя убавить с одной стороны, не изменив количества того, что на обороте.

Я свободно принимаю решение, это мое собственное решение, но, спланировав сегодня, я завтра уже должен делать это. Кто повесил на меня это обязательство, как не я сам! И я жалуюсь и причитаю, понимая, что сам себе организовал такую жизнь. Но размышляя над своими долгами и обязательствами, я понимаю, что кто-то другой, может быть, не считал бы себя обязанным делать это, а я считаю, потому что это мой долг самому себе. Если посмотреть честно, остается только та ответственность, которую я сам согласился взвалить на себя.

Все это сложно для детского понимания, но легко проживается в восьми-девятилетнем возрасте.

В ходе занятий дети постепенно осознают признаки принятия решения:

— решение принимаю я сам;

— оно меняет ситуацию;

— ответственность за его последствия — на мне.

Первое чувство детей, которые начинают заниматься по этой теме, — удивление по поводу того, что «могу» и «делаю» — не одно и то же. С самого начала мы подробно анализируем тот факт, что в любом решении есть свобода, она потенциально заложена в любом действии, если ты не играешь роль робота, конечно. Робот не принимает решений. У него нет ответственности, но нет и свободы. Детям не нравится быть роботами, хотя такое безмятежное состояние, когда ни за что не нужно отвечать, очень привлекательно для них.

Второй признак самостоятельного решения (оно меняет ситуацию) также непрост для понимания младшими школьниками. Мы вводим сложнейшую тему: я, принимая на себя ответственность за поручение, тем самым могу изменить мир вокруг себя. Не с помощью чуда, а осуществляя небольшие, посильные шаги. Мы учим детей проектированию, планированию своей деятельности.

На уроке дети с помощью наглядных средств расписывают по шагам простые задачи. Развивается этот навык в ходе выполнения поручений на четверть, которые они получают на занятии. Вдохновляющее чувство «я могу изменить мир» появляется к концу первой четверти при условии, что ведущий и учитель показывают ребенку связь между его терпением, старательностью, усердием и тем, как реально меняется к лучшему жизнь в классе.

Экспериментальные преобразования происходят на занятиях под лозунгом: «Добавь в жизнь класса что-то такое, чтобы всем ребятам хотелось идти в школу, а в школе было легко и радостно учиться!» На этой жизнеутверждающей ноте и завершается программа.

Последний, третий признак принятия решения особенно важен. В программе «Ответственность» ученикам предлагается неоскорбительное и ненасильственное несение ответственности за свои неправильные решения. Термин «санкции» не вводится, но на простом примере мы показываем, что любой нормальный человек может «убрать за собой», если он сделал ошибку. В зависимости от ситуации можно или извиниться, или собрать мусор, или вытереть разлитое молоко. Оказывается, это совсем не обидно.

В рамках программы дети получают возможность в буквальном смысле слова сравнить ответственность ребенка и ответственность взрослого (для этого обязательствами «наполняются» две емкости: «мамина ответственность» и «моя ответственность»). Каждый желающий может их взвесить.

В программе анализируются виды ответственности, приводится методика ее формирования. За свою ответственность дети получают медали, наклейки, письменные и устные признания и благодарности. А за безответственность — просто ничего не получают (их никто не ругает, просто не хвалит). Так в атмосфере одобрения ведется разговор о тяжести жизни, связанной с долженствованием. И хотя к теме долженствования мы будем возвращаться каждый год на новом уровне, но уже во 2-м классе впечатления учеников от занятий совсем не тягостные, а напротив, вдохновляющие.

Итак, возвратимся к вопросу, заданному в начале: о каком ответе идет речь?

Виктору Франклу принадлежит идея, которую впоследствии назвали коперниковским переворотом в психологии. Она напрямую связана с нашей темой. Многие люди рассматривают свою жизнь с точки зрения того, соответствует ли она их ожиданиям, надеждам, представлениям. И жизнь часто не соответствует. Она не такая, какой должна быть. В этом состоянии обиды на всех люди обычно впадают в депрессию и даже теряют смысл жизни.

В. Франкл, будучи известным психотерапевтом, видел множество таких людей. Его предложение было следующим. Спросите себя, говорил он, а вы сами соответствуете жизни? Этой конкретной ситуации, в которой вы находитесь? Чего ждет от вас ситуация? Как следовало бы вам в ней себя вести? Только тот, кто в состоянии расслышать запрос ситуации, получает шанс прожить наполненную смыслом жизнь. Так ответственность становится результатом того, насколько точно человек смог расслышать запрос жизни.

Но также верно и другое утверждение: делая что-то, я изменяю мир вокруг. Нравятся ли мне эти изменения? Этого ли я добивался? Таким ли я хотел стать? Способность установить обратную связь и что-то изменить в своих решениях — вот второе значение ответственности.

В старших классах мы вернемся к этой непростой теме. В частности, рассмотрим важную проблему планирования и выбора приоритетов, научимся рассчитывать свое время. Научимся доводить начатое до конца, отказываться от решения безнадежных задач, будем много говорить о том, что значит «держать слово». Все это — в будущем, но пока, работая со своим 2-м классом, пожалуйста, отнеситесь ответственно к созданию для ребят условий, в которых у них может появиться чувство «Я сделал это сам», «Жизнь можно изменить в лучшую сторону своими руками».

Так хотелось бы, чтобы у ребят появилась уверенность в том, что своими руками можно творить даже чудеса.

Р.S. Если у вас этой уверенности сейчас нет, перечитайте «Алые паруса» А. Грина.

 

Кому особенно рекомендована эта программа

1. Ребятам, которых вы считаете не очень ответственными.
2. Неуверенным в своих силах детям.
3. Тем, у кого есть проблемы с выполнением режима дня и других обязательств.
4. Всем, кто хотел бы проявить больше социальной активности в классе.

 

Занятие 1. «Могу» и «делаю»

Цели

Дать детям начальное представление об ответственности.

Помочь им понять, что существуют разные виды ответственности.

Дать ребятам возможность осознать, что «могу» и «делаю» — это не одно и то же.

Материалы

Лист ватмана, маркеры, плакат «Три типа ответственности»

 

Работа группы

Поприветствуйте ребят. Представьте новых учеников, пришедших в группу в этой четверти. Назовите новую тему занятий. Скажите, что в группе есть правила, которые все участники хорошо помнят. Пообещайте, что на сегодняшнем занятии вы вернетесь к правилам, чтобы взглянуть на них по-новому.

Разминка

1) Предложите детям энергичную игру «Автогонки по кругу». Пусть дети вспомнят атмосферу автогонок, представят, как ревут моторы, когда водители после очередного виража давят на газ. Скажите, что сейчас вы проведете «автогонки по кругу». Рев гоночного автомобиля будет звучать так: «Вж-ж-ж».

Скажите следующее: «Один из вас начнет игру, произнося звук «Вж-ж-ж» и быстро повернув голову налево или направо. Сосед, к которому он обратится, тут же «вступает в гонку» — быстро произносит свое «Вж-ж-ж» и поворачивается к следующему участнику, сидящему рядом с ним. Таким образом «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?»

Когда «рев мотора» пройдет полный круг, остановите действие и продолжите объяснение: «Конечно, у нашего гоночного автомобиля есть и тормоза. Когда на них нажимают, раздается другой звук — «Тшш». Если кто-нибудь во время «движения автомобиля» вдруг произнесет звук «Тшш», он тем самым остановит нашу машину и развернет ее в противоположную сторону. Любой из вас может внезапно остановить машину и заставить ее двигаться в противоположную сторону. Но у каждого есть право только дважды сделать это, чтобы и остальные смогли поучаствовать в игре».

В конце «гонки» предложите ребятам «проехать» особенно быстро и затем всем вместе одним единым «Тшш» завершить игру.

2) Скажите ребятам, что они побывали в ситуации, когда можно было выбрать то, что им хотелось: они могли либо продолжить движение машины, либо направить ее в противоположную сторону.

Задайте следующие вопросы:

— Когда кто-то принимал решение, что именно выбрать, что он чувствовал?

— Кто ни разу не воспользовался возможностью развернуть машину? Почему?

— Что доставляло большее удовольствие — менять направление движения или продолжать заданное? Почему?

— Заметили ли ребята, что каждое их личное решение меняло ход игры?

Подведите детей к выводу, что каждый из нас, все мы, да и сама игра зависели от решения того, у кого был ход.

Работа по теме занятия

Спросите ребят, что, по их мнению, значит — принять решение.

Анализируя ответы участников группы, выпишите на доске признаки решения:

— я сам решаю, а не подчиняюсь чужой воле;

— своим выбором я меняю ситуацию;

— я сам несу ответственность за последствия.

Проиллюстрируйте последний признак. Или рассыпьте семечки, или уроните пачку листов на пол, или опрокиньте на поднос стакан с небольшим количеством воды. Скажите: «Я сделала это». Спросите ребят, что в данной ситуации означают слова: «Кто решает, тот и несет ответственность за последствия»? На ком лежит ответственность за последствия? Как я могу ответить за свой выбор? Что в данном случае значит «нести ответственность»? (Правильный ответ: убрать за собой.)

Вспомните правила занятий группы в контексте ответственности. Объясните детям, что соблюдение правил зависит от того, насколько каждый из участников группы сможет принять на себя личную ответственность. Скажите детям: «Например, кто-то ударил тебя, а ты ударил в ответ. Каждый отвечает за свое действие. Он ударил — нарушил наше правило, и он за это отвечает. Кто отвечает за то, что ты ударил в ответ? Как еще ты мог бы поступить?» Подчеркните, что каждое решение человека меняет ситуацию.

В данном случае, будет драка или нет — зависит не то того, кто ее начал, а от того, кто принимает решение: отвечать ударом на удар или нет.

Скажите, что ребята уже многое умеют хорошо делать. Но не всегда делают. Почему? Иногда «неохота», иногда «мама сделает вместо меня», иногда «некогда». Предложите детям упражнение ««Могу» и «делаю»».

Все сидят по кругу. Вы задаете вопросы, а дети отвечают на них следующим образом: если их ответ да — они встают, если нет — остаются сидеть.

Вопросы:

— Сам ли ты выбираешь, какую конфету съесть?

— Умеешь ли ты умываться сам? Делаешь ли ты это каждое утро и каждый вечер?

— Умеешь ли ты говорить спасибо? Говоришь ли ты спасибо?

— Умеешь ли ты убирать свои игрушки? Наводишь ли ты порядок в своей комнате каждую неделю?

— Можешь ли ты сам придумать себе игру? Играешь ли ты сам, когда рядом нет никого из ребят?

— Умеешь ли ты сам одеваться? Одевался ли ты сам сегодня утром?

— Умеешь ли ты сам похвалить себя за дело? Хвалил ли ты себя на этой неделе?

— Умеешь ли ты плакать? Плакал ли ты сегодня?

— Умеешь ли ты ковырять в носу? Занимался ли ты этим на перемене?

— Умеешь ли толкаться и обзываться? Делал ты это сегодня?

— Умеешь ли ты лениться? Ленился ли ты сегодня на уроках?

— Умеешь ли ты вредничать? Вредничал ли ты вчера?

— Умеешь ли ты мыть посуду? Моешь ли ты посуду хотя бы раз в неделю?

— Умеешь ли ты собирать портфель? Собираешь ли ты портфель сам?

Попросите ребят на примере этого упражнения объяснить, чем различаются «могу» и «делаю».

Спросите детей, что они чувствуют, когда им что-то доверяют сделать? Пусть по кругу каждый покажет жестами, какой величины бывает при этом его ответственность, насколько она тяжела.

Расскажите детям, что ответственность можно разделить по темам. Например: личная, или ответственность перед собой (Я), ответственность перед другими (Другие), ответственность в школе (Школа).

Повесьте заранее приготовленный плакат под названием «Три типа ответственности». В нем должно быть три колонки: «Я», «Другие», «Школа».

Предложите ребятам самим распределить известные им обязанности по этим трем темам. Пусть один из них называет какое-нибудь дело, а остальные вместе решают, к какому виду ответственности оно относится. Затем назвавший дело выходит к доске и записывает названное дело в нужную колонку.

 

 

ТРИ ТИПА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Я

Другие

Школа

Чистить зубы

Ухаживать за животными и растениями

Выполнять домашние задания

Вовремя ложиться спать

Заботиться о младших сестрах и братьях

Содержать в порядке книги и тетради

Умываться

Говорить «пожалуйста», «спасибо»
Держать данное слово

Приходить в школу вовремя
Соблюдать школьные правила

Заключительное обсуждение

Обсудите с детьми следующие вопросы:

— Что вы узнали об ответственности сегодня?

— Легко или тяжело быть ответственным?

 

Занятие 2. Зачем нужна ответственность?

Цели

Учить детей принимать на себя разные виды ответственности.

Показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше.

Материалы

Текст сказки «Свет волшебной Луны».

 

Работа группы

Поприветствуйте ребят, спросите, что они запомнили из того, о чем говорили на прошлом занятии. Скажите, что сегодня вы продолжите работу по теме «Ответственность».

Разминка

Предложите ребятам на несколько минут превратиться в металлических роботов. Скажите, что роботы могут выполнять действия лишь по команде и подчиняются только голосовым приказам. Начните «компьютерным голосом» давать команды: «Иди вперед», «Не размахивай руками», «Повернись направо и подпрыгни». Дайте несколько реальных команд, а затем — какую-нибудь нереальную команду, например взлететь или на одной ноге запрыгнуть на стол. Когда действие на этом разладится, скомандуйте: «А теперь вы снова — люди. Действуйте самостоятельно! Можете делать любые движения, какие захотите».

Работа по теме занятия

После разминки спросите детей, чем, по их мнению, роботы отличаются от людей. Вероятно, они ответят, что роботы подчиняются командам, а люди сами решают, что им делать. Тогда спросите: «Кто отвечает за то, что роботы не смогли выполнить последнюю команду? А кто отвечает за то, что человек ошибается или у него что-то не получается?»

Обсудите с детьми следующий вопрос: «Кому лучше — роботам или людям?». Скорее всего, большинство участников ответит, что людям. Тогда спросите: «А как же тогда с необходимостью отвечать за свои неудачи? Ведь человек несет ответственность за то, что с ним происходит, а роботы не отвечают за себя, ведь они не принимают решений. Что же хорошего в ответственности? Зачем она нужна?»

Выслушайте ответы ребят и в ходе обсуждения максимально обострите проблему. Все должны задуматься: «В самом деле, а что хорошего в ответственности?»

Только после этого прочитайте вслух историю «Свет волшебной Луны». Предложите ребятам особым образом поработать с текстом. Скажите, что вы будете читать им историю фрагментами. Прочитав часть текста, вы будете говорить «СТОП!» и задавать вопросы, а затем продолжите чтение.

Ведущему не обязательно задавать все предложенные вопросы, Вы можете выбрать наиболее подходящие. Имеет смысл оставлять от одного до трех вопросов.

Свет волшебной Луны

Жили-были в стране Лунандии двое ребят: мальчик по имени Максим и его сестра Лена. Они любили играть в конце улицы, там, где строятся новые дома. А еще им нравилось лазать по сложенным бревнам и строить в них домики.

Каждый человек в Лунандии был очень ответственным. Даже кошки и собаки были ответственными. И родители у Максима и Лены были очень ответственными, у них была очень ответственная работа, они хотели сделать своих детей ответственными людьми. Иногда Максим и Лена рассуждали: «Зачем нам нужна ответственность? Из-за нее одна работа и никакого удовольствия!»

А были люди Лунандии такими ответственными потому, что вместе с обычной луной в их стране светила волшебная Луна. Представляете, ребята, в этой стране было целых две луны!

Однажды люди увидели необычайный звездный дождь и поняли, что на небе что-то изменилось. Их луна не появилась!

На следующий день все в стране преобразилось. С луной исчезло и чувство ответственности. Люди назвали исчезнувшую луну «Луной ответственности», потому что, когда она ушла, с ней ушло и это чувство. И вот что стало происходить.

СТОП! Спросите ребят, что они чувствовали, когда слушали первый фрагмент истории. О чем они думали? (Можно высказывать любые мысли, приходящие в голову в связи с текстом.) Что же, по их мнению, произошло в Лунандии после исчезновения волшебной Луны?

Никто не хотел делать свою работу. Строители сидели целый день на стройке, жевали бутерброды и разговаривали. На рынке и в магазине больше нельзя было купить овощи и другие продукты. Учителям надоело все время быть в ответе за своих учеников, поэтому они перестали приходить в школу, и дети нигде не учились.

Сначала Максим и Лена думали: «Вот здорово! Это же похоже на нескончаемые летние каникулы!»

Их родители, больше не такие ответственные, отказались заботиться о своих детях. На дорогах возникали пробки, так как безответственные водители не хотели останавливаться на знак «Стоп» и ставить машины там, где нужно. Даже собаки, о которых теперь никто не заботился, без страха бросались на людей, кусали их и рвали одежду. Покусанные люди бежали в поликлинику, но она не работала, не работали даже аптеки и «скорая помощь». Что это был за мир!

СТОП! Расскажите, что вы чувствовали, слушая этот фрагмент истории. Какие мысли пришли вам в голову? Чем, по вашему мнению, закончится эта история?

Этот безответственный мир совсем не понравился Максиму и Лене. Они даже не могли купить себе мороженое из-за того, что продавцы ничего не делали. Они подумали, что им необходимо поселиться в другом, более организованном месте. Они боялись за свое будущее, они видели, что их друзья ведут себя глупо и легкомысленно. Они испугались за свою жизнь, за животных, учителей, учеников, а особенно за родителей, которые целыми днями лежали на диване вместо работы.

Максим и Лена решили посмотреть вечерние новости и понять, везде ли такое творится. Они узнали, что близится новый метеоритный дождь и, может быть, сегодня что-то изменится. Дети посмотрели в окно и увидели, что их любимая «Луна ответственности» вернулась! Значит ли это, что все в Лунандии вернется на круги своя, что люди снова начнут делать свою работу и помогать друг другу?

На следующее утро, когда дети проснулись, их родители собирались на работу, а на столе стояла тарелка с пирожками. Лена подумала, что это хороший знак. Максим подбежал к окну и увидел ребят, которые спешили в школу.

В школе все вернулось в обычное состояние. Там была их учительница Ирина Петровна, которая улыбалась при виде входящих в класс детей. Как хорошо! Как уютно и спокойно! Как приятно знать, что все люди будут делать то, что они обещали, что люди будут помогать друг другу и уважать друг друга, вести себя ответственно!

С тех пор Максим и Лена думают так: ответственность требует больших усилий, но мир без ответственности хуже, чем мир с ответственностью.

Начните дискуссию о том, как ответственность усложняет жизнь самим детям и другим людям. Пусть ребята подумают, какие чувства у них вызывает ответственность. Задайте наводящие вопросы:

Почему Максиму и Лене не нравилось быть ответственными?

Почему им было неприятно, когда люди, окружающие их, перестали быть ответственными?

Что происходит, когда люди перестают быть ответственными?

Что вам больше всего не понравилось в этой истории?

В сказке ответственность дарил людям свет волшебной Луны, а отобрал ее звездный дождь. Как вы думаете, были ли люди в этой фантастической истории по-настоящему ответственными? От чего или от кого на самом деле зависит ответственность?

Заключительное обсуждение

Задайте детям следующие вопросы:

Хотите ли вы быть ответственными?

Что веселого в том, чтобы быть ответственным?

Что тяжелого в том, чтобы быть ответственным?

Какие чувства вызывает у вас необходимость нести ответственность?

Какие усилия требуются от вас, чтобы быть ответственным?

 

Занятие 3. Ответственность: шаг за шагом

Цели

Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-то дело.

Ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений (планирование деятельности, подготовка проектов, разбиение сложной задачи на более простые выполнимые шаги).

Материалы

Буханка черного хлеба, нож, разделочная доска, соль, салфетки, лист ватмана, лист бумаги голубого цвета с заголовком «Инструменты и материалы», лист бумаги розового цвета с заголовком «Действия», по два листа альбомного формата на каждого ребенка, голубой и красный (розовый) карандаш на каждого, рабочая тетрадь.

 

Работа группы

Поприветствуйте участников группы, напомните им о теме занятий и скажите, что сегодня они будут учиться превращать сложные действия в простые.

Разминка

Предложите ребятам игру «Рукопожатия». Пусть они разобьются на пары и встанут лицом друг к другу так, чтобы между парами было много свободного пространства. Ребята в парах сами решат, кто из них будет А, кто Б.

Скажите следующее: «Вы должны выставить вперед руки, держа их на уровне груди ладонями к партнеру (как в игре «Ладушки»), а затем приложить свои ладони к ладоням партнера. Участник Б закрывает глаза и осторожно делает три шага назад, держа руки в том же положении. Участник А остается на месте и может не закрывать глаза. По моему сигналу участник Б с закрытыми глазами должен вернуться к участнику А и найти своими ладонями его ладони».

После того как все пары справятся с этим заданием, предложите ребятам поменяться ролями и выполнить это упражнение еще раз.

Затем скажите: «Теперь вы готовы к более серьезному испытанию. Попробуйте пожать друг другу руки и после этого закрыть глаза. По моему сигналу, не открывая глаз, осторожно разъедините руки. Пусть каждый из вас сделает три небольших шага назад. А теперь медленно и осторожно начинайте двигаться в сторону партнера с закрытыми глазами. Попытайтесь найти руку партнера и еще раз пожать ее».

Если ребята легко справятся с этой задачей, пусть попробуют обменяться двойным рукопожатием, держа руки скрещенными, или поздороваться левой рукой.

Работа по теме занятия

Скажите ребятам: «Сегодня мы будем учиться работать по проектам. Перед классом стоит задача, которую нам предстоит решить вместе. У нас есть одна буханка черного хлеба на всех и соль. Есть ли среди вас желающие съесть кусочек черного хлеба?» Вероятно, большинство ребят выскажут такое желание.

Задайте детям вопросы: «Как сделать так, чтобы каждому достался кусок хлеба? Что необходимо для выполнения этой задачи?» Записывайте предложения детей на лист ватмана (или на доску), пусть до конца урока он висит на видном месте.

Этот список будет необходим вам в дальнейшем, для того чтобы все сказанное детьми использовать в планировании деятельности. Формируя шаги, обращайтесь каждый раз к тому, что было сказано детьми.

Когда большинство детей выскажется, напомните, что трудную задачу легче решать, если разбить ее на маленькие части, на шаги. Когда маленькие дети учатся ходить, они сначала делают первый шаг, потом второй и так далее. А через некоторое время они уже умеют быстро ходить и даже бегать. Так и в любом деле: очень важны самые первые маленькие шаги.

Возьмите лист бумаги розового цвета с заголовком «Материалы». Скажите: «Сейчас мы подумаем над тем, что нам необходимо, для того чтобы сделать бутерброды. То, из чего мы будем делать, — материалы. Это будет наш первый шаг. Возьмите голубой лист с заголовком «Инструменты» — это то, чем мы будем выполнять наше действие».

Выделите из списка, составленного детьми ранее, то, что относится к материалам и инструментам, добавьте то, что не было названо детьми, и запишите на голубой лист. Например: хлеб, разделочная доска, нож, салфетки, соль и т.д. Убедитесь, сверившись со списком, все ли у вас есть для выполнения дела.

Скажите ребятам: «Следующий, второй шаг мы сможем сделать, только если будем точно знать, что нам предстоит делать. Сейчас мы запишем действия, которые мы должны будем выполнять последовательно, одно за другим, а не как захочется. Ведь когда мы выполняем, например, домашнее задание, мы сначала открываем тетрадь, а потом пишем в ней, а не наоборот — сначала пишем, а потом открываем тетрадь».

Покажите ребятам лист бумаги розового цвета, на котором сверху написано слово «Действия». Он должен быть разлинован, а строчки пронумерованы.

ДЕЙСТВИЯ

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

3. __________________________________________________

... __________________________________________________

Выбирайте действия, которые уже назывались в начале занятия, при необходимости предлагайте свои и записывайте их на этом листе.

Примерный список действий:

1. Посчитать, на сколько кусочков хлеба нам необходимо разрезать буханку (для этого надо пересчитать детей, которые захотели попробовать хлеб с солью).

2. Вымыть руки (личная ответственность).

3. Положить хлеб на разделочную доску.

4. Прикинуть, можно ли нарезать из одной буханки нужное количество кусочков или следует взять еще одну буханку.

5. Взять нож.

6. Разрезать хлеб поперек на ломти, количество которых должно быть в два раза меньше, чем необходимо кусков.

7. Каждый ломоть разрезать пополам.

8. Пересчитать куски хлеба.

9. Положить каждый кусок хлеба на салфетку.

10. Раздать ребятам хлеб.

11. По желанию можно посолить свой кусок хлеба (личная ответственность).

Разрезать хлеб придется взрослому, а все остальные действия разделите равномерно между участниками группы. Украсьте эту процедуру по вашему усмотрению. Сделайте все ярким и запоминающимся для ребят. Если в группе 10 человек, то можно сделать так: двое отвечают за «пересчитывание» хлеба; двое — за подготовку салфеток; двое — за раскладывание хлеба на салфетки; двое — за раздачу хлеба; двое — за соль (предлагают и приносят тому, кто пожелает). Бутерброд с сыром делать вдвое сложнее. «Распишите» действия сами, придерживаясь уже известной вам логики.

Скажите детям, что теперь мы можем насладиться результатом проделанной работы и съесть хлеб.

Когда хлеб будет съеден, а салфетки выброшены, предложите ребятам записать в рабочую тетрадь шаги, которые они выполняли. Назовите последовательность выполнения шагов и скажите детям, что они могут использовать эти шаги и для выполнения других дел.

Скажите, что теперь дети легко смогут выполнять и более сложные дела. Спросите, готовы ли они взять на себя ответственность за «собирание» портфеля на следующий учебный день?

Возможно, некоторые ребята уже умеют это делать хорошо. Попросите их тоже принимать участие в работе. Скажите, что они наверняка узнают что-то новое и смогут собирать портфель еще лучше или быстрее.

Скажите ребятам: «Представьте, что вы сейчас находитесь дома. Уроки все сделаны. Пора собрать рюкзак на завтра. Как это сделать? У нас есть замечательный помощник и контролер — дневник. Возьмем дневник и посмотрим, какие завтра будут уроки. Например, завтра первым уроком будет математика. А теперь откройте свои рабочие тетради. Там вы увидите таблицу. Попробуем заполнить ее вместе.

Предмет (урок)

Материалы
и инструменты

Действия

Математика

Учебник (или учебники) Тетрадь (или тетради) Пенал В пенале: карандаши, ластик, Ручка (ручки), линейка и т.д.

1. Проверить, все ли в порядке. 2. Исправить, если что-то не так. Пишет ли ручка? Если нет, то взять новую или поменять стержень. Заточен ли карандаш? Если нет, то заточить карандаш. Не закончилась ли тетрадь? Если да, то взять новую тетрадь. 3. Сделать Положить в рюкзак все, что приготовлено. Проверяйте себя по графе «Материалы и инструменты».

Чтение

   

Физкультура

   

Труд

   

«Подготовьтесь» с ребятами хотя бы к одному предмету и скажите, что к остальным урокам они смогут с помощью таблицы подготовиться дома. Скажите, что если возникнут трудности, можно обратиться за помощью к взрослым.

Заключительное обсуждение

Задайте ребятам вопросы:

Узнали вы что-нибудь новое сегодня на уроке?

Поможет ли вам наше занятие в жизни?

Как вы думаете, что будет, если при выполнении какого-нибудь дела мы забудем об одном из шагов, например из тех, что записаны на голубой карточке?

Поблагодарите ребят за работу.

Домашнее задание

Собрать портфель с помощью таблицы, приведенной в рабочей тетради.

Фрагмент одного реального занятия

На занятии «Ответственность: шаг за шагом», после того как съели хлеб, проанализировали все шаги, ведущий задал вопрос: «А ведь, наверное, вы что-то уже умеете делать, разбивая дело на маленькие шаги?»

Ведущий. Что вы делаете по шагам?

Ребята:

Учимся в школе, переходя из класса в класс.

Растем.

Играем на компьютере, переходя с одного уровня на другой.

Делаем уроки.

 

Занятие 4. Ответственность в школе, или Поручения

Цели

Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязательства.

Помочь детям осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых.

Материалы

По два полиэтиленовых пакета или любой другой тары для каждого участника, фотопортреты ребят, плакат «Три типа ответственности» (см. занятие 1); много однородных предметов средней величины, имеющих одинаковый вес или объем (кубики, камешки, гирьки), рабочие тетради; лист ватмана с заголовком «Как сделать доску чистой».

 

Работа группы

Поприветствуйте ребят, спросите, помнят ли они, что было на прошлом занятии, есть ли у них вопросы.

Разминка

Попросите ребят внимательно посмотреть вокруг (если занятие проходит в том классе, где они учатся) или вспомнить свою классную комнату и подумать, что им больше всего нравится в ней. Пусть они скажут об этом, бросая друг другу мячик. Если вдруг окажется, что кому-то нравятся одни и те же вещи, ничего страшного, а если кто-то говорит, что ему ничего не нравится, то спросите у него: «Что можно было бы, по-твоему, принести в наш класс, чтобы тебе в нем стало хорошо?»

Не забывайте спрашивать у ребят, почему они сделали именно такой выбор. Эта информация пригодится вам, когда вы будете придумывать поручения для детей.

Работа по теме занятия

Попросите ребят вспомнить виды ответственности. Для подсказки повесьте плакат «Три типа ответственности». Все вместе вспомните, что должен делать ребенок дома и в школе. Пусть каждому делу, за которое все согласны принять ответственность, будет соответствовать один кубик (или любой другой предмет). С каждым названным поручением дети кладут в полиэтиленовый пакет один кубик. Так постепенно в пакете окажется некоторое количество кубиков. Предложите ребятам поднять свой пакет — впечатляет! Тяжело!

А теперь попросите ребят подумать о том, сколько обязанностей (дел) у взрослых, с которыми они живут. Например, у мамы.

В некоторых случаях разумно предложить детям подумать об обязанностях не мамы, а какого-то другого взрослого, например воспитателя в детском доме, учительницы в школе.

Начинайте перечислять мамины обязанности и каждую новую ответственность обозначайте кубиком, складывая их во второй полиэтиленовый пакет. Не забудьте все мамины обязанности. Предложите нескольким ребятам попробовать поднять второй полиэтиленовый пакет. О, какой тяжелый! Оказывается, ответственность бывает большей и меньшей.

Взрослые отличаются от детей «количеством» ответственности. Они более сильные, поэтому могут нести более тяжелый груз ответственности. Чем более взрослым ты становишься, тем больше дел, за которые ты несешь ответственность.

Поговорите с детьми о том, что в классе есть много того, о чем нужно заботиться: «Цветы, книги, игрушки, школьные принадлежности требуют вашей заботы. Вы нужны им». Обсудите, что будет, если совсем не заботиться об окружающих предметах.

Предложите детям взять на себя ответственность для начала за одно дело. Например, за то, чтобы классная доска была чистой в течение дня.

Скажите ребятам, что взрослые, перед тем как взяться за какое-нибудь дело, продумывают, что для этого нужно. Спросите ребят, что нужно для того, чтобы доска была чистой. Хватит ли одной тряпки? Какие могут возникнуть трудности? (Например, на доске остаются белые разводы — что с ними делать?)

Повесьте лист ватмана с заранее нарисованной памяткой и заполните ее, обсуждая с ребятами. Пусть дети откроют рабочие тетради и заполняют памятки там.

Памятка «Как сделать доску чистой»

Что такое чистая доска?

Чистая доска — это _______________________________

Необходимые материалы

1.
2.
3.
4.
5.

Действия

1.
2.
3.
4.
5.

Возможные трудности

Как преодолеть трудности

 

Примерная памятка «Как сделать доску чистой»

Что такое чистая доска?

Чистая доска — это доска без разводов, с чистым желобком для мела, сухая. Тряпки должны быть всегда влажными, но не мокрыми, с них не должна капать вода.

Необходимые материалы

1. 4 тряпки — 2 мокрых и 2 сухих.
2. Мыло.
3. Небольшой тазик или миска (если в классе нет умывальника).
4. Стул, на который можно встать ногами.
5. Коробочка или кусок бумаги, на который можно временно положить мел.

Действия

1. Убрать мел в коробочку.
2. Постирать тряпку с мылом и хорошенько ее выжать.
3. Вытереть часть доски.
4. Еще раз выстирать тряпку (без мыла).
5. Подставить стул и вытереть верхнюю часть доски.
6. Взять сухую тряпку и тщательно протереть всю доску (повторить, если нужно).
7. Выстирать и выжать мокрые тряпки, положить их в желобок, вернуть в желобок мел.

Возможные трудности

Как преодолеть трудности

Опрокинулся тазик с водой

Взять половую тряпку и вытереть пол. Если видишь, что не успеваешь, — попроси помощи у друга.

На доске все равно остаются разводы

Взять новую тряпку. Попросить помощи у взрослого.

Вы создаете свою памятку вместе с детьми. Мы предлагаем примерный вариант. Пожалуйста, не предлагайте его детям в готовом виде! Очень важно, чтобы они сами решили, какие вещи им понадобятся, какие шаги нужно предпринять. Это даст возможность детям самим приобрести опыт планирования.

Кто может помочь? Как попросить помощи?

1. Скажи учителю: «У нас возникли трудности. Помогите, пожалуйста!»

2. Ты можешь подойти к психологу в среду и пятницу.

3. Ты можешь попросить совета у школьной уборщицы, она на первом этаже. Скажи: «Мы учимся мыть доску. Подскажите, пожалуйста, как сделать это лучше».

4. Если ты не успеваешь, можешь попросить помощи у одноклассника. Скажи: «Помоги мне, пожалуйста!»

Скажите детям, что очень важно решить, кто возьмется за это дело первым и кто продолжит его, распределить, кто по каким дням будет его выполнять. Покажите две нарукавные повязки дежурных (лучше дежурить парами), их надевают те, чья очередь дежурить. Сделайте «График ответственности», впишите туда имена детей и дни, по которым они будут отвечать за чистоту доски. Около имен детей желательно прикрепить их фотографии.

Скажите ребятам, что вместе с учительницей вы будете помогать всем принявшим участие в эксперименте быть хорошими помощниками, что их портреты будут висеть на видном месте в классе и что теперь, когда ответственность полностью перешла к ним, от них многое зависит. Без них доска не будет чистой.

Под каждым портретом прикрепите конверт и скажите, что в нем ребята найдут записки от учительницы и от психологов, в которых они будут подсказывать, как лучше выполнить поручение.

Далее вам вместе с учительницей останется только наблюдать и писать записки, в которых вы деликатно будете ограничивать невиданную социальную активность своих второклассников.

Предложите ребятам дома (или на уроке, если осталось время) заполнить табличку «Как сделать доску чистой» в рабочей тетради.

Мы предложили вам наиболее простой и действенный способ принятия на себя ответственности. Содержать доску в чистоте — нетрудное поручение. Оно относительно легко в исполнении. При неудаче никто не пострадает. Есть, конечно, более заманчивые варианты. Если условия класса позволяют, можно по аналогичной схеме устроить уход за домашним животным (например, за хомячком, черепахой, морской свинкой, канарейкой или попугаем). Конечно, радости от такого дела будет больше, чем от мытья доски. Однако, если оно не удастся и животное пострадает, для детей это может быть травмирующим опытом, приводящим к поиску виноватых, обидам, недоверию другим и прежде всего — взрослым. Оцените, насколько часто вы бываете в школе и соответственно — сможете ли контролировать ситуацию. Узнайте, нет ли в классе детей-аллергиков. Посмотрите, насколько учитель заинтересован в этой затее. Если вы пришли к выводу, что это поручение по силам и вам, и детям, и учителю, — выбирайте этот вариант, и радости детей не будет конца.

Если опыт с первым поручением удался — принимайтесь за другие дела. Можно сделать разноцветные повязки для ответственных за растения, животных, чистоту парт, игрушки и т.д. Главное — уберечь идею ответственности. Постарайтесь отмечать успехи детей и анализировать неудачи. Ваша задача — дать детям понять, что быть ответственным — хорошо, но непросто. Когда ты берешься за что-то отвечать, мир вокруг меняется.

Заключительное обсуждение

Спросите детей:

Что нового о детях и взрослых вы узнали на занятии?

Понравилось ли вам иметь поручение?

Какие чувства вы испытали на сегодняшнем уроке?

 

Занятие 5. Пойдешь направо..., или Я в ответе за свой выбор

Цели

Помочь детям осознать, что в повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить.

Познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.

Материалы

Текст сказки «История про Таню», фломастеры, бумага, небольшой камень.

 

Работа группы

Поприветствуйте ребят, спросите, помнят ли они, чем занимались на прошлом занятии. Обсудите, как обстоят дела с поручениями в классе.

Разминка

Предложите ребятам такую игру. Все разбиваются на тройки. Каждая тройка становится «паровозиком» (трое ребят стоят друг за другом, держась за плечи стоящего впереди). Два первых ребенка закрывают глаза. Открыты глаза только у последнего — водящего. Он ведет «паровозик» по классу. Затем участники тройки меняются местами, то есть «паровозик» ведет уже другой ребенок из этой же тройки. Игра заканчивается, после того как все три участника побывают в роли водящего.

По окончании игры спросите ребят, в какой роли было интереснее? В какой — труднее? Как чувствовал себя каждый из участников в разных ролях? Спросите детей, кто из троих был ответствен за других?

Работа по теме занятия

Покажите детям камень и скажите: «Это камень из сказки. Вспомните, в сказках камни часто встречаются на дорогах, когда героям надо сделать выбор. Сейчас вы услышите историю, в которой маленькая девочка несколько раз выбирала, как ей поступить, и что из этого вышло».

История про Таню

Таня очень любила зиму. И больше всего зимой ей нравилось кататься на санках. Вот только Танина мама много работала, и гулять не всегда получалось так много, как хотелось Тане. Однажды Танина подружка Маша пригласила ее погулять вместе с ней и со своей бабушкой. Танина мама обрадовалась: она сможет поработать, а Таня погуляет.

И вот на следующий день Танюша взяла санки и побежала к своей подружке Маше, которая жила в этом же подъезде. Дверь открыла встревоженная Машина бабушка и сказала: «Ой, а мы и забыли предупредить. Маша не пойдет гулять. Она заболела».

Что делать? Мама уже разложила свои бумаги и гулять точно не пойдет. А на улице так здорово! А что, если Таня одна погуляет? Она ведь уже не малышка!

СТОП. Покажите детям камень. Сейчас Таня решит, что ей делать. Что вам подсказывает сердце: пойдет Таня гулять одна или вернется домой? Почему?

И Таня побежала на улицу. Как хорошо было во дворе! Таня, правда, побаивалась, что знакомые спросят, где ее мама, но знакомые ничего не спросили. И Таня побежала в сквер. Там была ледяная горка, и куча малышей каталась с нее. Таня уже хотела присоединиться к ним, как вдруг увидела большого мальчишку, который обзывался и толкался. Идти на горку или нет? Вдруг он прицепится и к Тане? А если и санки отберет?

СТОП. Какие чувства у вас возникли сейчас? Как вам кажется, что решит Таня? Какие пути у нее есть?

Нет, на горку идти опасно. Неужели возвращаться? С досады Таня топнула ногой и пошла куда глаза глядят. Незаметно она подошла к школе. Здесь была знаменитая большая гора, пологая и широкая. Одна опасность была для ребят: заканчивалась эта гора площадью, где двигалось множество машин. Чтобы не выехать на площадь, нужно было резко тормозить в конце горы. Умели это только большие ребята. Таня не умела, и поэтому ей не разрешали кататься с этой горы. А сейчас ее заметили старшие девочки. Одна из них предложила: «Хочешь покататься со мной?» Таня с радостью согласилась. И три раза промчалась с большой горы вместе с этой девочкой. А потом прозвенел звонок, и старшеклассницы ушли на урок. А Таня осталась. Неужели все гулянье кончилось? Сама не зная почему, Таня села на санки и помчалась с горы.

СТОП. Что вы чувствуете сейчас? Что бы вы сделали на месте Тани? Почему?

Ей было не страшно: она только что каталась со старшей девочкой. Но вот гора кончилась. Надо тормозить! То ли ноги у Тани коротки оказались, то ли силы не хватило... Только через секунду она уже вылетела на площадь. Визг тормозов, свисток милиционера, крик людей. Нет, Таня не пострадала. Испуганная, она стояла посреди площади. Кто-то оттащил ее к тротуару. Вокруг собралась толпа. Милиционер спросил Таню, где она живет, и попросил стоявшую рядом девушку отвести Таню домой.

И вот Таня уже около своего подъезда. «До свидания, Таня! — сказала девушка — Обязательно расскажи все маме. Сумела нашалить, умей и ответить».

Шаг за шагом, медленно поднималась Таня по лестнице домой. Что делать, рассказывать маме или нет? Что сказать?

СТОП. А что бы вы сделали? Почему?

«Таня пришла! А какая румяная! — встретила Таню мама. — Расскажи, как гуляла, где была?»

И Таня не смогла рассказать все маме. Грустная, пошла она в комнату. Игрушки не радовали ее, книжки даже злили. Так прошел остаток дня. А вечером зашла соседка-учительница и позвала Танину маму в другую комнату. Они долго говорили, а потом мама, не одеваясь, побежала куда-то. Хлопнула входная дверь. Нет сомнений: мама ходила к Машиной бабушке.

— Таня! Что ты натворила? — закричала она с порога.

— Ничего я не натворила, — ответила Таня.

— Как это — ничего? Я все уже знаю, — возмутилась мама.

Тут пришел папа, и мама рассказала ему о Таниных приключениях.

— Как тебе не стыдно? Проси сейчас же у мамы прощения! — приказал папа.

Таня хотела сказать, что ей стыдно, но рот у нее не разжимался.

— Тогда я буду говорить с тобой иначе, — сказал папа, — я отнесу твои игрушки в магазин, пусть их продадут другим детям.

И тогда Таня вскочила с места и закричала:

— Не отдам! Не буду просить прощения! Не люблю тебя! И маму не люблю!

Мама охнула и села на стул. И родители решили не общаться с Таней, пусть живет одна как знает. Трудно было Тане самой готовить себе ужин, самой укладываться в постель, а пуговицы на спине и вовсе не удалось расстегнуть. Пришлось лечь спать в платье. И никто не пожелал ей спокойной ночи. Грустно стало Тане.

СТОП. Что вы сейчас почувствовали? Какие мысли пришли вам в голову? Что бы вы сделали на месте Тани?

А наутро Таню позвала в гости соседка-учительница. Она поняла, что Тане трудно попросить прощения, и предложила написать родителям письмо. Таня обрадовалась, долго и старательно писала, а потом положила письмо на видное место. Мама пришла с рынка, прочитала письмо, обрадовалась и простила свою дочку. Вечером пришел папа, прочитал письмо, обнял Таню и сказал: «Я рад, что ты все поняла. Не будем вспоминать плохое. Только хочется, чтобы ты поняла: за свои поступки всегда надо отвечать». «И за свои слова тоже», — добавила Таня. А мама просто улыбнулась.

Спросите ребят, не оказывались ли они когда-нибудь в неприятной ситуации, сделав неправильный выбор?

Если сразу не найдется доброволец, начните с себя. Расскажите, как, сделав неправильный выбор, вы потом столкнулись с его последствиями и какие чувства испытали. Не забудьте добавить, как вы поступили, чтобы «убрать за собой» (извинились, сделали дополнительную работу и т.д.). Когда ребята начнут рассказывать о себе, не забывайте высказать им уважение за то, что они нашли в себе смелость не отказаться от ответственности.

Всем, кто участвовал в упражнении, выдайте медаль за то, что они не побоялись брать на себя ответственность за свои ошибки.

Заключительное обсуждение

Спросите детей:

Что удивило их на этом занятии?

Какие чувства и мысли у них появились?

Что им понравилось, а что — нет?

 

Занятие 6. Как мы сами изменили жизнь вокруг

Цели

Дать детям почувствовать, к каким позитивным изменениям в жизни класса привели их усилия.

Помочь осознать, что они сами сделали это, благодаря своему ответственному отношению к поручениям.

Материалы

Все для чаепития, торт и открытки с благодарностями от учителей и, если есть повод, от администрации школы.

 

Работа группы

Поприветствуйте ребят, спросите, помнят ли они, чем занимались на прошлом занятии, есть ли у них вопросы.

Разминка

Скажите: «Сейчас мы будем хвалить друг друга. Делается это так. Одну минуту все в тишине размышляют о том, кто им нравится в классе. Затем нужно подумать над тем, как закончить фразу: «Таня (Ваня), мне нравится..... (твой голос, как ты смеешься, что ты не жадина и т.д.)» Скажите друг другу свои комплименты или напишите их на листочках и пошлите по «почте». Почтальоном буду я».

Когда ребята прочитают полученные «письма», переходите к следующему заданию. Попросите ребят выбрать кого-то, кто заслуживает похвалы за конкретное дело, независимо от того, нравится им этот человек или нет. «Подумайте, как бы вы закончили фразу: «Лена (Гена), спасибо тебе за то, что.... (не обижаешься на Антошку Титова, когда он пристает, следишь за порядком в обувных ящичках, помог мне сделать рисунок к конкурсу)». Пусть дети выскажут вслух или напишут на листочках свои послания.

Работа по теме занятия

Поговорите с детьми о том, что им удалось узнать об ответственности в этой четверти. Задайте вопросы по предыдущим занятиям, подведите итоги

Спросите ребят, заметили ли они, как изменилась жизнь в их классе с тех пор, как они взяли на себя ответственность за поручения. Что именно изменилось? А как было раньше? Нравятся ли им эти изменения? Может быть, что-то не нравится? Что еще можно было бы добавить в жизнь класса, чтобы в нем всем стало еще интереснее и радостнее учиться? Подумайте вместе, разберите предложенные варианты, напишите их на доске.

Скажите ребятам, что учителя и администрация школы тоже заметили изменения и прислали им свои открытки с признаниями. Раздайте открытки. Скажите, что, кроме этого, они прислали торт, который можно съесть прямо сейчас.