Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Под редакцией И.В. Дубровиной М.: Академический проект, 2002

Под редакцией И.В. Дубровиной М.: Академический проект, 2002

Эта книга из серии «Руководство практического психолога» переиздается уже в шестой раз. Такая востребованность объясняется прежде всего дефицитом практических материалов для работы с детьми самого трудного возраста — подростками и старшеклассниками.

Основу сборника составляют программы групповой психологической работы, охватывающие разные аспекты личностного развития.

Пособие содержит также материалы, призванные помочь психологу в индивидуальной работе с детьми (материалы Е.Е. Даниловой «Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребенке» и Д.В. Обориной «Опыт разработки социально-психологического опросника для изучения отношений подростков и старшеклассников к некоторым актуальным проблемам современности»).

Практические материалы сборника предваряет установочная статья И.В. Дубровиной «Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками». Здесь раскрывается специфика развивающей работы с подростками и старшеклассниками, определяются ее психолого-педагогические задачи, формулируются требования к личности самого психолога.

Про каждую из трех развивающих программ, включенных в сборник, хочется сказать отдельно, поскольку и по форме и по содержанию они отличаются друг от друга. Первая из них направлена на развитие способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10—12 лет (автор А.М. Прихожан). Эта программа рассчитана на длительную групповую работу с младшими подростками. Она адресована в первую очередь педагогам, не имеющим специальной подготовки в области групповой психологической работы. Поэтому программа хорошо структурирована. В ней раскрываются основы групповой работы, обращается особое внимание на поведение и позицию ведущего. Ведь педагогу для проведения тренинговых занятий необходима глубокая психологическая перестройка, уводящая его от традиционной «дидактической» позиции.

Каждое из 15 занятий программы имеет свою тематику. Чувствуется, что А.М. Прихожан провела большую работу, чтобы дать подробные методические рекомендации к их проведению. В каждом занятии выделяются ритуал начала и окончания, дается домашнее задание. А каждое из упражнений сопровождается подробными инструкциями для участников, рекомендациями по установлению обратной связи и другими крайне важными моментами.

Программа по развитию мотивов межличностных отношений у подростков 12—15 лет ( Д.В. Лубовский) направлена на «работу с глубоко личностными проявлениями подростков». Поэтому она адресована психологам-профессионалам, имеющим навыки групповой работы с подростками. На каждом из 10 занятий предполагается серьезная работа с проблемами, типичными для детей данного возраста.

Разработанная Н.Н. Толстых «Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15—17 лет» может быть использована как педагогами, так и психологами при групповой и индивидуальной работе со старшеклассниками.

Сборник вполне достоин того, чтобы стать основой для серьезной работы по развитию личности подростков и старшеклассников в различных образовательных учреждениях, в подростковых и молодежных лагерях и клубах.

Ольга РЕШЕТНИКОВА