Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2002


ИГРОТЕКА

ДРУЖЕСТВЕННОСТЬ КАК КАТАЛИЗАТОР ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

 

Чужая шпаргалка

После «проверки памяти» каждый из присутствующих сдал карточку, нашел третьего разведчика и обменялся с ним тетрадями, в которых были нарисованы шпаргалки по фрагментам. Ведущий отослал всех к дальней стене и попросил отвернуться. А сам в это время разбросал карточки по всему классу.

Теперь каждому участнику нужно было по чужой шпаргалке найти соответствующую карточку. Даже взрослым после парной работы на одном месте это задание показалось забавным, и все с удовольствием стали бродить по классу, отыскивая карточки, переворачивая их, сличая со шпаргалкой, консультируясь у третьего «разведчика» (хозяина шпаргалки), помогая друг другу дополнительными объяснениями своих изображений в тетрадях.

Все заняты делом. Думать о себе, своей скованности и своем отношении к возможному мнению других некогда. В движениях появляется (оживает) естественная пластичность, грация спокойной свободы. Общение с партнером («третьим разведчиком») также отличается спокойствием.

Та хрупкая эмоционально-положительная связь, которая возникла в начале занятия при выполнении цикла «Разведчики» («связались глазами друг с другом»), теперь, в середине занятия, с одной стороны, позволяет начать общение с «третьим» партнером сразу как со старым знакомым, то есть свободно и спокойно. С другой стороны, в ходе такого общения эта хрупкая эмоционально-положительная связь постепенно укрепляется, делая поведение участников все более и более дружественным.

В развитии и укреплении дружественного типа общения с третьим партнером сыграло свою роль и предыдущее задание. Во время «проверки памяти» были как бы заново увидены многие детали на фрагментах карточки; по-новому была оценена изготовленная шпаргалка (как помнит читатель, мы отмечали, что некоторые слушательницы пожелали ее «по-тихому» переделать и даже успели это осуществить). Поэтому материал для взаимных консультаций, деловой помощи, понимания друг друга с полуслова у них уже оказался накопленным.

 

Рисование на корточках

Когда все карточки были найдены и слушатели попарно уселись опять в полукруг (теперь уже рядом с тем, с кем шло взаимное отыскивание нужных карточек), ведущий попросил каждую пару положить две карточки так, чтобы изображения на них не совпадали и вообще были бы из разных открыток.

На середину же класса, на пол, ведущий в это время кладет стопку больших листов ватмана, цветные школьные мелки, разноцветные восковые грифели и предлагает каждой паре нарисовать какую-то общую картину. В ней помимо всего прочего обязательно должно быть использовано то, что изображено на двух фрагментах тех карточек, которые лежат перед ними. Пары разбирают листы, набирают мелки, устраиваются где-нибудь на полу и, обсуждая задумки, начинают рисовать, помогая друг другу.

Мелков не очень много, поэтому, поработав одним мелком, его тут же нужно вернуть в центр класса, то есть «лишний раз прогуляться» — такая разминка на занятии благотворно действует на общение, особенно детей. В советах же методистов часто подразумевается лишение детей этого удовольствия.

Характерная ситуация в начальных классах: помочь раздать материал для работы учительница разрешает только любимой ученице или примерному ученику, тогда как другие в это время должны сидеть за партами, скромно сложив ручки перед собой, в душе или завидуя любимчикам, или принимая их за роботов. Такой порядок, конечно же, не способствует укреплению и развитию дружественности общения ни между учениками, ни между классом и учительницей.

Итак, все пары занялись рисованием. Ведущий курсирует между листами. Подбадривает начавших. Сочувствует сомневающимся в возможности соединить несоединимое. Чрезмерную увлеченность выдумыванием и обсуждением идеи-замысла направляет на поиск доступного воплощения. На листах начинают постепенно появляться фантастические и реалистические, пейзажные и сюжетные, правдоподобные и условные изображения.

Пара рисующих, объединяя два фотофрагмента (лесная поляна и гладиолусы) решила изобразить полянку в лесу, а на ней зайчика с букетом гладиолусов. По ходу работы ведется разговор:

— А у меня заяц никогда не получится, — говорит одна.

— Да нет, это легко, узнать можно будет, — возражает вторая и начинает рисовать зайца.

— Вот здесь лучше сделать вот так, — поправляет первая.

— А говорила, что не умеешь зайцев рисовать. (Смеется). Конечно, так лучше.

— Вот здесь место пустое. Что бы нарисовать?

— Может быть, какие-нибудь цветочки?

— А давай избушку?

— На курьих ножках?

— А у тебя курьи ножки получатся?

— Сейчас посмотрим. (Рисует.) Кажется, похоже. Получается, что заяц пришел поздравлять Бабу-ягу.

— С трехсотлетием! Давай только курьи ножки другого цвета сделаем.

— Я принесу. (Встает с колен и идет за мелком другого цвета.)

Слушательницы ползают вокруг листов. Бегают в центр класса менять «инструменты». Смотрят на свои «полотна» издалека, заглядывают в чужие, перенимают понравившиеся приемы. Все равны, каждому интересно выполнять задание. Задача изобразить что-то на листе ни у кого не вызывает возражений, отказов.

 

Вариативность инициатив

После того как фрагмент был изображен в шпаргалке, а при проверке памяти внесены какие-то уточнения, после того как все убедились, что вне зависимости от их умения рисовать другой человек может найти соответствующую карточку по изготовленной ими шпаргалке, после того как предшествующая разминка («разведчики», «хождения», «разговоры») укрепила и расширила зону комфортного спокойствия, свободного проявления инициативы в совместном деле, — после всего этого как бы само собой у присутствующих возникает доверие к собственной руке. Взрослые с удивлением и восторгом знакомятся со своими возможностями, о которых многие и не подозревали.

Когда работа над рисунком заканчивается, то авторы относят его в центр комнаты и укладывают на полу. После этого «отдыхают».

Возникает достаточно необычное для стандартной дидактики зрелище. Внешне «отдыхающая» пара мало чем отличается от работающих. Правда, если «работающие» все еще колдуют над ватманами, ползая на коленях, то «отдыхающие», как правило, располагаются на стульях. Но по интенсивности общения они от работающих пар не отстают. Темы общения у «отдыхающих» разные, но все они не бытовые (разве что за редким исключением). Идет интенсивный обмен мнениями и о занятии, и о наболевших проблемах, и о своем новом понимании прежних планов на будущее.

Подобные обсуждения в минуты отдыха возникают на семинарах обязательно. Ведь ведущий предлагал им только разные формы заданий, не объясняя целей, задач, последовательности и их методического смысла. Но по ходу выполнения участникам стала открываться некая «педагогическая» взаимосвязь происходящего и переживаемого, причем открываться всем по-своему. И каждому хотелось эту связь в разговоре со своим партнером-очевидцем проверить и утвердиться в своих догадках. Интенсивность и деловитость общения «отдыхающих» пар показывает и то, что участникам есть чем поделиться, и то, что чувство комфортной общности стало расширяться, захватив профессиональные интересы.

В разговорах начинают появляться высказывания, на которые раньше многие из присутствующих просто не отваживались бы. А сейчас эти высказывания возникают без опаски и как бы сами собой, и они понятны как слушающему, так и говорящему.

 

Коверная педагогика

Наконец все работы закончены. В центре класса образуется разноцветный «ковер» из рисунков. Увлеченные предложением ведущего, все, обступая «ковер», медленно движутся по кругу, с любопытством рассматривая рисунки. Слышны одобрения, восторги, выяснения авторства, спонтанные обмены мнениями. Рисунки всегда получаются действительно очень интересные.

Казалось бы, ведущему на этом можно ставить точку, но в его сегодняшние планы входит еще большее укрепление и расширение достигнутого присутствующими приятия друг друга. Теперь каждая пара, взяв в руки свой лист, решает, какой паре она может доверить свой рисунок для возможного улучшения.

Те, кто во время общего движения по кругу установил авторство понравившегося рисунка, довольно быстро и с явным удовольствием передают свой лист установленной авторской паре, после чего с любопытством ждут, кто же доверит им свою работу для улучшения.

Решимость первых подхватывают менее решительные, менее расторопные, замешкавшимся же парам приходит на помощь ведущий. Он сводит их друг с другом, чем несколько облегчает для них выход из возникшей растерянности от выбора. (При работе же с детьми важно, чтобы помощь ведущего не превращалась в обычный учительский диктат; если какая-то пара или даже большинство пар не решились доверить свою работу другим для улучшения, то ведущему с таким решением рабочих пар следует согласиться и оставить авторов в покое; у учеников, понаблюдавших даже со стороны за развитием событий и результатами, в следующий раз возникнет больше доверия к остальным участникам, и они уже без проблем включатся в выбор.)

Вячеслав БУКАТОВ,
доктор педагогических наук

Окончание следует