Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002
ЗА МАСКОЙ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА...


ИГРОТЕКА

ЗА МАСКОЙ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА...

Хочу представить вашему вниманию несколько занятий группы, сформированной из подростков «группы риска» гимназии № 11 города Минска.
В этом цикле занятий мы прорабатывали тему «Кто Я?».
Задачи: рефлексия Я-схем подростка; развитие самоинтереса; повышение самооценки; реабилитация Я-концепции подростка; формирование мотивации на саморазвитие и самореализацию и др.
Для проработки темы использовались различные арт-технологии: «Коллаж», «Герб и символ», «Маски», «Метафорический автопортрет», элементы драмотерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии и др.
Подростки «группы риска», склонные к бродяжничеству и прогулам, не пропустили ни одного занятия.
Участникам особенно запомнились третье и четвертое занятия, на которых использовалась технология масок. Предлагаю их сегодня вашему вниманию.

 

Занятия имели следующую структуру:

1. Разогрев (включение в работу, повышение тонуса группы, создание настроя на коллективное творчество).
2. Основное задание (приобретение нового опыта, освоение различных материалов).
3. Обсуждение (осознание смыслов работы, актуализированных чувств, связь с реальной жизнью).
4. Завершение (закрепление нового опыта, получение «группового ресурса», обратной связи).

 

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

Разогрев

Упражнение «Общий признак».

Участники садятся по кругу. Психолог стоит в центре круга.

Ведущий. Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами. При этом ведущий тоже должен успеть занять освободившееся место, а оставшийся без места становится в центр круга и продолжает игру.

По окончании игры можно задать подросткам следующие вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что показалось наиболее интересным?», «Давайте еще раз вспомним, что нас объединяет?».

Основное задание

Упражнение «Маски»

Перед началом работы ведущий рассказывает о символическом значении маски.

Ведущий. В русских обрядах маски представляют магическую силу тех зверей, которых они изображают. Африканские маски символизируют какие-либо внутренние качества. В мифическом мире Греции маска символизировала трагическую или комическую природу персонажа в театре. В Италии каждый театральный персонаж имел свою маску и свою функцию. На римских сатурналиях люди обменивались одеждами и масками с целью обмена своими социальными ролями. Оттуда пришли в другие страны карнавалы и маскарады, где маска является непременным атрибутом.

Затем психолог предлагает каждому подростку самому сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его «внутренний мир», характеризовала его.

На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, журналов и других материалов маска раскрашивается.

При изготовлении маски нет каких-либо правил: подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге.

Обсуждение

Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает».

Психолог спрашивает, что «ожившая» маска хотела бы сказать. Каждой маске предоставляется время для выступления.

После этого группа делится на пары, и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет слова своего партнера. «Хозяин» маски должен сказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.

Например, представляя свою маску, Артур (14 лет) говорил: «Она называется «Не очень плохой парень». Для других у меня больше хороших сторон, чем для себя. Я часто бываю зол, у меня бывают всплески настроения, и людям кажется, что у меня что-то не так. Где хорошее, там более светлые цвета. Там за щекой конфета. Лучше я не буду курить, а буду есть конфеты. Наушники — это я люблю хип-хоп. Там все определенно, нет никаких двойных смыслов...»

Кира (13,5 лет): «Я маска. У меня есть две стороны. Красная сторона помимо любви отражает страсть, ярость. Черный цвет — это темное, страшное во мне. Иногда я сама этого боюсь. Вторая сторона — цветочки и бабочки в душе. Тогда мне хорошо, это — гармония».

Работа с масками интегрирует Я-образы подростка. Через оценку других и самооценку идет принятие себя.

Завершение

Участники сидят в кругу.

Ведущий. Закончим сегодняшний день тем, что, бросая по очереди мяч друг другу, будем говорить о сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Мяч должен побывать у каждого.

 

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Разогрев

Упражнение «Путаница»

Ведущий. Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за дверь. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. Когда получится плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, нужно пригласить из-за двери ведущего, который должен «распутать» группу.

Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех, а другому ведущему распутать.

Основное задание

Драматизация с масками

Ведущий. Сейчас каждый из вас возьмет в руки свою маску, которую изготовил на прошлом занятии. Мы уже знакомы с ними. Ваша задача сейчас — придумать историю, в которой будут задействованы эти маски, а затем проиграть эту историю. В сюжете и драматизации обязательно должны быть задействованы все маски. Время на это задание — 30 минут.

Психолог не помогает подросткам придумывать историю. Они сами должны решить, кто будет сценаристом, кто режиссером, возможно, это будет групповое решение задачи.

Когда история будет готова, можно помочь участникам в случае необходимости организовать пространство, необходимое для драматизации. Репетиции не нужны. Важны спонтанность и импровизация.

Главными героями импровизации стали «сатана» и «не очень плохой парень». Смысл проигранной ими истории был в том, что «сатана» пытался сбить «неплохого парня» с пути истинного. «Сатана» подначивал другие маски, создавая конфликтные ситуации. «Не очень плохой парень» постоянно оказывался перед выбором. Другие маски с разной степенью интенсивности либо ввязывались в конфликт, либо избегали его. Эта история заканчивалась вопросом: «Какая же сторона маски сильнее? Какая победит?»

Обсуждение

Участники садятся в круг.

Важно, чтобы каждый подросток рассказал о своих чувствах и переживаниях, связанных с работой, о том опыте (негативном или позитивном), который он получил.

Через драматизации подростки «примеривают» различные маски и роли, получая в психологически защищенной комфортной обстановке тот опыт, который им пригодится в реальной жизни.

Через обсуждение происходящего они учатся проговаривать свои переживания и принимать переживания других:

Настя: «Эта игра помогла мне отразить эмоции, которые я проявляю на людях».

Оля: «Да, у меня есть разные стороны... Даже дома и вне дома я совсем разная».

Максим: «Сейчас я спокойней стал. Покричал, покричал и нормально».

Антон: «Хорошего у меня все-таки больше. Хотя сегодня я делал много того, чего нельзя».

Артур: «Хорошо было видно, кто какой внутри. Часто не замечаешь этого. Мы очень похожи».

Завершение

Упражнение «Покажи пальцем»

Участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает участникам показывать пальцем на того, кто, с их точки зрения, обладает определенным свойством.

Ведущий. Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня нас удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т.д.»

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог отдела прикладной
педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск