Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002
ЗАКОНЫ, ПО КОТОРЫМ ЖИВУТ ЛЮДИ, — НОРМЫ И ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ЖИВЕМ МЫ


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЗАКОНЫ, ПО КОТОРЫМ ЖИВУТ ЛЮДИ, — НОРМЫ И ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ЖИВЕМ МЫ

Урок-тренинг для восьмиклассников

Предлагаемый далее сценарий — это не игра и не тренинг в традиционном смысле слова. По форме это мероприятие ближе всего к уроку с элементами тренинга.

Время, необходимое для проведения данного занятия, — 1,5—2 часа.

Требуется хорошее техническое оснащение зала. Мы используем видеомагнитофон, магнитофон, проектор, микрофон. Кроме этого, необходимо подобрать слайды для иллюстрации материала, создать видеоролик и подготовить карточки, с которыми работают дети.

Ведут занятие два психолога: они работают по очереди. Еще один человек отвечает за техническую поддержку урока-тренинга.

В зале выделяется несколько зон.

Первая — учебная. Ее центром становится экран, напротив которого полукругом стоят стулья. Здесь дети получают информацию, как устную, так и видео.

Вторая зона названа нами «Итак...». Здесь висит ватман, на котором участники фиксируют все выводы, сделанные в ходе занятия.

Третья зона предназначена для практической отработки навыков.

Зоны лишь зрительно отделены друг от друга: никакие конструктивные специальные разграничения здесь не ставятся.

В начале занятия дети работают с теоретическим материалом. Вторая, тренинговая часть занятия — это работа с нормами и ценностями, характерными именно для этой группы учащихся.

Войдя в зал, дети располагаются в учебной зоне, где ведущий рассказывает, как будет организован этот урок-трениг.

Затем на экране появляются тема и основные задачи этого занятия. Одновременно психолог озвучивает все, что там написано.

Первый ведущий. Тема нашего занятия — «Законы, по которым живут люди, — нормы и правила, по которым живем мы». В процессе работы мы должны решить несколько задач.

Задача № 1 — вспомнить, по каким законам жили люди в разные исторические периоды и какие события способствовали возникновению данного свода правил.

Задача № 2 — проанализировать, каким образом связаны между собой ценности людей и законы общества.

Задача № 3 — составить свод правил, по которым организовано взаимодействие в вашем классе.

Задача № 4 — составить список ценностей, на основании которых появились ваши внутриклассные законы.

Задача № 5 — осознать, насколько каждый из вас разделяет эти нормы и ценности.

Экран гаснет.

Второй ведущий. Итак, мы начинаем. Сейчас вы узнаете о различных исторических ситуациях и законах, которые были приняты в этот период. Ваша задача — сделать вывод на основании всего предоставленного материала.

Этот материал транслируется детям следующим образом. Сначала на экране появляется слайд, иллюстрирующий то или иное событие. Одновременно ведущий зачитывает историческую справку. Затем на экране появляются сами законы, и второй ведущий зачитывает их (см. приложение 1). Текст, который дети не видят, а только слышат, там выделен жирным шрифтом.

После просмотра участники приглашаются в зону выводов. Ведущий задает им вопросы о том, что они увидели, в чем основной смысл полученной информации. Ребята должны сформулировать общую идею, которая фиксируется на плакате под названием «Итак...». Пример выводов, полученных нами на уроке с учениками 8-го класса, приводится в приложении 2.

Далее участники вновь возвращаются в учебную зону.

Первый ведущий. Сейчас вы услышите отрывки из Ветхого и Нового Заветов. Сравните эти заповеди. В чем вы видите принципиальное различие?

На экране появляется иллюстрация из Ветхого Завета, первый ведущий читает отрывок из Ветхого Завета. Затем — иллюстрация к Евангелию. Второй ведущий читает заповеди Христа (см. приложение 3).

Второй ведущий. Вы услышали две заповеди, которыми руководствуются в настоящее время миллионы людей. Ценности и мировосприятие людей, живущих по нормам Ветхого и Нового Заветов, различны. И сейчас вы станете свидетелями диалога людей, выбравших для себя разные нравственные ориентиры. Один герой строит свою жизнь на основе Ветхозаветных ценностей, второй — на основе принципов Евангелия. Послушайте их, сделайте вывод.

Оба ведущих появляются перед учениками и показывают небольшое представление. При этом тот, кто на предыдущем этапе читал отрывок из Ветхого Завета, ведет диалог от имени человека, строящего свою жизнь по этим заповедям, и наоборот.

Для того чтобы зрительно отделить эти позиции, ведущие становятся напротив друг друга на достаточно большом расстоянии. Можно внести в этот кусочек тренинга театральный элемент и использовать простейшие костюмы. Текст диалога приводится в приложении 4.

Завершает этот этап обсуждение в зоне «Итак...». Общий вывод также фиксируется на ватмане.

Далее участников просят пройти в тренинговую зону и путем жеребьевки разбиться на несколько групп. Каждая группа получает карточку, на которой написан некий свод законов (см. приложение 5). Информации о том, когда и кем были созданы эти законы, у участников нет.

Первый ведущий. Вам предстоит придумать и разыграть сценки из жизни людей, живущих по этим законам. При этом остальным участникам должно быть понятно, какими законами руководствуются ваши герои. И еще одно задание — постарайтесь догадаться, в каком обществе были созданы эти законы.

Основная задача этого этапа — наглядно продемонстрировать детям взаимосвязь между нормами, принятыми в обществе, и особенностями взаимоотношений этих людей. Интересно, что дети, не зная о том, где появились эти законы, очень верно воспроизводят возможные отношения между людьми.

Для продолжения работы участники возвращаются в учебную зону. Они знакомятся с небольшим видеороликом: он составлен из отрывков хорошо известных фильмов. Подобранные видеоматериалы наглядно показывают, что есть нормы культурные, национальные, семейные. На этой основе человек самостоятельно выстраивает свой нравственный кодекс. Продолжительность каждого отрывка — 2 минуты. Завершается этот этап также в зоне выводов.

Этот фильм и каждый его кусочек ведущий предваряет вступительным словом:

Сейчас вы увидите необычный фильм о разных отношениях людей и о разных правилах жизни.

В первом сюжете вы увидите различные культурные нормы (отрывки из фильмов «Земля Санникова» и «Белое солнце пустыни»).

Второй сюжет о том, как по-разному могут строиться отношения в семье (отрывки из фильмов «Восток — Запад» и «Москва слезам не верит»).

Эти отрывки о том, какими разными могут быть отношения подростков (отрывки из фильмов «Чучело» и «Бронзовая птица»).

Одна и та же культура, одна ситуация, один и тот же человек. Но как различно его поведение (два отрывка из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: сюжеты про бифштекс).

Из зоны «Итак...» участников приглашают в зону практической отработки навыков. Теперь ребятам предстоит проанализировать уже те нормы и ценности, которые приняты в их классе. Ведущий просит участников разбиться на две группы.

Одна группа дополняет предложение: «В нашем классе принято...», вторая — «В нашем классе не принято...».

По окончании работы групп создается общий свод правил.

На этом этапе ведущий занимает максимально нейтральную позицию. Часто бывает так, что при обсуждении особенностей общения в классе ребятам бывает трудно удержаться в рамках деловых отношений. Этот вопрос затрагивает личные переживания участников. Они начинают бравировать друг перед другом, высмеивать нормы класса и демонстрировать взрослым свою независимость и «крутость». Ведущий безоценочно принимает все высказывания и помогает сформулировать правила взаимодействия в приемлемой форме.

Например, на наших занятиях ребята писали:

В нашем классе принято при встрече целовать друг друга;

В нашем классе принято списывать домашнее задание;

В нашем классе не принято рассказывать друг о друге взрослым и т.д.

Создав общий список, участники вновь делятся на группы: в каждой должно быть не более пяти человек.

Ведущий раздает каждой группе одинаковый набор карточек, на которых написаны различные ценности. Группе предстоит отобрать лишь те, которые разделяют, по их мнению, большинство учащихся класса. Примерный список ценностей см. в приложении 6.

Результаты работы этого этапа вывешиваются на стенде. Если какую-то ценность выбрали все группы, карточка, на которой она написана, вывешивается в центре. Чем меньше выборов, тем дальше от центра помещается карточка. Ценность, которая не значима ни для одного из учеников класса, не вывешивается. Таким образом, получается наглядная и для детей и для взрослых карта ценностного предпочтения.

В то время, как мини-группы работают с ценностями, один из ведущих готовит для каждого участника тот свод правил, который был создан ранее.

Для нас принципиально важным моментом является предоставление каждому ребенку возможности лично отнестись к этим законам жизни в классе. Сложность заключается в том, что заранее подготовить эти бланки невозможно.

Участников просят напротив каждого пункта поставить знак:

«+» — полностью принимаю и разделяю это положение;

«—« — абсолютно не приемлю;

«+/-« — трудно однозначно определиться.

Осуществив самоопределение, участники переходят к этапу, на котором необходимо уже открыто заявить о своей позиции.

Ведущий выкладывает на полу веревку и сообщает, что на одном ее конце должны встать те, кто полностью разделяет эти законы, на другом те, кто полностью их не приемлет. Каждый может расположиться на любом расстоянии от этих крайних полюсов. В итоге все участники должны найти себе место на этом отрезке.

Как только последний ученик займет свое место, ведущий просит желающих озвучить свой выбор. Мы не настаиваем на том, чтобы все участники обосновывали свой выбор. Ведь каждый уже проделал индивидуальную работу, лично отнесясь к этим нормам, а теперь еще соотнес свой выбор с выборами остальных.

Ведущий озвучивает полученную картину и приглашает всех в зону «Итак...», где записывается последний вывод этого урока-тренинга.

Этап рефлексии не является обязательным. Рефлексивное обсуждение проводится лишь в том случае, если вскрываются серьезные проблемы и участникам нужно отреагировать свои эмоции и чувства.

После того как мы провели данное занятие с восьмиклассниками, мы обнаружили, что в курсе обществоведения 9-го класса есть темы, которые очень хорошо ложатся на наш сценарий. Мы решили воспользоваться этим и провели совместное с учителем обществоведения занятие. Этот опыт оказался также удачным. Таким образом, мы увидели, что данное мероприятие может решать разные задачи, как учебные, так и способствующие построению взаимоотношений в классе.

Татьяна БЕГЛОВА,
психолог негосударственного образовательного учреждения
«Экономическая школа-лицей»,
г. Москва

 

Приложение 1

XXI век до н.э. Общемесопотамское царство

На царство обрушились племена кочевников. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии. Сама она была разделена между несколькими крупными царствами.

Царь Вавилона, Хаммурапи, считал, что его миссия заключается в объединении Месопотамии. В 1764 году он начинает войну с государствами Месопотамии. В 1755 году война завершилась полным триумфом Хаммурапи.

Итогом его политической деятельности являлся Свод законов, который долгое время был основой вавилонского права.

Вавилонский правитель приказал написать свои законы на черной базальтовой стелле, а копии этих законов на тысячах глиняных табличек — разослать по всему царству.

Законы Хаммурапи

1. Если человек украл осла, овцу или раба, он — вор и должен быть наказан.

2. Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку.

3. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

4. Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода прорвала ее, затопила поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

5. Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года: на четвертый год их следует отпустить на свободу.

1776 год. Америка. Война за независимость

Война за независимость (Америка хотела отделиться от Великобритании) длилась восемь лет и завершилась признанием суверенности Соединенных Штатов Америки и сохранением их территории.

4 июля 1776 года тринадцатью колониями была принята Декларация независимости. Ее текст написал депутат от Виргинии Томас Джефферсон. С этого момента начинается история нового самостоятельного государства — США.

Декларация независимости США

... Все люди сотворены равными и наделены от Создателя неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся — жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, получающие свою власть от управляемых. Если данная форма правительства становится вредной для этой цели, народ может ее исправить и даже вовсе уничтожить и заменить новой...

В силу этого мы, представители Соединенных Штатов, собравшиеся на общий Конгресс, объявляем от имени и по поручению народа, что эти колонии суть и по праву должны быть свободными и независимыми штатами. С этого времени они освобождены от подданства Британской короне...

1780 год. Великая Французская Революция

Франция переживала острейший социальный, политический и экономический кризис. Парижане подняли восстание. Жители разгромили и сожгли ненавистные таможенные заставы, где взимались крайне высокие пошлины. Этому примеру последовали жители других городов. Начались волнения в деревнях.

Во избежание дальнейшего разгула насилия Учредительное собрание предлагает пойти на уступки.

26 августа 1789 года принимается Декларация прав человека и гражданина. В том документе провозглашались права человека на жизнь, свободу, равенство и братство.

Декларация прав человека и гражданина

1. Люди рождаются и остаются свободными и равноправными.

2. Цель каждого политического общества есть охрана естественных и неотчуждаемых прав человека; эти права суть: свобода, собственность, безопасность и противление гнету.

3. Основа всякой политической власти покоится в народе; никакое учреждение или лицо не могут осуществлять власти, которая не исходила бы от народа.

4. Закон должен быть равный для всех, защищает ли он или карает.

5. Все, что не воспрещено законом, то дозволено.

6. Каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать, отвечая лишь пред законом за злоупотребление своей свободой слова.

1946 год. Европа

Закончилась Вторая мировая война. Вторая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, выражая мнение исстрадавшихся в войне народов, приняла решение о разработке и последующем принятии Всеобщей декларации прав человека. В ней были сформулированы принципы, которым должны следовать все страны. Она подчеркивает достоинство и ценность человеческой личности, равные права мужчин и женщин и всеобщие права на свободу.

Всеобщая декларация прав человека

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Ст. 2. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Ст. 3. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии.

Ст. 4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Ст. 5. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, от подстрекательства к такой дискриминации).

1997 год. Экономическая школа-лицей

В 9-м «А» — новый классный руководитель. Она вспоминает: «В это время у класса был застарелый конфликт с педагогами школы. К концу второй четверти конфликт из тлеющего превратился в пылающий. Всем было ясно, что прежде чем продолжить учебу, надо было как-то выходить из создавшейся ситуации. И тогда пришла идея собрать круглый стол, открыто обсудить проблемы, которые волновали и взрослых и детей.

В конце третей четверти после мучительных поисков и обсуждений родилось обращение к гражданам ЭШЛ. Оно было обсуждено во всех классах и получило название «ХАРТИЯ граждан НОУ ЭШЛ».

Хартия граждан НОУ ЭШЛ

Мы понимаем и осознаем: чтобы наша жизнь, жизнь наших детей и внуков была не просто отвлеченным существованием, а полной, истинной жизнью красивых, сильных, культурных в высшем понимании этого слова людей — мы должны сегодня и сейчас, а потом и всю свою жизнь УЧИТЬСЯ.

Учиться жить рядом с другими, такими разными людьми, получать радость от общения с ними.

Учиться быть нужными другим людям, обществу, себе.

Учиться профессии.

Учиться любить и быть любимым.

Все мы — и ученики, и учителя — пришли в школу делать одно дело: учиться. Не только школьным предметам. Мы неразрывно связаны, и проблемы у нас общие. Мы не всегда понимаем друг друга. Но мы хотим этого. Мы уважаем системы ценностей друг друга и надеемся, что в главном мы схожи. Мы все — граждане ЭШЛ.

Данный документ составлен для того, чтобы определить раз и навсегда главные правила нашего существования в школе. Надеемся, что, выполняя эти правила, мы будем получать больше радости от общения друг с другом и эффективнее получать знания.

 

Приложение 2

В обществе всегда есть законы, определяющие отношения людей.

Законы и образ жизни таковы, каковы ценности людей.

Есть национальные нормы, есть законы государства, но в рамках своей жизни каждый сам выбирает нормы и ценности.

Мы знаем ценности нашей группы. В большой степени мы все их разделяем.

 

Приложение 3

Книги Ветхого Завета. Исход.
Глава 21.

Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;

Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти;

Кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти;

Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его: пусть отпустит их на волю за глаз;

И если выбьет зуб рабу своему или рабе своей, пусть отпустит их на свободу за зуб.

А если будет вред, то отдай душу за душу;

Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу;

Обожение за обожение, рану за рану, ушиб за ушиб;

Новый Завет. Евангелие от Матфея

Вы слышали, что сказано древними: «не убивай», «кто же убьет, подлежит суду».

А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной.

Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб».

А я говорю вам: не противься злому. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего своего и ненавидь врага своего».

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас.

 

Приложение 4

Первый ведущий. Я хочу, чтобы мое имущество осталось неприкосновенным, поэтому я буду жестоко карать всякого, кто посмеет покуситься на него.

Второй ведущий. Я верю в то, что человек добр от природы. Поэтому, если рядом со мной окажется человек бедный, я помогу ему.

Первый ведущий. Я должен быть достаточно сильным, чтобы защитить себя и свою семью от врагов в этом жестоком мире. Выживает сильнейший.

Второй ведущий. Это мир гуманен. Враг спрятан внутри самого человека. Наши страхи разрушают нас. Я доверяю людям и не боюсь их.

Первый ведущий. Вся наша жизнь — это бесконечная борьба за выживание. И только власть над другими может сделать человека счастливым.

Второй ведущий. Мир полон радости, добра и света. Счастлив тот, кто живет в гармонии с самим собой и с миром.

Первый ведущий. Итак, я создам общество, в котором будут править жесткие законы, и заставлю всех и каждого безукоризненно подчиняться им. Страх перед законом защитит меня.

Второй ведущий. Итак, я создам общество, в котором основным законом станет совесть людей. Я доверяю другим людям и уважаю их. Взаимопонимание, свобода и личная ответственность защитят меня.

 

Приложение 5

I (Законы Конфуция)

Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном.

Очень важно почитать старших. Надо следовать правилам, которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их. С особым почтением следует относиться к старикам, помогать им во всем. В старости человек становится мудрым. Мудрость стариков защищает людей от ошибок.

Любить людей — значит не желать человеку того, чего не желаешь себе.

Зло не в том, что человек совершает ошибки, а в том, что совершив ошибку, он не стремится ее исправить.

II (Законы воров)

Человеку запрещается иметь семью.

Человек должен оказывать моральную и материальную помощь другим, используя кассу взаимопомощи.

Человек должен давать информацию относительно сообщников и места их расположения в самой строгой конфиденциальности.

Конфликтные ситуации разрешаются на общем собрании.

Наказание для человека, назначенное собранием, должно быть выполнено.

Человек должен научить новичка своему ремеслу.

Человек должен выполнять все обещания, данные другим членам этой группы.

Человек не должен работать.

III (Рыцарские законы)

Закон безбрачия.

Закон добровольной нищеты.

Закон послушания: младший всегда подчиняется старшему.

Человек должен твердо стоять за веру. Придерживаться справедливости, обиженным помогать, угнетенных защищать и освобождать, заботиться о вдовах и сиротах. Нарушители этого правила подвергаются временному и вечному наказанию.

Человек не может быть принят в организацию, если обременен долгами или сильно обязан кому-то правом служения.

IV (Первобытно-общинный строй)

В обществе приняты 3 основных запрета:

— на убийство сородича;

— на кровосмешение;

— на самостоятельное принятие решения об уходе.

Других законов нет.

 

Приложение 6

Риск; веселое времяпрепровождение; приоритет собственных желаний; достижение цели любым путем; коллектив; сотрудничество; готовность мириться с чужим мнением; познание; уважение человеческого достоинства; принятие другого таким, каков он есть; самовыражение; независимость от взрослых; признание равенства других; авторитет взрослого; личная свобода; доверительные отношения; власть.