Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Эрих Фромм. Сост. В.М. Лейбин. СПб.: Питер, 2002

Идеи Эриха Фромма не имеют, казалось бы, непосредственного отношения к проблемам школьной жизни. Вопросами обучения и воспитания он практически не занимался, дети в его трудах упоминаются нечасто. В силу этого отечественные психологи, работающие в сфере образования, нередко упускают из виду эту крупнейшую фигуру мировой психологии. Это следует признать непростительным упущением.

Вспоминается, как много лет назад на заседании редколлегии «Российской педагогической энциклопедии» академик В.В. Давыдов убедительно настаивал на включении статьи о Фромме в это издание. В самом деле, рассуждения Фромма помогают многое понять в природе человека, в закономерностях становления личности, а ведь практически все явления школьной жизни — частные аспекты этой общей проблемы.

Большинство трудов Фромма были изданы в переводе на русский язык на рубеже 80—90-х гг., и сегодня на книжных прилавках их уже не найти.

Крупный знаток психоанализа В.М. Лейбин постарался решить эту проблему сообразно сложившимся ныне условиям. Из многотомного наследия Фромма им отобраны самые значимые, на его взгляд, фрагменты и сведены в компактную (540 страниц) хрестоматию. Получился даже не сборник работ Фромма, поскольку ни одна работа в книге не представлена полностью, а именно хрестоматия, в которую составитель попытался вместить самое существенное.

В каком-то смысле это ему удалось, хотя сам замысел кажется не бесспорным. Фромм много писал не потому, что не умел лаконично излагать свои мысли, а потому, что имел много чего сказать.

В.М. Лейбин, явно тяготеющий к ортодоксальному психоанализу, из богатого наследия Фромма отобрал именно те фрагменты, которые в той или иной степени отражают его трактовку традиционных аналитических конструктов.

Специальные разделы хрестоматии посвящены толкованию сновидений, инцесту, эдипову комплексу, хотя для Фромма эти темы выступали явно вторичными.

В то же время блестящая работа Фромма «Бегство от свободы», с которой и началась его всемирная слава и которая по праву вошла в золотой фонд мировой психологической мысли, даже не удостоена внимания составителя.

Лишь десятую часть хрестоматии составляют краткие выдержки из самой известной книги Фромма «Искусство любви», ставшей мировым бестселлером. Эти фрагменты объединены в раздел с неуклюжим названием «Теория и практика любви» (сам Фромм до такого вряд ли бы додумался) и дают далеко не полное представление о том, что же хотел сказать ученый по этому важнейшему вопросу.

Принципиальные для Фромма понятия авторитарной личности, здорового общества, попытка философского, мировоззренческого толкования проблемы «Иметь или быть?» явно теряются на фоне полемики с Фрейдом, обсуждения этических проблем психоанализа, а также трактовки человеческой деструктивности — проблемы, безусловно важной для Фромма, но не настолько, чтобы занять четверть книги.

Таким образом, перед нами весьма субъективная подборка выдержек из Фромма, позволяющая составить некоторое представление о его воззрениях. Данную хрестоматию можно порекомендовать тем, кто Фромма вообще не читал и затрудняется осилить его многотомное наследие. С идеями великого мыслителя познакомиться, ей-богу, стоит, и лучше это сделать хотя бы так. Ну а для вдумчивого читателя остаются добрые старые первоисточники...

Сергей СТЕПАНОВ