Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002


ИГРОТЕКА

В ПОИСКАХ ЗАТЕРЯННОГО КАМНЯ,
ИЛИ АЛМАЗ РАДЖИ

Психологическая игра для учащихся 6-го класса

Случилось так, что наши шестиклассники после летних каникул долго не могли «собраться» и настроиться на учебу. Причин, как выяснилось, для этого было немало: борьба за лидерские позиции среди девочек, разногласие в требованиях педагогов (в новом учебном году пришло много новых учителей), сильные позиции неформального лидера-мальчика, негативно влиявшего на одноклассников.

Среди предпринятых мер были беседы с ребятами, в которых приняли участие психологи, традиционные классные часы, подбор поручений (как индивидуальных, так и для класса в целом). Финальной точкой стало проведение психологической игры-эстафеты, сценарий которой предлагается читателю.

 

Цель

Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться с взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации.

 

Оборудование

Нагрудные значки (визитные карточки) нескольких цветов (по количеству команд), бумага, фломастеры, ручки, спички, подносы (по количеству команд) с расставленными на них пронумерованными непрозрачными закрытыми стаканами, в которые налиты прохладительные напитки (кока-кола, пепси-кола, «Байкал», квас и т.п.), телевизор, видеомагнитофон, фрагменты видеофильмов, бланки для ответов на второе задание, зашифрованное письмо, мяч, стулья, «алмаз раджи» (бижутерия), музыкальные фрагменты для сопровождения упражнений, бланки «лицензий» (см. приложение) по количеству команд.

 

Ход игры

При входе в помещение, где проводится игра, каждый участник получает нагрудную визитную карточку одного из цветов.

Вначале выполняются достаточно известные разогревающие упражнения, например «Электрический ток», «Нос—пол—потолок», «Дирижер оркестра», «Те, кто». При выполнении последнего упражнения нужно разделить участников на команды по цвету визитных карточек (последним заданием будет такое: «Те, кто получил красные карточки, переходят в одну часть помещения, синие — в другую» и т.д.).

Ведущий. Каждая команда представляет собой детективное агентство, у которого истекает срок лицензии на детективную деятельность (демонстрируется бланк «лицензии»). Для того чтобы его продлить, необходимо выполнить ряд заданий.

Команды, которые смогут доказать, что они вправе продолжать свою детективную деятельность, получают лицензии и становятся членами ассоциации детективных агентств.

Символом этой ассоциации является «алмаз раджи» — уникальный драгоценный камень. Он хранится в офисе одного из агентств, и раз в год, в день профессионального праздника детективов, передается по очереди в другое агентство (демонстрируется «алмаз раджи»).

По результатам выполнения каждого задания ваши агентства будут получать баллы (минимальный — 1, максимальный — 3). После выполнения всех заданий агентства, получившие от 6 до 11 баллов, продлевают свою лицензию на один год, от 12 до 17 — на пять лет, от 18 до 21 — на десять лет.

Решение о присуждении баллов принимает профессиональное жюри, в состав которого входят Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл и т.д. (этими знаменитыми детективами на время игры становятся ее ведущие).

По ходу работы командам необходимо не только хорошо выполнять задания, но и внимательно наблюдать за работой коллег из других агентств — в будущем, возможно, придется с ними сотрудничать при распутывании загадочных дел.

 

Первое задание «Визитная карточка»

Оборудование: листы бумаги для эмблемы и визитных карточек, фломастеры (по одному набору для каждой команды).

Ведущий. Для успешной работы агентству нужно иметь название, эмблему, девиз. Вам дается 10 минут на то, чтобы все это придумать, нарисовать свою эмблему, написать девиз на листе бумаги, оформить визитные карточки всех сотрудников агентства в едином стиле. После этого в течение 3 минут вы должны будете изложить краткую историю агентства, рассказать об основных направлениях деятельности — какого рода преступления раскрывает ваше агентство, объяснить свою эмблему и девиз.

После выполнения этого упражнения желательно провести небольшую рефлексию, предложив оценить работу коллег из других агентств (продолжи фразу: «В работе других агентств мне больше всего понравилось...»). Жюри объявляет о присужденных баллах.

Примечание. Данное упражнение актуализирует навыки группового сотрудничества, вводит в атмосферу игры.

 

Второе задание «Один день из жизни детектива»

Ведущий. По долгу службы детектив должен обладать многими качествами: профессиональным мастерством, наблюдательностью, точностью движений, умением сотрудничать. Чтобы убедить жюри, что все это вы умеете, необходимо выполнить следующие упражнения.

 

Упражнение 1.

Ведущий. Нужно выложить колодец из спичек. Каждый по очереди кладет по одной спичке. Чем выше получится колодец, тем больше баллов получит команда. Время ограничено.

 

Упражнение 2.

Ведущий. Это упражнение выявит, есть ли у вас чувство времени. Вы должны сесть поудобнее и закрыть глаза. Я произнесу: «Начали», а через некоторое время «Закончили».

После этого каждая команда должна обсудить и записать в свой бланк ответов, сколько времени прошло (1,5 минуты). Чем точнее ответ, тем больше присуждается баллов.

 

Упражнение 3.

Ведущий. Это упражнение выявит, насколько точно вы умеете определять размер предметов на глаз. Я покажу вам 3 книги с разным количеством страниц, в каждой книге — закладка. Необходимо определить на глаз, сколько страниц в каждой книге и на какой странице лежит закладка. Брать книги в руки нельзя.

После обсуждения каждая команда делает запись в бланке ответов. Чем точнее ответ, тем больше присуждается баллов.

 

Упражнение 4.

Ведущий. Это упражнение выявит, насколько вы внимательны. Среди набора букв спрятаны слова. Необходимо как можно быстрее найти и прочитать эти слова, а также подчеркнуть слова, содержащие 5 и более букв.

 

Буквенный набор:

а) бсолнцевтргщотсрэрайонгучновостьхэьэъгчарукаву дэкзаменроьрочягщ

б) енгколипрокурорангощтеориянкошзхвхоккейпргщхъюбьтроицапродщк

в) унегкштелевизоренгхйитмгпамятьпрнигшщхвосприятиекнззйфорвфксь

г) йъэфдвлюбовьензсьбюяспектакльпрнегушзчтбсфждъстнвтбьйлфыораф

д) йщцшуркрадостьэфщвокнародядлатфжщфдлоарепортажыщкшпщшуез

е) шгкнейжщкерконкурсфдлаофжщлпличностьфдлаоушгелоджияйшгеопф

ж) дкоешцегплаваниеждфыокомедияылафкйзщшкпбиьщшоытьишямгифбкл

 

Ответы:

а) солнце, район, новость, рукав, экзамен;

б) прокурор, теория, хоккей, троица;

в) телевизор, память, восприятие;

г) любовь, спектакль;

д) радость, народ, репортаж;

е) конкурс, личность, лоджия;

ж) плавание, комедия.

 

Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук,

Мария СТУПНИЦКАЯ

E-mail: rodionov@premier.edu.ru

(Окончание следует)

Публикация статьи произведена при поддержке сайта «Флоритта», предлагающего подробные, пошагово иллюстрированные фотографиями, мастер-классы по керамической флористике, то есть лепке цветов из полимерной глины. Бижутерия из полимерной глины – яркое и оригинальное дополнение вашего облика, а с мастер-классами от «Флоритты» вы сможете сотворить это неповторимое чудо своими руками. Ваша бижутерия расцветет прекрасными цветами, а вы будете неотразимы.