Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

В апреле этого года я была на выставке «Школа-2002», где участвовала в обсуждении проблемы профессионального общения учителей и психологов. Я услышала, что некоторым психологам трудно найти взаимопонимание с учителем. Эта проблема мне знакома, так как 15 лет я проработала учителем в школе, в которой училось 1500 детей и работал всего один психолог.

На мой взгляд, моя неудовлетворенность сотрудничеством с психологом была связана с отсутствием отлаженной системы взаимодействия с ним других школьных специалистов.

Если возникала психологическая проблема, мне приходилось ждать своей очереди, чтобы психолог мог прийти в мой класс и помочь мне и детям. Я ни в коей мере не хочу обвинить в этом психолога, чей труд я очень уважаю и искренне ценю. Нестыковка в нашей работе была связана с объективными причинами: большим количеством классов и разнообразием направлений работы школьного психолога.

Четыре года назад я пришла работать в школу «Обыкновенное чудо», которая во многом отличается от традиционной. Во-первых, это школа-комплекс, в которой есть дошкольные группы и классы начальной школы. (С этого учебного года начнет функционировать среднее звено.) Во-вторых, нам удалось оптимально решить проблему профессионального взаимодействия учителей с психологами (в психологической службе школы — 3 человека).

В нашей школе тесно сотрудничают три коллектива: дети, педагоги, родители. Вся работа ведется по пяти направлениям:

физическое развитие и укрепление соматического здоровья;

развитие интеллекта;

формирование жизненно важных социальных умений и навыков;

формирование основных навыков, обеспечивающих безопасность жизни;

обучение основам экономики и права (с 9-го класса).

Есть и другие отличия, но хочется поделиться нашим опытом взаимодействия учителей начальных классов с психологами школы.

 

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГАМИ

До перехода в школу «Обыкновенное чудо», которой только 4 года, наши учителя работали много лет в других школах города. Несмотря на большой педагогический опыт, они не имели необходимых психологических знаний и в основном опирались на свою интуицию. Психологам нашей школы удалось с первых дней качественно организовать систему психологического просвещения. Мы с интересом обсуждаем возрастные особенности детей, траектории индивидуального развития каждого ребенка, взаимодействие детей с родителями и многие другие вопросы.

Беседы с коллегами для учителей начальной школы — привычная форма работы. Но в первое время сложно было включаться в активные формы обучения, которые предлагали психологи: участвовать в тренингах профессионального роста, в сказкотерапевтических занятиях и занятиях песочной терапией. Трудно было открываться перед другими людьми, иногда возникал страх новизны, и многое было непонятно. Но от занятия к занятию эти барьеры разрушались, и мы на себе ощутили эффективность этой живой работы. Мы имели возможность побывать в роли ребенка, почувствовать его изнутри, постепенно исчезали и наши комплексы.

 

ПОЛЕЗНАЯ ДИАГНОСТИКА

Дважды в год в нашей школе проводится психолого-педагогическая диагностика уровня развития детей, по результатам которой мы проводим психолого-педагогические консилиумы и при необходимости составляем программы индивидуальной помощи детям. В эти программы входит углубленная диагностика, наблюдение за ребенком в его учебной и внеучебной деятельности, проведение коррекционных занятий. Коррекционные занятия проводят психологи и учителя.

Также психологи составляют психологический портрет класса, с которым знакомится учитель, выписывая важную информацию о каждом ребенке в специальную тетрадь. Эту тетрадь имеют возможность просматривать все специалисты школы. Такая тетрадь есть в каждом классе, и она очень помогает учителю в работе.

Результаты диагностики помогают нам дважды в год давать характеристику на каждого ребенка, в которой отражается его рост, успехи и трудности. Такие письменные характеристики способствуют установлению более тесной связи с семьями обучающихся. Они содержат разную информацию, бывает — приятную, а бывает — и неприятную, которую не все родители готовы принять. И тогда мы встречаемся с ними для обсуждения трудностей, возникающих у ребенка, и вместе ищем пути решения проблем.

 

В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

В этом учебном году мы начали детально изучать тему «Психодрама в образовании», но понимаем, что вводить приемы психодрамы в практическую работу с детьми нужно очень осторожно.

Еще хочу рассказать об одном направлении взаимодействия учителя первого класса с психологом школы. Во втором полугодии с детьми проводятся занятия сказкотерапевтического курса «Волшебная страна чувств». Этот курс новый, но мы уже смогли оценить его практическую значимость. Иногда первоклассникам очень трудно справиться с каким-то чувством, например со злостью, обидой.

На занятиях, создавая в индивидуальной песочнице свою волшебную страну чувств, дети вводят главных героев — короля или королеву. Их слугами являются чувства. Слуг много, но все они подчиняются королю или королеве, и крайне важно, чтобы в стране не случилось переворота, чтобы королевский трон не заняло какое-либо чувство, например злоба.

Этот курс глубоко влияет на эмоциональную сферу детей, поэтому учитель при возникновении конфликтных ситуаций на переменах или уроках может спросить ребенка: «Кто в твоей волшебной стране главный: король или обида?»

Сказкотерапевтическая работа и работа с песком (в каждом классе нашей школы есть песочница и большое количество мелких фигурок) помогают нам создавать дружные детские коллективы, а также разрешать проблемы общения между детьми.

Нас радует, что ученики 3–4-х классов могут самостоятельно прийти на консультацию к психологу, а если он занят, записаться на следующий день.

Каждый день в школе ярок, насыщен разными событиями: педагогу нелегко все удержать в памяти. Поэтому в каждом классе ведется педагогический дневник наблюдений, с записями которого знакомятся психологи. Эти наблюдения помогают педагогам лучше спланировать свою работу и скоординировать действия с психологами. Мы стараемся работать в одной упряжке, для нас важно, что мы работаем единой командой.

Татьяна ШАЛАЕВА,
учитель высшей категории
средней школы № 5 «Обыкновенное чудо»,
отличник народного просвещения,
г. Йошкар-Ола