Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СВОИМИ РУКАМИ

Практические модели для психологического развития дошкольников

Работая в детском саду с детьми, обладающими различными речевыми патологиями, я убедилась в необходимости коррекции у большинства детей мелкой моторики. Развивать мелкую моторику — значит развивать речь.

Тренируя тонкие движения пальцев рук и тактильную чувствительность в том числе, я заметила, что и личностные качества детей совершенствуются: дети становятся менее тревожными и агрессивными, они начинают адекватно воспринимать и себя и окружающий мир.

Чтобы ребенок начал думать головой, надо дать ему что-нибудь в руки — это давно известно. При исследовании им мира действуют все органы чувств, из которых тактильные, быть может, самые главные. А еще я слышала такую фразу: «Бьете ребенка по рукам — наносите удар по интеллекту!» Как мама, я давно поняла, что не стоит останавливать любимое чадо, с искренним удовольствием вознамерившееся на наших глазах разодрать в клочья только что купленную игрушку. Это называется «детский момент истины». Момент настоящего развития.

Дети, игрушки которых долго сохраняют свой первоначальный вид, как будто их только что принесли из магазина, заслуживают большего внимания специалистов, чем дети, у которых игрушечные качели назавтра превращаются в весы, а мяч — в шляпу.

 

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

У меня есть уверенность в том, что пособие «Голубая башня, или Зоркие пальчики», разработанное мной и моим мужем (эскиз пособия представлен на рис. 1), имеет право на существование, ибо используется нами уже пятый год и служит для развития у детей мелкой моторики и тактильных ощущений.

Но сначала — немного об истории создания «Башни». Наш первый опыт разработки чего-то своего, непохожего на пособия логопедов и воспитателей детского сада, заключался в создании экрана мелкой моторики, который представлял из себя доску, прикрепленную к стене (эскиз пособия представлен на рис. 2).

На этой доске в самой ее середине была расположена рамка с различными застежками в три ряда. Среди них были кнопки, крючки, липучки, пуговицы и т.п. Внизу к доске крепился проволочный лабиринт с висящим на нем ключом, справа в доску был вмонтирован телефонный диск, а сверху — патрон с деревянной лампочкой (имитацией настоящей лампочки). Здесь было еще много всяких разных по форме и фактуре деталей, с которыми дети могли бы манипулировать, когда им этого захочется.

Этот экран возник после давнишнего посещения мной выставки под названием «Мир ребенка». В одном из павильонов, посвященном народному образованию, я увидела материалы Марии Монтессори, считавшейся великим наблюдателем жизни малышей. Царство бусинок, цилиндров, кубиков и застежек — эта великолепная развивающая среда — заворожило меня. Ведь все эти, созданные из экологически чистого материала, такие яркие и привлекательные предметы помогают ребенку постепенно войти в социальный мир. Но... даже минимальный набор этих материалов, состоящий из 39 наименований, стоил и тогда очень дорого. Поэтому я и решила самостоятельно смастерить нечто похожее.

Потом, спустя полгода, я даже провела эксперимент с помощью экрана. Мной был сделан корреляционный анализ на основе исследования интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы детей, их речевых функций, а также фиксации времени исполнения всех операций на экране мелкой моторики. У детей с коэффициентом интеллектуального развития выше 120 единиц и с адекватной самооценкой время исполнения всех операций на экране было значительно лучше, чем у других детей.

Рис. 1. Эскиз пособия «Голубая башня»

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Воодушевившись результатами своих исследований, я и память у детей старалась развивать не просто образную, ассоциативную, а и тактильную в первую очередь. Так появилась у меня в кабинете игра, состоящая из 10 (а потом и более) дощечек. Они имели разную по типу шероховатости поверхность.

Про эту игру, предложенную Игорем Матюгиным, я прочла в книге издательства «Эйдос» еще в 1993 году и почти сразу же вместе с детьми сделала ее.

Детям очень нравится с завязанными глазами, ощупывая разложенные перед ними в порядке номеров дощечки, воображать, на что похожа поверхность той или иной дощечки. Иногда получается связный рассказ. В этом случае после перемешивания дощечек ребенку легче разложить их в первоначальной последовательности.

Ведь глаза завязаны, и ничто не мешает воспринимать предметы только на ощупь. Нет опасности попасть в «зрительный плен».

Не только тактильная чувствительность, но и память в такой игре развивается лучше.

Потом была игра в «чудесный мешочек», которая с каждым разом усложнялась все больше и больше. Дети не просто должны были на ощупь находить в мешочке фигуру (кубик, катушку, шарик и т.п.), образец которой находился перед ними, но и улавливать разницу в величине, фактуре фигуры.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОЛУБОЙ БАШНЕ

Вот отсюда, пожалуй, и возникла идея создания «Голубой башни». У этого пособия сразу же появилось и второе название «Зоркие пальчики». Ведь именно с помощью способности «видеть» пальчиками дети достают мячик из башни, добиваются выкатывания его на основание — подиум. Кроме подиума, башня имеет одинаковые по размеру этажи, нишу (в основании) с подвешенными в ней фигурами и занавеской, скрывающей их от глаз.

Дети сидят или стоят около башни так, чтобы их глаза находились на уровне этажей, а не на уровне основания башни. Упражнение предлагается детям, которые заинтересованы в его выполнении. Я указываю им, что около этажей башни имеются рисунки и каждому этажу соответствует свой рисунок. Далее я только говорю, но не показываю, что внизу за шторкой в нише подвешены фигуры, изображения которых они видят на рисунках. Дети должны найти эти фигуры на ощупь, не заглядывая за шторку, и тихонько потянуть вниз.

Искать надо по порядку, начиная сверху. Я протягиваю свою руку за шторку и поясняю, какую фигуру я буду сейчас искать. Затем я говорю, что нашла ее и теперь осторожно потяну вниз. После того как мяч провалится этажом ниже, я говорю, что теперь буду искать фигуру, нарисованную рядом со следующим этажом. Я спрашиваю детей: какую фигуру мне надо сейчас искать? Когда ответ получен, надо еще раз пояснить, почему именно данную фигуру я буду сейчас искать, а затем тянуть ее вниз.

Потом, когда мяч провалится на следующий этаж, надо снова повторить процедуру, при этом можно опять спросить детей о том, какую фигуру надо искать.

Упражнение проводится до тех пор, пока мяч не вывалится из башни на ее основание. После этого надо открыть крышку башни, снова положить туда мяч и спросить детей о том, кто из них хотел бы сам поиграть и поискать фигуры. Когда какой-либо ребенок согласится выполнить упражнение, ему надо объяснить, что прежде чем тянуть вниз найденную фигуру, надо убедиться, что это именно та фигура, которая сейчас ему нужна. Иначе мяч не провалится ниже этажом, но зазвенит звонок. Этот сигнал будет свидетельствовать об ошибке.

Так как передняя стенка каждого этажа закрыта прозрачным материалом, позволяющим следить за перемещением мяча, а звук звонка хорошо слышен, детям удается очень быстро освоиться и самим контролировать выполнение этого упражнения.

 

КТО СПАСЕТ КОЛОБКА

Для детей, которым нет еще и 4 лет, мной разработана дополнительная инструкция к работе на «Голубой башне» под условным названием «Освободи Колобка».

Для этой игры мяч раскрашивается в желтый цвет и «гримируется» в Колобка. При этом с одной стороны он выглядит грустным, а с другой — веселым.

Укладывать в башню мяч надо так, чтобы через прозрачный материал дети видели грустного Колобка. Начинать объяснение игры надо с повторения сказки, изменяя при этом ее окончание. Я говорю детям, что лиса посадила Колобка в свою башню на самый верхний этаж. Малышам предлагается помочь Колобку выбраться из башни. Для этого в подвале за занавесочкой надо найти те фигуры, которые нарисованы рядом с каждым этажом. Я показываю, как это надо делать. Лиса, будучи очень хитрой, снабдила каждый этаж колокольчиком, и если дети, освобождая Колобка, будут неосторожны и сделают ошибку, то лиса услышит звук колокольчика и прибежит.

После того как Колобок освобожден, я быстро беру мяч в руку, поворачиваю его к детям веселой стороной и показываю, что Колобок теперь не грустит.

Чтобы интерес к игре у маленьких детей не ослабевал, можно использовать другие сказки, например «Репку». В этом случае инструкцию надо модифицировать в соответствии с условиями данной сказки. Также детей можно познакомить со сказкой «Украденное солнце», и тогда они будут помогать солнцу, которое проглотил крокодил. В этом случае опять же необходимо изменить инструкцию.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

«Башня» дает возможность для выполнения еще и таких упражнений: фигуры, подвешенные в нише, можно менять местами, заменять их на другие. Для этого существует несколько наборов фигур (сердечко, елка, крестик, звезда, грибок). Также существует набор одинаковых квадратов с различными по размеру и расположению на квадрате выпуклыми геометрическими фигурами. Этот набор фигур предназначен для тренировки и диагностики пространственной ориентации и логического мышления.

Также в дальнейшем планируется сделать наборы одинаковых квадратов с выпуклыми цифрами, буквами и различным количеством выпуклых точек. Последний набор необходим, чтобы учиться соотносить изображение цифр с их количественным значением. Например, если на картинке изображена цифра «5», то в нише надо найти квадрат с пятью выпуклыми точками и потянуть за него.

Для тренировки тактильной чувствительности пальцев рук можно эталоны-образцы фигур прикреплять к держателю слева от башни таким образом, чтобы ребенок мог не только увидеть, но и потрогать пальцами поверхность, фактуру образца, затем в нише найти фигуру с той же фактурой и сказать, что эта фигура ему напоминает.

Для того чтобы игра «Голубая башня» тренировала не только тактильную чувствительность рук, но и способность к классификации, можно на картинке рисовать не просто искомую фигуру, а, например, четыре фигуры, из которых только три связаны между собой каким-либо признаком. Ребенок в этом случае должен будет сам определить лишнюю фигуру, с тем чтобы именно ее искать в нише за шторкой. На каждом этаже признак, определяющий общность фигур, можно изменять.

Игра «Голубая башня, или Зоркие пальчики» развивает способность сопоставлять визуальный образ предмета с реальным, помогает контролировать себя, тренирует волю и помогает в формировании причинно-следственных связей.

 

ДИАГНОСТИРУЕМ ИГРАЮЧИ

Детям очень нравится играть у меня в кабинете в «Голубую башню»; они рассказывают своим родителям, что, освобождая Колобка, стараются не делать ошибок, так как боятся, что хитрая лиса услышит и прибежит из леса...

Играя, дети и не подозревают, что занимаются очень важным делом — готовят свою руку к письму, развивают предпосылки к обучению в школе. Ведь очень важно развивать ребенка, учитывая ведущую в этом возрасте деятельность — игровую.

Я давно заметила, что у дошкольников довольно быстро пропадает интерес к деятельности, если она не окрашена яркими эмоциями. Поэтому у психологов возникают сложности при диагностике интеллектуальных способностей малышей. Когда монотонно, один за другим задаются ребенку вопросы с целью выявления его знаний, он невольно начинает вертеться по сторонам, отвлекаться, и экспериментатору порой бывает трудно объективно определить его умственный потенциал.

Я решила внести новую эмоциональную краску не только в коррекционные занятия, но и в процесс психодиагностики. Дети, не достигшие пятилетнего возраста, особенно нуждаются в привлекательном наглядном материале.

Одним из лучших методов диагностики для детей, начиная с трехлетнего возраста, является метод Бине—Термена, получивший мировое признание. Но, к сожалению, четкие указания методики и порядок испытаний иногда приводят к тому, что, как говорилось выше, интерес ребенка к совместной работе с психологом ослабевает.

Недостаток заинтересованности маленького ребенка в значительной мере устраняется, если все разработанные тесты этого метода предлагать ему, используя куклу как демонстрационную модель (эскиз пособия представлен на рис. 3).

Мною были приняты все меры, чтобы воспроизвести шкалу тестов возможно ближе к оригиналу, «привязывая» все вопросы и задания к кукле и необходимости взаимодействия ребенка с ней. Таким образом создается ситуация игры и смягчается (особенно для застенчивых детей) стресс, связанный с тестированием.

Кроме того, исследование умственных способностей ребенка, проводимое в условиях игры как в наиболее для него привычных, дает психологу возможность наиболее полного наблюдения за испытуемым. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, реакция на успех и т.д. являются для меня не менее ценным исследовательским материалом, чем ответы на вопросы некоторых тестов. Они подробно фиксируются в протоколах и учитываются при дальнейшей обработке результатов.

Рис. 2. Эскиз экрана мелкой моторики

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Разработанная мной демонстрационная модель представляет собой мягкую куклу высотой 76 см и весом 1 кг 150 г (вместе с одеждой). Ее прототипом является известный всем детям сказочный персонаж Красная Шапочка. Кукла одета в яркий, красочный костюм и имеет рюкзачок, который при необходимости легко снимается с ее плеч. Она может сидеть и стоять, опираясь о стену спиной, так как возле шеи со стороны спины у нее есть петля, а на стене — небольшой крючок для крепления.

Ребенок, работая с куклой, может не только сидеть или стоять около нее, но и взять ее на руки, посадить или положить, в зависимости от того, как ему удобнее производить с ней различные манипуляции, как-то: застегивание пуговиц, завязывание бантика на косичках или шнурков на ботинках, а также исследование содержимого карманов и рюкзачка. Лента на косичке у куклы должна быть завязана таким образом, чтобы один конец был короче другого.

Чтобы узнать, как ребенок определяет формы, его просят найти в рюкзачке у куклы заплатки различной формы для ее блузки (для данного теста на блузке имеются крестики, к которым легко прилипают заплатки, так как и те и другие снабжены липучкой, для образца же заплаток различной формы на переднике у куклы вышиты узоры геометрических фигур в такой же последовательности, как и в стимульном материале методики).

Для определения умения ребенка оперировать числовым материалом и скоординированности системы «глаз—рука—речь» у куклы в кармане юбки имеется 15 монет по 5 копеек.

Для определения дифференциации ребенком основных цветов на куклу надета жилетка с пуговицами красного, желтого, зеленого и синего цветов.

Остальной стимульный материал (а именно: сюжетные картинки, картинка с недостающими деталями и с тремя парами людей для эстетического сравнения) находится в альбоме для фотографий, который лежит в рюкзачке вместе с коробками различной тяжести (для определения восприятия у детей массы) и, как было сказано выше, с мешочком заплаток для блузки. Также там находятся ключ, карандаш и закрытый перочинный ножик. Часы надеты кукле на правую руку, чтобы в дальнейшем ребенок продемонстрировал не только знание этого предмета, но и умение ориентироваться в пространстве (лево—право).

Остальные тесты методики, где ребенку задаются различные диагностические вопросы и задания, экспериментатор предъявляет позже, после того как все задания, связанные с манипуляцией с куклой, закончены и с ребенком установлен контакт.

 

СТО ОДЕЖЕК...

Кукла Красная Шапочка включает в себя не только тесты, имеющиеся в методике Бине—Термена, но и задания для определения уровня развития мелкой моторики.

Различные завязки имеются у куклы на переднике и на рюкзачке, шнурки на ботинках также можно не только завязать, но и зашнуровать. В рюкзачке есть карман, застегнутый на молнию, а клапан сверху застегивается на пуговицу. Сзади рюкзака на двух пуговицах крепятся ремешки, которые можно регулировать с помощью застежки, так как в ремешках есть специальные отверстия.

Юбка Красной Шапочки, представляющая из себя подобие сарафана, имеет вязаные лямки с пластмассовыми застежками-карабинами спереди и пуговицу с петлей сзади. Под сарафаном у куклы есть так называемая нижняя юбка с ленточкой-кулиской, продернутой в поясе и завязывающейся на бантик. На манжетах блузки имеются застежки-кнопки, а на карманах юбки и жилетки — застежки-липучки. Два кармана не только расположены на разном уровне (один выше другого), но и по размеру отличаются друг от друга (один больше другого). На клапане нижнего кармана имеется украшение, в то время как у верхнего кармана его нет. На ногах у куклы — белые вязаные гольфы в черную полоску. На правом гольфе таких полосок — четыре и они шире, а на левом — семь и они гораздо уже. Такая разница предусмотрена специально для определения у ребенка способности к сравнению.

Рис. 3. Кукла Красная Шапочка

Важно отметить еще один положительный момент, касающийся манипуляций ребенка с куклой. Если в начале знакомства с ней для ребенка очевидно, что Красная Шапочка выглядит не очень аккуратно (развязаны ленты на косичках и шнурки на ботинках, расстегнута жилетка, и отсутствуют заплатки на блузке), то в конце работы благодаря усилиям ребенка кукла в полном порядке. Это придает обыкновенному и прозаическому процессу тестирования оттенок завершенности, законченности и успеха. Ребенок психологически готов и к будущим встречам с психологом, и к занятиям, что является стимулом к достижениям.

Таким образом, демонстрационная модель «Красная Шапочка» является не только дополнением к психодиагностическому инструментарию, но и пособием для коррекции и тренировки как мелкой моторики рук, так и разных психических процессов.

При необходимости (в случае загрязнения) с куклы можно снять всю одежду и постирать. То же можно сделать и с самой куклой, так как материал, из которого она сшита, предусматривает неоднократную стирку. Также дело обстоит и с рюкзачком. Существует второй набор твердых запасных заплаток для блузки, которые, как говорилось выше, с одной стороны снабжены липучкой. Заплатки же ничем не отличаются от блузки, так как оклеены той же тканью. Все это служит залогом неоднократного использования куклы, обеспечивает длительную работу с ней.

Пособия, разработанные, придуманные и сделанные своими руками и руками близких людей, хочется и назвать как-то по-своему. Эту куклу, например, я назвала Марфой, потому что так зовут мою дочь. Ведь это именно она смастерила из скрепок и разрезанных на полоски открыток веселую занавеску-шторку для «Голубой башни». А саму башню я никогда бы не увидела, если бы не мой муж и соавтор Евгений Валентинович Маслов. Я уверена, что всем людям поддержка близких очень помогает в жизни и без нее было бы очень трудно. Спасибо им!

Татьяна МАСЛОВА,
педагог-психолог детского сада № 126
Невского района,
г. Санкт-Петербург