Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПОЗДНО

Спасибо «Школьному психологу» за то, что, опубликовав резолюцию Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» и рабочие материалы совещания, редакция одновременно опубликовала блистательное эссе Марины Битяновой «Вперед в прошлое». По крайней мере, я убедился в том, что не только у меня опубликованные материалы и проекты документов вызвали горечь, разочарование и обиду за всех моих коллег, которым придется работать по предлагаемым критериям и нормативам.

Если в школе начнут работать по таким документам, если будет наконец-то создана вертикаль управления, наделенная фискальными полномочиями, если начнут оценивать работу психолога по количеству и качеству заполненных «форм отчетности» и документации, психологическую службу школы можно считать похороненной. В этом случае в ней останутся (если останутся) те, кто кроме заполнения бумажек ничего делать не умеет.

Мне повезло: пять лет назад я был приглашен в открытую сменную общеобразовательную школу в качестве педагога-психолога. Открытая школа — это бывшая вечерняя, в которой завершают образование те, кто по разным причинам не вписался в обычную школу. Таких детей (с ярлыками «трудные», с признаками школьной дезадаптации) в обычной школе — единицы, в нашей — подавляющее большинство,

Приходят к нам ученики в течение всего учебного года из разных школ района. Я, как психолог, должен выяснять, что они из себя представляют, каковы их личностные особенности. Нужно давать конкретные практические рекомендации учителям, классным руководителям, родителям и самим ученикам.

Я все время включен в круг педагогических задач и проблем, поэтому вынужден повышать свою педагогическую компетентность. Руководство школы (директор и завучи), равно как и весь педагогический коллектив, являются исполнителями педагогических решений. И это заставляет всех сотрудников школы активно повышать свою психологическую компетентность.

Мы считаем, что школьная психологическая служба является компонентом педагогической системы, обеспечивающим пользователя любого уровня (учителя, ученика, родителя) необходимой психологической информацией об исходных, промежуточных и окончательных результатах педагогической деятельности и ее эффективности.

С первых дней работы в школе мне был выделен отдельный кабинет с компьютером, приобретен минимум необходимых методик, обеспечена подписка на психологическую периодику.

Взаимодействие психолога с педагогами, направленное на совместное решение задач, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности психолога. Ибо от него педагоги требуют не просто знакомства с результатами диагностики или проведенных занятий, а практических рекомендаций. И только тогда, когда рекомендации педагога-психолога повышают эффективность педагогической деятельности или облегчают работу учителя с учеником и его родителями, наступает признание психолога в школе, педагоги относятся к нему как к коллеге.

Не скрою, у меня на это ушло более двух лет. Поэтому для меня вполне понятно то, о чем пишет Марина Ростиславовна: диагностика является только прелюдией, а основное — это организация консилиумов, совместная методическая работа с педагогами по совершенствованию образовательной среды, различные формы работы, органично вписывающиеся в развивающие занятия, психолого-педагогическое просвещение и другие аспекты работы школы.

Права М. Битянова, утверждая, что задачи, решаемые педагогом-психологом, должны быть включены в общую систему образовательной деятельности. Задачи первичны, и они должны стать единицей и основой как планирования деятельности педагога-психолога, так и отчетности.

Если психолог вместе с администрацией определяет приоритетные направления работы, формулирует задачи и ищет способы их решения в реальных условиях, то достаточно иметь таблицу с примерными временными затратами на различные виды деятельности, и можно очень просто решить, какой бюджет времени необходим для оптимального решения стоящих перед психологом задач.

Хочется верить, что намечающееся заседание коллегии Министерства образования РФ учтет мнение психологов-практиков и расставит все по своим местам. Прежде всего это касается разведения понятий «психолог ППМС-центра» и «психолог в образовательном учреждении».

Надеюсь также, что магистральным направлением деятельности психолога будет считаться совместная методическая работа с педагогами по совершенствованию образовательной среды.

Давид ЛОНДОН,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог ОСОШ № 17,
г. Новосибирск