Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Р.Р. Калинина. СПб.: Речь, 2002

При чтении данной книги невольно вспоминаются известные слова Льва Толстого о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Р. Калинина, понимая, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь, предлагает удивительно насыщенные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Румия Калинина знакома читателям «Школьного психолога» по публикациям в нашей газете. Читатели имели возможность использовать в своей работе предложенные ей программы развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников, воспитания моральных качеств у детей этого возраста. Этой же тематике посвящены и материалы новой книги (правда, это второе издание, дополненное и переработанное).

По жанру это методическое пособие. Его адресат — психолог, работающий в детском саду, воспитатель, логопед, дефектолог. Книга может представлять интерес и для родителей, стремящихся гармонично развивать своих детей. Материалы объединены в крупные блоки: адаптация дошкольников к условиям детского сада, развитие эмоциональной сферы, знакомство с моральными чертами характера, развитие коммуникативных способностей, диагностика нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материалы исключительно живые, жизненные, остроумные, реально выполнимые в условиях дошкольного учреждения. Здесь есть и игры, и праздники, и занятия, и сказки. Всегда указывается возраст детей, которым они адресованы.

Хочется отметить актуальность нравственного воспитания для дошкольников. Маленькие дети знакомятся с важнейшими моральными качествами: добротой (и с ее оборотной стороной — злобой), честностью, трудолюбием, эгоизмом. Все это происходит в игре, при разыгрывании этюдов, чтении сказок. В этой воспитательной работе, конечно же, задействуются эмоции и чувства детей: ведь именно через эмоции, через проживание маленькими детьми различных ситуаций и формируются навыки нравственного поведения.

Самый значительный раздел книги посвящен развитию эмоциональной сферы малышей. Хотя специалистам понятно, что любая развивающая работа с дошкольниками требует эмоциональной опоры. (Впрочем, такая опора не будет лишней при психологической работе с людьми любого возраста.) В этом разделе приведены психогимнастические упражнения (этюды), игры, а также представлен сценарий спектакля. Малыши узнают о разных человеческих чувствах (радости, гневе, удивлении, страхе и т.д.), а самое главное — учатся их выражать.

Есть в этой замечательной книге и тренинг под названием «Страна понимания». Он предназначен для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автор ставит здесь цель — развитие коммуникативных способностей. Но помимо этого (и это очень значимо!), данный тренинг воспитывает у детей важнейшие нравственные чувства, учит эмпатии.

Вызывает уважение гуманная позиция Р. Калининой: каждый маленький человек — это личность, достойная понимания. Об этом свидетельствует такой маленький пунктик: в правилах проведения занятий отмечается, что принимать в них участие дети могут только добровольно (слово «добровольно» — выделено автором).

Важно еще отметить, что все методические материалы разработаны автором на основе практической работы в дошкольном образовательном учреждении № 45 «Родничок» города Пскова.

Ирина АРТЮХОВА