Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Здравствуйте, дорогая редакция моего любимого «Школьного психолога»!

Однажды вы опубликовали мою новость из Галича. И, пользуясь случаем, я хочу вас поблагодарить за внимание ко мне и за книгу, которую получила от вас в подарок. Совсем не ожидала, это был настоящий сюрприз. Каждый раз, когда держу ее в руках, на душе становится тепло-тепло. А еще благодаря публикации я нашла вновь свою подругу, с которой мы не виделись семнадцать лет. Оказалось, что она тоже выписывает «Школьный психолог», и однажды увидела мою фамилию в газете. Написала письмо на адрес моей школы — а вдруг дойдет? Вот так мы снова встретились. Теперь пишем друг другу и общаемся не просто как бывшие артековские друзья, но и как коллеги-психологи. Вот такое первое счастливое общение было у меня со «Школьным психологом». Спасибо вам еще раз за вашу газету. Предлагаю вашему вниманию рассказ о нашей работе.

В ПОИСКАХ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА

Развивающая программа для будущих первоклассников

Но некоторые додумались до того,
чтобы дети учились в игре!..
Иммануил Кант

«Вы любите сказки? Мы расскажем вам сказку, а может, и не сказку, а совсем обыкновенную историю, только чуть-чуть волшебную. Герой нашей истории — Маленький Принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга...»

Так начинается путешествие будущих первоклассников нашей школы, которое длится три недели. Путешествие сказочное, волшебное. Но маленькие путешественники и не подозревают о том, что за всем этим волшебством скрывается кропотливый, упорный труд педагогов...

В рамках летнего лагеря проводится работа по развивающей программе «В поисках Маленького Принца».

Вот уже четвертый год в июне в школе работает лагерь для будущих первоклассников. Как сделать его интересным для детей и взрослых? Простой набор занятий вряд ли смог бы заинтересовать шести-семилетнего малыша, поэтому появилась большая игра, героем которой стал Маленький Принц из сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Всем известно, как трудно приходится первокласснику в первые дни учебы в школе. Новая социальная роль, новый педагог, новый детский коллектив, новый режим и порядок — все это как лавина обрушивается на детские плечики.

Поэтому цель нашего лагеря заключается в создании условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка к школе. С ребятами в лагере работают те же педагоги, которые первыми встретят их 1 сентября на пороге школы. Мы старались сформировать у ребят желание идти в школу с радостью, уверенностью, без боязни и страха.

Летний лагерь представляет собой один из этапов психолого-педагогического эксперимента, проводившегося в нашей школе в 1999—2001 гг. Разработаны требования к организации эксперимента, определены его цели, гипотеза, переменные, подобраны экспериментальная и контрольная группы, определены этапы работы и прогнозируемые результаты по каждому этапу, средства контроля и обеспечения достоверности результатов. Создан банк учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента (готова поделиться с коллегами, если это кого-то заинтересует).

В своей работе мы исходим из следующей гипотезы: целенаправленная психолого-педагогическая работа, осуществляемая совместно педагогами, родителями и школьным психологом по созданию системы профилактики возможных трудностей у первоклассника в период его школьной адаптации, помогает ребенку успешно обучаться в школе.

Необходимо, чтобы ребенок хотел идти в школу, обладал адекватной самооценкой, высоким уровнем развития произвольности, умел общаться со сверстниками. Также нужно, чтобы у него были сформированы важнейшие познавательные процессы и навыки, позволяющие успешно осуществлять умственную учебную деятельность.

Прогнозируемый результат данного эксперимента (работы лагеря): создание определенной структуры межличностных отношений в детском коллективе, выявление статуса каждого ребенка, снижение тревожности, формирование адекватной самооценки детей, повышение когнитивной готовности к обучению.

После окончания экспериментальной работы были подведены итоги и сделаны количественные и качественные выводы... Но самым отрадным для нас, взрослых, было видеть, как в течение лагерной смены дети постепенно приобретали уверенность в общении, у них снижалась тревожность, исчезала застенчивость, появлялись открытость, доброжелательность.

Изменения в своих детях почувствовали и родители. Вот о чем они нам рассказали:

Моя дочь вела себя так, как будто она уже ходит в школу, а садик уже позади... Чувствовалась какая-то ответственность.

Сын стал более внимательно выслушивать просьбы родителей, стал собранней.

Девочка стала радостнее, приходит из лагеря всегда веселой, с новыми впечатлениями, стала послушнее и все время стремится что-то писать, рисовать.

Заметили изменения в развитии: появились новые вопросы, интересы.

Ребенок стал более доброжелательным по отношению к младшим.

Моя девочка стала активнее, общительнее, раскрепощеннее, почувствовала себя в коллективе...

 

Есть такая легенда...

Пусто и голо было на Земле до появления на ней первого человека. Одиноко и грустно крутилась она во Вселенной среди мрачных планет. Сейчас уже никто не может точно назвать тот момент, когда появились на Земле первые люди. Однако доподлинно известно, что они были сильные, умные, жили в дружбе и глубоко чувствовали Прекрасное. Именно в честь этих людей на небе зажигались звезды. И от их горения становилось на Земле светлее, добрее, и никому не хотелось совершать злые поступки...

На заключительном празднике «В гостях у Маленького Принца» на звездном небе зажглись новые звезды — в честь каждого ребенка. И мы верим, что в этот день на нашей планете стало еще больше Света, Добра и Красоты!

Светлана ЗАЛЕЦКАЯ,
педагог-психолог,
средняя школа № 3,
г. Галич, Костромская область

 

БЛОКИ ПРОГРАММЫ

 

ПЕРВЫЙ БЛОК: Дети

Задачи:

повышение уровня интеллектуальной зрелости ребенка через расширение его кругозора, запаса знаний, представлений об окружающем мире;

развитие познавательных процессов;

развитие произвольной сферы, саморегуляции;

формирование и развитие коммуникативных умений;

развитие речи и фонематического слуха;

развитие координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации;

формирование мотивов, побуждающих к учению.

Формы работы с детьми.

С первого дня ребята отправляются в путешествие по планетам на поиски Принца, который заблудился в Звездном небе. Принц разыскивал Настоящего Друга, оставляя детям различные следы (задания). Дети попадают на следующие планеты:

1. Тайн и Загадок: хозяйка — педагог-психолог (развитие познавательных процессов).

2. Звездный Лабиринт: хозяйка — учитель.

3. Хранителя Знаний: хозяйка — учитель (развитие кругозора, запаса знаний, представлений об окружающем мире, счета).

4. Риторика: хозяйка — логопед (развитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук).

5. Психогимнастика: хозяйка — психолог (развитие произвольности, эмоционально-волевой сферы).

 

ВТОРОЙ Блок: Родители

Задачи:

повысить личностную компетентность родителей в вопросах психологической готовности детей к школе, их адаптации к новым социальным условиям;

способствовать оптимизации взаимоотношений «ребенок — родитель», «родитель — педагог», «родитель — родитель»;

дать родителям рекомендации, направленные на оказание помощи детям в подготовке к обучению в школе.

Формы работы с родителями: лекции, индивидуальные консультации, рекомендательные письма, совместные с детьми праздники.

 

ТРЕТИЙ Блок: Педагоги («мастера игры»)

Задачи:

выявление особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

отслеживание и анализ психического состояния каждого ребенка во время занятий, причин его успешности или неуспешности;

определение стратегии работы с конкретным ребенком.

Формы работы с педагогами:

1. «Звездный Совет» (анализ занятий, подведение итогов дня по программе, планирование).

2. Работа со «Звездными картами» (педагоги ведут дневнички настроения детей, в которые ежедневно заносятся сведения о настроении и самочувствии ребенка).

3. Работа с психолого-педагогическим дневником (результаты наблюдений за каждым ребенком записываются в дневник с целью определения стратегии работы с детьми в учебно-воспитательном процессе).

Публикация статьи произведена при поддержке частного детского сада Екатеринбурга «Дом Радости». Мини садик «Дом Радости» - это эффективные обучающие методики и развивающие игры, спокойная и доброжелательная атмосфера, высококлассные воспитатели и медицинские работники, которые помогут ребенку подготовиться к школе, адаптироваться к жизни в коллективе и раскрыть его богатый внутренней потенциал. Узнать больше о мини садике «Дом Радости» и прочесть полезные статьи про воспитание ребенка можно на сайте www.domradosti.ru