Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КАЖДОМУ СВОЕ

Опыт проведения диагностического обследования детей при поступлении в школу

В нашей статье «Подумаем о ребенке» (Школьный психолог, № 33, 2002 г.) представлен такой подход к проведению диагностического обследования детей при поступлении в школу, при котором оно служит интересам ребенка. Мы, авторы опубликованной статьи, пока не можем сказать, что в наших учебных заведениях обследование дошкольников уже полностью приобрело этот новый облик. Однако на протяжении ряда лет у нас ведется определенная работа в данном направлении, и в сегодняшней статье мы представляем вниманию читателей накопленный позитивный опыт, а также свои идеи, которые планируем реализовать в ближайшем будущем.

 

ПРАВО НА УСПЕШНОСТЬ

Проводя диагностику дошкольников с целью защиты их прав и интересов, мы придерживаемся определенных принципов во взглядах на организацию процесса обучения и развития ребенка.

Прежде всего, мы считаем, что каждый ребенок может успешно учиться в таком учебном заведении, которое соответствует особенностям его развития.

В этом случае учебный процесс проходит в зоне ближайшего развития ребенка. Той помощи, которую учитель реально оказывает детям на уроке, оказывается достаточно, чтобы каждый ученик успешно усваивал учебную программу.

Второй принцип заключается в том, что в разных учебных заведениях существуют различные требования к особенностям психологической готовности детей к школе. Например, в школах, работающих по системе развивающего обучения, мало типовых заданий, и усвоение программы проходит за счет активного участия ребенка в анализе заданий на уроке. Это требует от детей повышенного уровня познавательной активности, собранности, внимания и пр. Чем сильнее по подбору учеников класс, тем меньше учитель может уделять внимания организации поведения учеников. Он также может повышать темп преподавания, давать детям сложные задания и т.д.

Третий принцип: каждый ребенок имеет право на успешное обучение, а не просто на формальное посещение любой школы. Ребенок приходит в школу учиться таким, каков он есть, и он имеет право чувствовать себя успешным, получать удовлетворение и пользу от процесса обучения.

На основании первых трех принципов можно сделать вывод о том, что для обеспечения права ребенка на получение доступного образования важно подобрать ему такие условия обучения, в которых он мог бы быть успешным.

В наше время реально существуют разноуровневые учебные заведения, и ребенок имеет право учиться в том из них, которое соответствует особенностям его развития. Поэтому подбор подходящего для ребенка учебного заведения фактически является защитой его права на получение образования.

 

ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ

Четвертый принцип заключается в том, что особенности психического развития не есть нечто изначально заданное и навсегда определенное и вследствие этого могут быть скорректированы при соответствующем изменении ситуации развития.

Здесь мы стоим на позициях деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, который утверждал, что все особенности развития психических функций ребенка, его способностей и поведения детерминированы условиями его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается любая бытовая деятельность.

Психика ребенка адаптивна, и все психические функции и способности развиваются в той мере, в какой они востребованы условиями, в которые помещен ребенок. Например, если ребенка дома излишне опекают, всегда готовы помочь ему, что-то подсказать, о чем-то напомнить, то, вероятнее всего, такой ребенок будет иметь низкий уровень развития внимания и памяти. При изменении особенностей взаимодействия взрослых с ребенком соответствующим образом будет меняться и развитие его психических функций.

Получается, что на основании диагностического обследования трудно сделать точный прогноз будущих учебных достижений ребенка, так как диагностика выявляет особенности психического развития ребенка здесь и сейчас. В ближайшем же будущем все может измениться: ребенку могут быть созданы условия, которые будут способствовать его эффективному развитию.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

И наконец, пятый принцип: окончательное решение о выборе для ребенка школы и класса должны принимать родители.

Именно родителям ближе всего судьба ребенка, от них в большей степени зависят особенности его психического развития, они больше других заинтересованы в том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе (в общении с детьми и на уроках), поэтому они должны нести ответственность за выбор школы и класса.

Психолог может лишь дать рекомендации, рассказать о тех или иных возможных последствиях обучения в различных условиях, показать родителям, к чему может привести их выбор.

Если последний принцип исключить из числа обязательных, то руководство интересами ребенка может оказаться только формальным мотивом психолога, а его действия могут фактически являться манипуляцией для совершения скрытого отбора. Кроме того, поскольку любая диагностика не дает возможности делать абсолютно точный прогноз будущих достижений ребенка, то психологу, наверное, не стоит брать на себя ответственность за определение его судьбы.

По нашему мнению, действительной целью диагностического обследования должно стать оказание помощи детям и родителям в подборе для ребенка оптимальных условий обучения и развития. Таким образом, само обследование в этом случае выступает как средство защиты прав ребенка на получение доступного образования.

 

ПОМОЩЬ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Для реализации данных принципов на практике важно, чтобы ими руководствовался не только психолог, но и педагоги и родители.

В наших учебных заведениях учителям начальных классов, а также заместителю директора по начальному звену изложенные выше принципы являются близкими и понятными. Эти специалисты оказывают дополнительную помощь первоклассникам: неоднократно повторяют задания, подробно их объясняют, и все-таки обычно не всем учащимся этой помощи хватает. Почти в каждом классе встречаются дети, которые из-за своей либо неусидчивости, либо невнимательности, либо медлительности и пр. не усваивают учебный материал на уроке в должной мере. И если им не оказывать дополнительную помощь дома, то они вскоре попадают в число неуспевающих.

В то же время бывают случаи, когда в слабых классах встречаются дети активные, организованные, внимательные, и им учеба дается без особого труда, что также не способствует их эффективному развитию.

В более выгодных условиях обучения и развития в каждом конкретном классе оказываются дети, которые при старании успешно справляются с учебной нагрузкой. Поэтому педагоги обычно соглашаются с тем, что каждому ребенку желательно подобрать оптимальные для него условия обучения.

Просветительская работа с мамами и папами у нас начинается на собрании для родителей будущих первоклассников, которое проводится перед началом приема детей в школу. Родителей информируют о классах, программах, системах обучения в начальной школе, об особенностях построения учебного процесса в каждом классе. Они узнают о требованиях, которые предъявляются к ребенку в школе.

Родителям объясняют, что для успешного обучения ребенку нужно быть организованным, внимательным, активным, ответственным, с интересом относиться к учебе. Наличие этих качеств даже важнее, чем, например, умение читать и считать. Но перечисленные психологические качества не появляются у детей сами собой, а являются результатом кропотливой воспитательно-развивающей работы.

Родители также получают информацию о том, что необходимый уровень развития психических функций и способностей детей определяется, с одной стороны, программами и системами обучения, а с другой — подбором учащихся в классе.

То есть ребенка очень важно готовить к будущим условиям обучения и развития.

 

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Перед обучением ребенка в школе родители узнают о тех проблемах, которые могут возникнуть у детей, если они не готовы к выполнению школьных требований.

Во-первых, это неусвоение детьми учебного материала. В результате у них с первого класса возникают пробелы в знаниях, и вряд ли уже потом можно ожидать от них успешной учебы.

Во-вторых, это расторможенность, неусидчивость детей. Такие ученики мешают учителю вести урок, отвлекают других, вносят нервозность в атмосферу урока, особенно если в классе собрались хорошо подготовленные к школе дети.

В-третьих, потребность детей в особом внимании со стороны учителя. Как правило, это те дети, которые привыкли дома быть в центре внимания и для которых нормой является первоочередное исполнение их просьб и пожеланий.

В-четвертых, это манера поведения и общения, заметно отличающаяся от стиля основной группы ребят, что часто способствует возникновению различных конфликтов.

Все перечисленные проблемы приводят к тому, что дети нуждаются в повышенном внимании, в дополнительной индивидуальной помощи, опеке и поддержке учителя. Учитель же в условиях классно-урочного обучения подобные потребности в достаточной мере удовлетворить не может.

У проблемных детей появляется негативное отношение к учебе, неприятие школы, а также начинают развиваться негативные черты характера, которые заявляют о себе в полную силу в подростковом возрасте.

Здесь важно отметить, что на самом деле в школу приходят разные дети и все они могут и должны учиться, но разные системы обучения выдвигают разные требования к уровню психологической подготовки детей.

Виктор ЦЫЛЁВ,
педагог-психолог гимназии № 6

Валентина ОРЛОВА,
педагог-психолог прогимназии № 40,
г. Мурманск

Окончание следует