Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2002


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

КАК ПОМОЧЬ ПЕТЬКЕ СИДОРОВУ?

Проблема подготовки и переподготовки психологов для системы образования до сих пор является одной из самых болезненных. Знаний, как практических, так и теоретических, большинству специалистов явно не хватает.
При посещении города Омска я была приятно удивлена тем, что на конференции городские психологи устроили дружную овацию руководителю областной системы повышения квалификации педагогов-психологов. И я была очень рада, когда этот замечательный специалист — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Областного института повышения квалификации работников образования (ОИПКРО) Ирина Петровна ПОСАШКОВА согласилась поделиться секретами своей популярности.
Ирина Петровна, расскажите о том,
как построено обучение психологов.

Служба практической психологии у нас молодая (всего десять с небольшим лет), поэтому и система повышения квалификации существует не так давно. Планомерно и целенаправленно мы занимаемся обучением педагогов-психологов три года. Мы изучаем запросы, проблемы, интересы специалистов и на этой основе выстраиваем учебный процесс.

Психологи, которые приходят к нам, получают знания по общим вопросам организации работы педагога-психолога учреждения образования, мы также предлагаем слушателям спецкурсы по специальным темам и проблемам. Наибольшей популярностью пользуются курс «Диагностика, профилактика и коррекция школьной дезадаптации» и спецкурс «Работа психолога с педагогическим коллективом».

Как вы планируете тематику курсов?

Мы многому учимся у психологов: когда у нас проходят спецкурсы, мы обязательно собираем отзывы. Слушатели пишут о том, что им понравилось, чего не хватало, о чем хотелось бы узнать побольше. При планировании тематики курсов мы учитываем эти пожелания. Мы убедились, что содержание курсов должно зависеть от опыта работы слушателей.

Часто специалисты, приходя в первый день на работу, не представляют, с чего им начать свою деятельность. Если руководство школы или детского сада смутно представляет себе функции психолога, то начинает нагружать его всякой побочной работой, вплоть до общественных поручений.

Академическое образование представляет собой набор знаний по педагогической психологии, социальной психологии, детской психологии и т.д. Но для практической работы этих знаний недостаточно.

Существует скептическое отношение к психологам, окончившим кратковременные курсы подготовки, но иногда такие специалисты готовы к работе в школе гораздо лучше, потому что это либо педагоги, которые знают школу как свои пять пальцев, либо медики, которые имеют отношение к образованию.

Когда работаешь со студентами, то видишь, что у них нет мотивации на получение конкретных знаний. А «годичные» психологи знают, что им нужно.

Сейчас нам очень помогает городской психолого-медико-социальный центр: его специалисты ведут базу данных, в которую занесены все психологи, работающие в системе образования. Из нее мы узнаем, сколько трудится психологов, каков уровень их подготовки, стаж работы, разряд.

Как у вас организовано обучение?

Пока что мы сами учимся оптимальной организации учебного процесса. Сначала нам было очень трудно работать с большим количеством психологов. Люди рванулись за знаниями, а при группе в 70 человек вести тренинговые занятия просто физически нереально.

Тогда мы стали разделять поток на подгруппы. Когда проводим тренинг, то набираем группу не больше 15—17 человек. Спецкурсы по длительности у нас бывают разные: краткие (от 36 часов) и продолжительные (более 100 часов). Длительное обучение проходит в две сессии. В межсессионный период психологи обязательно занимаются исследовательской работой.

К сожалению, психолога в школе очень затягивает рутина. И бывает, что практически все рабочее время уходит на текущие мероприятия: прием детей в школу, профориентацию и т.д. При этом мы не навязываем слушателям темы для исследований, а предлагаем выбрать то, что наиболее актуально для них.

Расскажите подробнее об исследовательской работе ваших слушателей.

Через наш институт проходит около девяти тысяч человек в год. Каждый психолог может представить здесь свои наработки, свой опыт. Те специалисты, которые на курсах пишут научные работы, имеют возможность обменяться опытом с коллегами.

Если слушатели пишут курсовую работу, то преподаватели их просят, чтобы в нее был включен анализ собственного опыта. Это очень полезно. Ведь когда специалист варится в собственном соку, то он не может сравнить себя с другими, определить, куда ему двигаться дальше в своем личностном и профессиональном росте.

Ваша кафедра старается охватить практически всех специалистов города и области. Как вам это удается?

Наряду с длительными курсами у нас есть такая форма повышения квалификации, как стажировка. Часто психологи приходят к нам за конкретными советами. Мы предлагаем такому специалисту стать стажером при нашей кафедре и обучаться по специальной программе.

Кроме того, наши преподаватели консультируют психологов из экспериментальных школ.

К нам приезжают и сельские психологи. В области есть школы, находящиеся за 600 км от города, в тайге. Таким специалистам мы стараемся показать все имеющиеся у нас материалы, снабдить методиками.

Для отдаленных мест организуются выездные курсы. У нас есть северный Тарский район — туда мы выезжаем большим лекторским составом. На эти занятия приезжают психологи и из окрестных районов. Это делается по договоренности между ОИПКРО и районной администрацией. Администрация принимает преподавателей и оплачивает нашу дорогу, а мы учим педагогов-психологов. Все наши курсы бюджетные. То есть для самих обучающихся бесплатные.

В этом году мы запланировали новую форму работы — творческие группы. Мы решили, что надо объединять людей, занимающихся разработкой схожих проблем, в такие группы. Пусть группа состоит из 10—12 человек, но это будет команда единомышленников. И вместе они смогут сделать гораздо больше.

Работаете ли вы с учителями и руководителями системы образования?

Да, психолого-педагогический модуль обязательно входит в содержание всех курсов повышения квалификации: начиная от воспитателей и заканчивая директорами образовательных учреждений.

В идеале специальный курс по психологии надо читать для директоров, чтобы они ясно представляли себе, чем должен заниматься в школе психолог. С учителями я работаю не только как лектор, но и как тренер тренинговых групп. У педагогов очень много психологических проблем: низкая самооценка, низкая степень самопонимания, высокая степень самокритики, высокая тревожность.

В школе одному психологу с этим справиться трудно. Во-первых, у психолога просто не хватает времени, а во-вторых, взрослые люди — достаточно трудный материал для психологической работы. И психолог часто робеет перед своим коллективом, поскольку в нем есть люди и старше и опытнее, с болезненной реакцией на стремление учить их. Поэтому мы организуем для учителей и спецкурсы, и психологические тренинги.

За три года нами отработан спецкурс для учителей по развитию культуры эмоций.

Кроме того, мы выезжаем работать с педколлективами на места. Каждая школа может заказать курсы повышения квалификации. Эффект от такой работы бывает ощутимый. Если весь педагогический коллектив участвует, например, в тренинге личностного роста, то потом учителя мне говорят: «У нас такое впечатление, будто в школе где-то кран повернули: стало светлее, теплее, совсем иное настроение и взаимоотношения в коллективе».

Ирина Петровна, чего не хватает психологам для эффективной работы?

Самые большие трудности у современных психологов связаны с их неумением обобщать и анализировать, а также с отсутствием системы в работе. Часто в арсенале психологов мы наблюдаем достаточно хаотичный набор форм и методов. Поэтому сверхзадача наших курсов — обучение слушателей систематизации, обобщению, умению анализировать.

Очень важно, чтобы психологи понимали, что термин «сопровождение» имеет глубокий смысл. Психолог — это помощник всем, кто участвует в образовательном процессе: ученику — чтобы ему было легче адаптироваться к школе, учителю — чтобы он понимал ребенка, родителям — чтобы они лучше знали, как со своим чадом общаться.

Если психолог, к примеру, создает коррекционную программу, то ее идеи должны зависеть от выбранного научного подхода: гуманистического, бихевиористского и т.п.

Что нужно изменить в системе подготовки будущих психологов?

Обязательно добавить практики. Поскольку учебные программы на 90—95% состоят из теоретических материалов, то психологи до прихода в школу с детьми не работают.

Вообще, мне кажется, что у психологов, которые собираются идти в образование, должно быть побольше педагогической направленности. Ведь студенты изначально настроены на то, что они будут работать высокооплачиваемыми специалистами на фирмах или что у них сразу появится частная практика. Но многие после обучения приходят все-таки в школу, а как подступиться к детям — не знают.

Очень важно обратить внимание на педагогику. Сверхзадача психолога — помочь учителю и ученику более эффективно сотрудничать в процессе обучения.

Компетентность психолога должна быть хотя бы на уровне компетентности учителя, если не выше. Общие педагогические принципы надо хорошо знать.

Психологи мало посещают уроки. У многих из тех, кто приходит работать в школу, вообще отсутствуют навыки наблюдения и анализа урока. А как можно работать, если ты урока и учеников ни разу в глаза не видел?

Вместо этого молодые специалисты начинают проводить тестирование всех детей. На это тратится колоссальное количество времени и сил, а результаты часто нулевые. Психологи не имеют представления о том, как эффективно организовать свою деятельность. Их этому не обучают.

Не лучше ли вначале понаблюдать за детьми хотя бы на переменах, побеседовать с учителями и, определив проблемы, начинать с этими проблемами работать?

Как вы совмещаете в процессе обучения научные знания и практику?

Это происходит естественно. Мы учим психологов и учителей искать ответы на свои практические вопросы в научных исследованиях и разработках. Но не всегда они такие ответы находят. И тогда возникает обида на науку. Что делать, если учитель оскорбил ребенка? Родители устроили в школе скандал? Дети в классе дерутся каждый день? Про это же не написано в учебнике.

Нередко это возникает из-за неумения переносить закономерности, которые дает наука, на конкретный случай из практики.

Приведу один типичный пример. Я читаю лекции для преподавателей по психологии общения, говорю об особенностях восприятия и возникающих при этом ошибках. А один слушатель встает и говорит: «Зачем вы нам про это рассказываете? У меня совершенно другие проблемы — Петька Сидоров ногой дверь открывает! Почему вы мне про это не говорите?!»

А ведь разговор как раз и ведется о том, какие причины заставляют Петьку Сидорова открывать дверь ногой и как поступать с ним в зависимости от этих причин!

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА