Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЖАН ПИАЖЕ:
ТЕОРИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ДИСКУССИИ

М.: Гардарика, 2001

Вы — психолог? Тогда наверняка знаете об исследованиях интеллекта основателя женевской школы генетической психологии Ж. Пиаже. Или, по крайней мере, должны знать. Теперь у вас появилась возможность значительно углубить и расширить ваши знания.
Данный сборник статей — весьма необычное издание, которое можно назвать хрестоматией работ Жана Пиаже. Оно включает не только труды самого Пиаже, но и статьи отечественных и зарубежных ученых, в которых они высказывают свое отношение к его исследованиям. Таким образом, чтение книги позволяет понять точку зрения не только Пиаже, но и его научных противников, готовых к обоснованной и обстоятельной дискуссии относительно природы интеллекта и основных механизмов формирования познавательных действий.
Все исследователи творчества Ж. Пиаже единодушны в оценке его вклада в психологию ХХ века: этот вклад очень весом. Уже тот факт, что его работы вызывают ожесточенные научные споры, говорит сам за себя. А по мнению Л.Ф. Обуховой, одного из составителей сборника, Ж. Пиаже — ученый, изменивший лицо современной психологии.
Напомню, что большинству практических психологов Пиаже известен как автор феноменов Пиаже. Их можно наблюдать почти у каждого ребенка дошкольного возраста.
Ж. Пиаже прожил долгую жизнь и написал немало книг и статей, но на русский язык переведено лишь несколько его фундаментальных монографий. Тем не менее составители сборника попытались максимально полно представить исследования познавательной деятельности ребенка, выполненные Ж. Пиаже и Б. Инельдер.
Книга хорошо структурирована. Каждая ее глава представляет собой самостоятельное целое, но вместе с тем логично связана с остальными.
Сборник открывается краткими биографиями Пиаже и Инельдер, знакомящими с основными этапами жизненного пути этих ученых.
Далее, во второй и третьей главах, помещены соответственно ранние работы Пиаже и статьи, в которых описывается операциональная концепция развития интеллекта. Особый интерес представляет статья, названная самим Пиаже «Теория Пиаже», в которой автор старается прояснить свою точку зрения.
В четвертой главе дается глубокий теоретический анализ концепции Пиаже, выполненный отечественными психологами.
В пятой главе приводится критика операциональной теории интеллекта. Поиск психологических механизмов известных феноменов Пиаже содержится в работах школы П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина.
Наконец, последняя глава целиком посвящена критике Пиаже зарубежными исследователями.
В качестве приложения в сборник включены 18 заданий, которые могут быть использованы как в исследовательских, так и в диагностических целях.
Обращает на себя внимание высокая профессиональная культура составителей сборника: здесь есть именной и предметный указатель, что значительно облегчает чтение книги.
Книга может быть рекомендована широкому кругу практических психологов, работающих с детьми самого разного возраста: с проблемными и нормально развивающимися, с успешными и имеющими трудности в обучении. Даже если предположить, что подход Пиаже не может быть применен при решении практических задач, чтение этой книги будет полезно уже потому, что оно способствует формированию психологического мировоззрения.

Марина СТЕПАНОВА