Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Г.В. Резапкина
М.: Генезис, 2002

Бодрая песня о том, что «молодым везде у нас дорога», в последнее время как-то сама собой вышла из моды и стала восприниматься не иначе как с горькой иронией. Для современного молодого человека профессиональный выбор представляет собой серьезную проблему, поскольку вариантов не так уж и много, а перспективных — и того меньше. В то же время всякого рода реклама буржуазного образа жизни порождает в юных головах нереалистичные притязания и непомерные амбиции. В этой ситуации легко запутаться и наделать ошибок. А ведь, как метко заметил Альфред Адлер, дороже всего человеку обходятся ошибки в выборе жизненного пути.
Новая книга издательства «Генезис» призвана помочь молодому человеку разобраться в этой непростой ситуации, не ошибиться в этом ответственном выборе. Книга адресована непосредственно старшеклассникам и в отличие от большинства научных трудов по профессиональному самоопределению написана максимально ясно, доходчиво и конкретно. Да и небольшой объем — всего 80 страниц — позволяет надеяться, что даже непривычные к чтению троечники книгу легко осилят. Впрочем, отличникам она пригодится не меньше, ведь школьные пятерки — еще не гарантия высоких оценок в школе жизни.
Выпущенная в серии «Психология для жизни», книга помогает разобраться в себе, оценить свои сильные и слабые стороны — как познавательные, так и личностные, соразмерить притязания с возможностями, отдать себе отчет в желательности и достижимости тех или иных жизненных целей и ценностей.
Автор убедительно описывает типичные заблуждения в выборе жизненного пути, приоткрывает разнообразные ловушки («мышеловки»), тут и там расставленные на пути любителей «непыльной» работы и высоких заработков. То есть книга фактически учит тому, чему не учит школа, хотя и должна бы. Кое-где эту задачу возложили на школьных психологов. А некоторые и сами добровольно взвалили на себя этот груз, понимая, что в выпускных классах проблема профессионального выбора — наиважнейшая и обойти ее никак нельзя. Вот только для ее решения чаще всего приходится пользоваться одним-единственным климовским опросником, в остальном полагаясь на собственный житейский опыт и интуицию.
В этом отношении новая книга выступит школьному психологу замечательным подспорьем. В ней — и прекрасная подборка афористичных цитат, каждая из которых стоит целого тома, и набор простых методик самопознания, компактных и удобных в практическом применении, и конкретные советы по подготовке к экзаменам и борьбе со стрессом, необходимость которых еще на школьной скамье, задолго до поступления в профильный вуз, очевидна и несомненна.
Так что данная книга, несмотря на свой скромный объем и лапидарный стиль, может стать хорошей основой для профориентационного сегмента работы школьного психолога, причем как для индивидуальных консультаций, так и для фронтальной работы с выпускными классами.
Психолог также не ошибется, если порекомендует книгу заинтересованным старшеклассникам и их родителям для самостоятельного освоения. Тем более что пока эта новинка, несмотря на небольшой тираж, еще доступна — как во многих магазинах, так и по почте. Сказанное, наверное, можно расценить как рекламу. Пусть так. В отличие от кислого пива, полезная книга заслуживает того, чтобы ее громко похвалить и настойчиво рекомендовать.

Сергей СТЕПАНОВ