Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2002


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ИЗ ОБЛАСТИ ФАНТАСТИКИ

Педагоги-психологи Кировского района Калужской области с начала этого учебного года работают по тем документам, которые были предложены на июньском Всероссийском совещании Службы практической психологии образования. Естественно, что по истечении некоторого времени (в данном случае — полутора месяцев) появилась острая необходимость поделиться своими мыслями по данному вопросу.
Оказалось, что наиболее успешно была организована работа педагога-психолога детского сада п. Шайковка А.И. Потоцкой. Коррекционно-развивающие занятия, проводимые ею с детьми, входят в расписание работы детского сада. В этом расписании предусмотрена групповая работа — 2 занятия каждый день (10 занятий в неделю), индивидуальная работа — 1 час в день (5 часов в неделю) и время для работы с родителями и воспитателями.
Педагогом-психологом Анна Ивановна работает третий год, но она 12 лет была воспитателем, имеет опыт работы с детьми, знает особенности работы воспитателя изнутри, и ее психологические знания помогают решать актуальные задачи развития детей.
18 часов рабочей недели — это нормально. Однако есть вопросы о причине неоднократного дублирования записей в предлагаемой документации: 1) журнал учета работы; 2) журнал развивающей и коррекционной работы; 3) программа развивающей и коррекционной работы; 4) планы занятий (последние два пункта явно не прописаны, но являются обязательными), а еще есть циклограмма — расписание работы на неделю.
Предлагаемый план работы по направлениям деятельности вызывает у нас недоумение. Наверное, всегда имеет смысл организовывать свою деятельность в соответствии с решаемой проблемой. И в этом случае выделять ее как направление, а виды деятельности ставить как отдельные этапы в решении данной проблемы. (Правда, признаюсь, когда я начинала работать, шла именно этим путем — строила работу из мозаики видов деятельности. Поэтому бывали и пропуски, и наслоения одного на другое.)
Сложнее приходится школьным психологам — в расписании занятий их уроков нет и не будет. Это уже сейчас просматривается в связи с установкой на снижение нагрузки учащихся в школе. Конечно, можно что-то проводить за счет классных часов, что-то — с разрешения администрации. Получается, что психологу чрезвычайно сложно организовать групповые развивающие и коррекционные занятия.
В ориентировочном распределении рабочего времени педагога-психолога на различные виды индивидуальной психологической работы предусматривается 0,6 рабочего времени психолога. Только вот беда — где их проводить? Оборудованный кабинет психолога — явление довольно редкое. Наши психологи в основном или вообще не имеют кабинета, или их подселяют к кому-либо: медсестре, заместителю директора. Свободных помещений нет. Раньше свое рабочее время психологи плотно заполняли групповыми обследованиями. Эти результаты использовались для получения достоверной информации по готовности учащихся к обучению, по их адаптации, по формированию личностных качеств
и т.д. В необходимых случаях создавались группы развития, различного рода психологические часы, семинары.
Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования брались из «Вестника образования» (№ 7 за 1995 год), еженедельно и ежемесячно в дневнике работы подсчитывалось и корректировалось количество отработанных часов. На сегодняшний день групповые психологические обследования, скорее всего, будут вытесняться из практики. И дело, видимо, не столько в том, что на их проведение рекомендуется отводить 0,04 рабочего времени психолога, сколько во времени, которое отводится на подготовку, обработку и анализ результатов диагностики (в ориентировочном распределении рабочего времени педагога-психолога это скромно называется «Время на подготовку или анализ»).
Психологам районного психологического центра еще интересней. К нам в центр приходят все, кого интересуют вопросы, связанные с психологией (у нас лучшая в городе психологическая библиотека, правда без библиотекаря — не положено). Психологи сегодняшние и будущие, студенты и учителя, взрослые и подростки зачастую приходят не с личностными проблемами, а с образовательными. Это есть не что иное, как просветительская работа.
Мы работаем со всеми образовательными учреждениями. Своего транспорта у нас нет. Наполняемость в школах падает, у нас есть основные школы, в которых обучается не более 20–35 детей. Не думаю, что в ближайшие пять лет в них появятся свои педагоги-психологи. Достаточно трудно соотнести содержание работы, проводимой нами, с тем, что предлагается в проекте. Наверное, работа районного психологического центра и психологического центра в большом городе отличаются друг от друга.
У нас сложилось впечатление, что предлагаемое распределение рабочего времени написано для психолога, имеющего отдельный хорошо оснащенный кабинет. Находиться же он может как в учреждении образования, так и за его пределами. Возможно, такой психолог мало вовлечен в учебный процесс. Его клиентами являются дети, которых, скорее всего, приводят родители, учителя, социальные педагоги. Данный психолог является хорошим специалистом в области психологического консультирования и коррекционно-развивающей работы. Результаты диагностики читает с листа, поэтому времени на их обработку практически не тратит.
В связи с этим возникают вопросы: во-первых, где готовят таких специалистов, во-вторых, где созданы такие условия работы, в-третьих, что же делать всем остальным?

Татьяна СЕЛЕЗНЕВА,
Кировский район,
Калужская область