Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой
М.: Аспект Пресс, 2002

Выход в свет книги, посвященной определению уровня и особенностей психического развития детей и взрослых, безусловно, будет способствовать удовлетворению ненасыщаемой потребности практиков в методах и методиках диагностического обследования. Данное издание не относится к разряду психодиагностических, но может быть использовано в этом качестве. Оно является добротным справочным пособием, качественным источником дополнительной информации о психологическом обследовании.
«Экспериментальная психология» представляет собой учебное руководство, в котором содержатся прежде всего классические лабораторные задания по психологии. Для школьного психолога интересны задания, направленные на ознакомление с основными методами психологической науки — наблюдением и экспериментом.
В данном учебном практикуме приводятся непосредственные описания процедур исследования различных психических функций или состояний. Такие описания предваряются грамотным и подробным изложением психологической проблемы, на решение которой направлена соответствующая экспериментальная (в случае научного изучения) или психодиагностическая (в школе или центре) работа. Таким образом происходит переориентация психолога с вопроса как на вопрос зачем, а потом уже как.
В пособии также подробно описаны виды и формы наблюдения и эксперимента, показаны специфика каждой из этих форм при решении исследовательских и практических задач.
Здесь получили отражение как хорошо известные методы исследования познавательных процессов и личностных свойств, так и не получившие широкого применения. В частности, приводится методика составления «поведенческого портрета» по данным наблюдения (автор Н.И. Евсикова): даются план наблюдения и основные параметры самого портрета. К сожалению, этот метод недостаточно используется в практике школьной психологической службы, хотя его достоинства, как одного из наиболее естественных и не нарушающих привычной для ребенка манеры поведения, не вызывают сомнений.
Отдельная глава посвящена опросу как средству сбора первичной информации (опрос необходимо отличать от опросников). В качестве основных форм опроса выделяются интервью и анкетирование. Опрос рассматривается как этап, предваряющий проведение основного психологического обследования. Область применения опросов в практической психологии образования велика, например, при получении общего представления о ребенке и его семье.
Заинтересованный читатель может углубить свои знания об основных методах, применяемых в экспериментальной и практической психологии, обратившись к рекомендуемым литературным источникам.
И последнее. Хочется надеяться, что школьного психолога не отпугнет серьезное название, на первый взгляд, далекое от практических задач. На самом деле эта книга способна оказать неоценимую помощь при диагностике психического развития детей.

Марина СТЕПАНОВА