Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

УЧИТЕЛЬ И ЕГО УРОКИ

 

Люди приходят и уходят,
но... идеи и дела остаются.
А.Р. Лурия

 

Понимание деяний наших учителей нужно
не только и не столько ради юбилейных фанфар ...
сколько для достижения настоящего и будущего психологии.
А.Г. Асмолов

Один из номеров журнала «Вопросы психологии» почти целиком посвящен выдающему психологу А.Р. Лурия. Вводная статья, написанная сотрудниками редакции, начинается словами: «Вот уже 25 лет с нами нет Александра Романовича Лурия. Однако свет, оставленный им в науке, с годами не меркнет. Наоборот, фигура А.Р. Лурия во временной перспективе обретает все большую величественность. Он поистине является звездой мировой величины». Сегодня значимость и значительность А.Р. Лурия ни у кого не вызывает сомнений.
100-летний юбилей — особая дата. С одной стороны, уже проверены временем многие научные гипотезы, ставшие истинами, и есть все основания более или менее объективно посмотреть на вклад ученого, оценить его влияние на ход развития психологической мысли. С другой стороны, по счастью, еще живы те, кто знал А.Р. Лурия и работал под его руководством. Им и их ученикам мы обязаны выходом в свет четвертого номера журнала «Вопросы психологии» за 2002 год.

НОВОЕ В НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ

Профессиональные интересы А.Р. Лурия настолько разнообразны, что, естественно, не могут быть полностью отражены в одном журнале. Создатель самостоятельной психологической отрасли — нейропсихологии, А.Р. Лурия разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психофизиологии и дефектологии, проводил кросскультурные исследования.
Тем не менее оказывается, что не все стороны его научного творчества нам известны и некоторые направления работы пока что не получили должной оценки. В «Вопросах психологии» представлена малоизвестная сторона деятельности ученого — опубликована архивная статья «О природе психологических функций и ее изменчивости» (А.Р. Лурия, 1934). Автор ставит под сомнение точку зрения, согласно которой соотношение наследственности и среды остается неизменным на протяжении всего психического развития.
Обращение к методу психологического исследования близнецов позволило А.Р. Лурия утверждать, что с возрастом отношение психологических процессов к наследственности может меняться и развитие вносит существенно новое в отношения психики к наследственности. При этом автор ссылается на два экспериментальных исследования: анализ природы «общей одаренности» на различных возрастных ступенях и изменений природы памяти на последовательных этапах развития ребенка.
В заключение А.Р. Лурия делает вывод о прижизненной изменчивости природы психологической функции и о наличии специфически человеческого типа психологического развития.
В комментариях к этой статье И.В. Равич-Щербо отмечает: современная психогенетика подтвердила то, что в онтогенезе меняется связь одной и той же психологической черты с генотипом. Этот факт, по ее мнению, позволяет считать А.Р. Лурия основателем отечественной психогенетики.

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ МОТИВ

Несмотря на многообразие линий психологических исследований А.Р. Лурия, все они объединены одной идеей. А.Г. Асмолов в статье «Полифония личности А.Р. Лурия и гамбургский счет в психологии» пишет, что смыслообразующим мотивом личности этого ученого была культурно-историческая психология, пронизанная преданностью и любовью к Л.С. Выготскому. Недаром, по мнению американского психолога С. Тулмина, Выготского можно назвать Моцартом в психологии, а Лурия — Бетховеном.
Т.Д. Марцинковская, автор статьи «Путь А.Р. Лурия к культурно-исторической психологии», анализирует ранний период творчества А.Р. Лурия и приходит к выводу: сформировавшиеся в первые десятилетия научной деятельности представления остались неизменными и определили основания культурно-исторического подхода А.Р. Лурия. Согласно этому подходу, культура — это ведущая линия социализации человека, а также главный фактор формирования его сознания и самосознания.
Сегодня линию культурно-исторической психологии продолжают многочисленные ученики А.Р. Лурия, причем не только у нас в стране, но и за рубежом.
В «Размышлениях над портретом А.Р. Лурия» американский психолог М. Коул также говорит об использовании культурно-исторического подхода Лурия во всех направлениях своей работы.
А.Р. Лурия проработал с Л.С. Выготским 10 лет. Они познакомились на втором психоневрологическом съезде в Ленинграде в 1924 году. Вплоть до смерти учителя в 1934 году Лурия занимался изучением происхождения и развития высших психических функций. Эти исследования в дальнейшем определили три направления его работы: изучение психических особенностей взрослых людей, выросших в различных культурных условиях; сравнительное изучение однояйцевых и разнояйцевых близнецов; анализ развития нормальных и умственно отсталых детей.
С наступлением войны все усилия сосредоточились на исследовании мозговых основ высших психических функций. Оформилось самостоятельное направление психологической науки — нейропсихология.

ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ

Культурно-историческая психология получила своеобразное преломление в нейропсихологии. Об этом говорится в соответствующих публикациях журнала, которые занимают его добрую половину.
Ж.М. Глозман в статье «Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии ХХI века» убедительно показывает специфику подхода Лурия, которая состоит в ориентации на поиск причин нарушений психики и способов их компенсации именно в истории культуры и социальных отношений. Автор представляет модель развития отечественной нейропсихологии с точки зрения данного подхода.
Прикладные аспекты нейропсихологии освещены в статьях Б.С. Котик-Фридгут, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной. О создании новых отраслей нейропсихологии заявляют Е.Д. Хомская («Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты») и Ю.В. Микадзе («Дифференциальная нейропсихология детского возраста»).
Несомненный практический интерес для педагогов и психологов образования представляет работа Т.В. Ахутиной «Дифференциальная нейропсихология детского возраста». Опираясь на теоретические положения нейропсихологии и данные нейропсихологического изучения трудностей обучения, автор формулирует требования к построению развивающего и здоровьесберегающего обучения детей. Среди этих требований: формирование у ребенка мотивации в обучении, определение сложности заданий, адекватной возможностям ребенка, альтернативность форм предъявления и закрепления материала, контроль за динамикой выполнения.
Автор приходит к выводу, что индивидуально-ориентированный подход к развивающему обучению применим ко всем учащимся, но особенно полезен для детей с задержкой психического развития.

КОРОТКО О РАЗНОМ

А.А. Леонтьев («А.Р. Лурия у истоков советской психолингвистики») считает: отечественная психолингвистика своим развитием обязана тому, что у ее истоков стоял А.Р. Лурия.
Н.К. Корсакова и Н.Ю. Прахт («О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия»), отталкиваясь от луриевского принципа динамической локализации психических функций, задались целью изучить динамику функциональных перестроек в познавательной деятельности пожилых людей. Полученные результаты позволяют говорить, что при нормальном старении происходит снижение уровня функционирования правого полушария и одновременное повышение роли левого.
Историкам психологии хорошо известно увлечение Лурия в начале 20-х годов психоанализом. Эта деликатная подробность в научной биографии Лурия анализируется С.А. Богданчиковым («А.Р. Лурия и психоанализ»).

ПОЛИФОНИЯ ЛИЧНОСТИ

После прочтения журнала хочется повторить вслед за А.Г. Асмоловым: «Кем был Александр Романович Лурия? Медиком... Педагогом... Историком... Лингвистом... Писателем... Психологом... Он был и остается шире любых профессий. Полифония личности А.Р. Лурия породила до сих пор до конца не распознанную программу жизнетворчества, которая продолжает свершаться в судьбах его учеников».
Любопытные факты и тонкие наблюдения, содержащиеся в статье М. Коула, позволяют не только лучше понять развитие научных взглядов А.Р. Лурия, но и поверить в необычайную силу его разума.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Своими впечатлениями от общения с А.Р. Лурия делится А.Н. Ждан («Уроки А.Р. Лурия»). По мнению автора, важнейшим фактором многосторонней деятельности ученого была его исключительная личность, «разные грани которой отразились во всей его работе с учениками и коллегами, в общении с друзьями». Автор с помощью отдельных штрихов пытается создать целостное представление о личности Лурия, а также пытается извлечь некоторые уроки из его большой жизни в науке.
Урок первый. Разносторонность научных интересов в начале профессионального пути, с одной стороны, и наличие Учителя (которым стал Выготский), с другой, — две составляющие творческой личности.
Урок второй. Всем своим творчеством Лурия утверждал не противоположность, а единство двух научных подходов в психологии: естественно-научного и гуманитарного. Высоко оценивая роль точных методов в психологическом исследовании, он призывал не забывать об искусстве клинического наблюдения. Лурия считал свой подход к психологии в равной степени и классическим, и романтическим. В то же время некоторые свои работы («Маленькая книжка о большой памяти») Лурия рассматривал как попытку возродить традиции романтической науки.
Урок третий. Только теоретически обоснованная работа может иметь настоящий практический эффект; психология может развиваться только в единстве теории и практики.
Урок четвертый. В образе А.Р. Лурия воплотились лучшие черты профессора Московского университета — создателя самостоятельной научной школы, подлинного Учителя.
Урок пятый. Лурия опирался не только на отечественную, но и на зарубежную науку. Творчество Лурия вобрало в себя достижения мировой научной мысли, а созданная на их основе нейропсихология явилась значительным вкладом в мировую науку.
Эти уроки, безусловно, помогают понять исторический смысл психологии А.Р. Лурия. В то же время они убедительно показывают, какова роль личности в истории, в культуре, в науке. Лурия говорил о том огромном влиянии, которое оказал на него Выготский.
Современная же психологическая наука ждет своих Учителей — своих Выготского и Лурия, которые создадут новые школы, проведут оригинальные эксперименты, увидят пути решения практических задач, наконец, найдут выход из того мировоззренческого хаоса (или вакуума?), в котором оказалась наша психология.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
факультет психологии МГУ,
г. Москва