Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2002


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

УРОВНИ АФФЕКТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Что же представляют собой эти психические состояния, ускользающие от объективного анализа, порой не имеющие конкретного «продукта», как туман мгновенно окутывающие и так же необъяснимо быстро отпускающие человека?
Никогда не вызывал сомнения факт принадлежности эмоций к психической сфере. Вся феноменология эмоциональных процессов и состояний описывается в терминах психологического языка и выражена «в столь предельной форме («наслаждение», «страдание», «радость», «печаль», любовь», «ненависть»...), что создает впечатление идиоматической непереводимости на какой-либо другой язык и поэтому часто трактуется как основной носитель уникального своеобразия психических явлений» (Л.М. Веккер, 2000).
Необходимо вырабатывать единую методологию. Она должна помочь ученым представить всю субъективную феноменологию эмоций как четкую систему понятий со своими закономерностями и механизмами.
До сих пор эмоциональная сфера человека представляется как некое образование, которое пронизывает все остальные компоненты его психической жизни и деятельности. Посмотрите, как это отражается в терминах, которыми пользуются психологи: «эмоционально-волевая сфера», «эмоционально-личностные проявления», «мотивационно-потребностная сфера». Все это говорит о недостаточной дифференцированности понятийного аппарата, о смешении разнородных сфер психической жизни человека.
Безусловно, вычленить эмоции из всех аспектов психического невозможно, да и не нужно. Совершенно очевидна связь эмоционального, когнитивного, волевого компонентов психики. Но, вероятно, «именно поэтому проблема эмоций... продолжает оставаться «золушкой» психологии» (Л.М. Веккер).

НА ЯЗЫКЕ ПРИНЦИПОВ

В настоящий момент мы можем говорить о теории, которая позволяет осуществить «перевод» подобного эмоционального языка на язык принципов, механизмов и уровней организации психических процессов. Такой всеобъемлющей теорией является теория базовой аффективной регуляции, разработанная в научной школе К.С. Лебединской — О.С. Никольской. И как всегда случается с настоящей теорией (вспомните психоанализ З. Фрейда, нейропсихологию А.Р. Лурия!), она сформировалась в рамках работы с детьми с тяжелыми эмоциональными нарушениями.
Но это совсем не значит, что данная теория применима лишь для оценки тяжелых эмоциональных нарушений. Она универсальна, и с ее помощью можно не только описать и представить особенности развития больного ребенка, но и понять структуру и механизмы эмоциональной стороны жизни каждого из нас — и ребенка, и подростка, и взрослого.
Характеризуя каждый уровень аффективной регуляции, О.С. Никольская ставила задачу — «ответить на вопросы: каков адаптационный смысл каждого уровня... какие формы приспособительного поведения он организует» (О.С. Никольская, 2000).
То есть речь идет не только о разных уровнях адаптации, но и об овладении в процессе развития все более усложняющимися вариантами организации адаптивного поведения и способами саморегуляции в ситуации увеличения объема и качества контактов, взаимодействия с окружающим миром.
Понятно, что подобные механизмы чрезвычайно актуальны и при нормальном психическом развитии.
Итак, мы имеем четыре уровня аффективной регуляции.
Самосохранение, ограждение себя от сверхинтенсивных воздействий среды — это адаптационная задача первого уровня аффективной регуляции — аффективной пластичности.
Выработка избирательного стереотипа в удовлетворении своих актуальных потребностей — это адаптационная задача второго уровня аффективной регуляции — аффективных стереотипов.
Организация процесса достижения индивидуально значимой цели в постоянно меняющейся окружающей среде — адаптационная задача третьего уровня аффективной регуляции — аффективной экспансии.
Установление собственно эмоционального взаимодействия при общении с другими людьми — адаптационная задача четвертого уровня аффективной регуляции — эмоционального контроля.
Таким образом, первый и третий уровни решают задачи адаптации и саморегуляции в условиях постоянно меняющегося окружающего мира, а второй и четвертый — задачи адаптации и саморегуляции в относительно постоянных условиях.

ДИАГНОСТИКА НА УРОВНЕ

Сами уровни представляют собой иерархичную систему и взаимозависимы: даже не очень ярко выраженная «недостаточность» или «избыточность» включения одного из уровней непременно сказывается на всей системе регуляции. Все это и дает нам возможность, с одной стороны, понять то разнообразие эмоционального реагирования, которое имеет тот или иной ребенок или взрослый, а с другой стороны, увидеть за огромным разнообразием эмоциональных проявлений определенные типы личностного реагирования.
Подобный подход позволяет выделить специфичную для конкретных вариантов развития, как нормативного, так и отклоняющегося, структуру базовой аффективной регуляции (БАР). С помощью разработанных на основе такого подхода методов, в частности анкет, можно выявить гипофункцию или гиперфункцию того или иного уровня БАР (Павлий Т.Н., 1997; Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000).
При недостаточности функционирования второго и третьего уровней аффективной регуляции у детей наблюдается выраженность интропунитивных черт личности (большое внимание к собственному здоровью, высокая тревожность, неуверенность в себе, невозможность преодолеть возникающие препятствия, большая «цена» деятельности, склонность к различного рода навязчивостям).
Гиперфункция второго, третьего, а часто и четвертого уровней БАР выражается в экстрапунитивном типе развития личности (нетерпеливость, ригидность эмоциональных проявлений, демонстративность, конфликтность, стремление к отрицательным впечатлениям).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ

Такой системный подход к анализу развития детей с различными вариантами эмоционального реагирования позволяет рассматривать весь репертуар их эмоциональных проявлений и особенностей (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000).
Наше исследование уровней БАР у детей, имеющих различного рода соматические и психосоматические заболевания, позволяет с определенной уверенностью сделать следующие выводы.
Для категории больных детей был выявлен максимальный разброс величин (наибольшие значения показателей гипер- или гипофункционирования) по отношению к первому и третьему уровням аффективной регуляции.
Это подтверждает наше предположение, что именно соматически больные дети и дети с хроническими заболеваниями испытывают максимальные трудности адаптации, в частности при обучении в школе.
Соответственно, при оценке и анализе собственно эмоциональных проявлений у разных детей мы наблюдали не только различные в смысле «знака» (гипер- или гипо-) профили, но и различные эмоциональные особенности и проявления.
Понимая механизмы, лежащие в основе этих особенностей у детей с соматическими заболеваниями, психолог в состоянии не только дать более точный прогноз адаптации (как и возможной дезадаптации) ребенка в образовательной среде, но и построить значительно более эффективное его сопровождение.
Опираясь на понимание механизмов, лежащих в основе наблюдаемых эмоционально-личностных проявлений, можно создавать коррекционные программы каузального типа.
Подобный анализ механизмов аффективной регуляции у детей с различной соматической патологией позволяет увидеть психологическую детерминацию особенностей и динамики протекания самих соматических заболеваний.
Мы продемонстрировали лишь один частный случай применения теории О.С. Никольской на практике (анализ специфики эмоциональных особенностей детей, не имеющих грубых аффективных нарушений). Реальная же сфера применения этого методологического подхода может и должна быть значительно шире. Ведь, как мы уже говорили, весь бесконечный спектр аффективно-эмоциональных проявлений может быть описан на языке адаптивных задач, механизмов базовой аффективной регуляции.

Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник
лаборатории
психологических проблем
больных детей и
инвалидов МГППУ,
г. Москва

ЛИТЕРАТУРА

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.
Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Гос. пед. института, 1997.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРО (Интегративная психология), 2000.