Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2002


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ОБОСНОВАННАЯ ТРЕВОГА

Cовсем недавно я поделилась с читателями «Школьного психолога» радостью победы в Первом Всероссийском конкурсе на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации — 1-я премия и диплом I степени (работа «Психологическое пространство как основа личностно-ориентированной педагогики, технология его формирования и исследования»). Одновременно поделилась своими чувствами и мыслями, вызванными результатами Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования. Итоги и перспективы» (см. статью «Право профессионального выбора», № 43, 2002 г.).
Радость от победы и ожидание награды все время омрачаются чувством тревоги и замешательства. Сначала напряжение было вызвано решением унифицировать деятельность психологической службы, жестко стандартизировать все аспекты ее деятельности. Сомнения по поводу данного решения высказаны мной в предыдущем письме.
А сегодня — новая тревога. Она возникла под влиянием интервью с И.М. Камановым (см. Решетникова О. «Начать и кончить?», № 36, 2002 г.) В нем изложены цели и задачи, которые, с точки зрения начальника отдела практической психологии и охраны здоровья детей Минобразования РФ, стоят сегодня перед психологическим сообществом.
Тревогу вызывают следующие моменты.
Во-первых, идея создания инфраструктуры службы практической психологии системы образования. Вернее, не сама идея, а ее возможная реализация, принципы, которые лягут в основу деятельности этой инфраструктуры. Вдруг главным окажется родное для системы образования инспектирование, проверка соответствия деятельности психологической службы принятым стандартам и нормам? Вдруг настанет конец творчеству, поискам новых, нестандартных технологий, методов, приемов?.. Вдруг профессиональную властную вертикаль психологов составят люди, которые по сути своей будут не психологами, а чиновниками и бюрократами? О подобном страшно думать, ибо на этом, я абсолютно уверена, цивилизованное развитие психологической службы закончится.
Во-вторых, предстоящее определение единых требований к кабинету психолога. Хорошо, если это пойдет психологу во благо. А если нет? А если акцент будет сделан в направлении формальной стороны: общепринятые формы, образцы?..
Опасение вызывает сама мысль о принятии обязательных жестких стандартов. Разве не страшны единообразие и однообразие в тот момент, когда система образования вступает в этап модернизации? И как же не учитывать личность и индивидуальность самого психолога, который к этим параметрам и у детей, и у взрослых относится бережно и с пониманием? Остается надеяться, что в решении данных вопросов те коллеги, кто будет их обсуждать и принимать соответствующие решения, не допустят крайностей...
В-третьих, вопрос о преподавании психологии в школе. В решении данного вопроса действительно нет единодушия. Есть такая точка зрения, что практический психолог не должен преподавать психологию. Как я поняла, именно для этой цели предполагается готовить преподавателя психологии, который будет учить детей примерно так же, как их учат русскому языку или математике? Разумно ли это? Лично меня такая позиция не радует, так как при данном подходе — практики меня поймут — возможна вероятность отрыва психологических знаний от жизни.
С чувством удовлетворения прочитала мнение И.М. Каманова о том, что «ребенку сейчас важно дать систему навыков выживания в наших условиях». Такая позиция еще больше убеждает меня в том, что преподавателем психологии должен быть именно практик, который сочетал бы теоретические и практические знания и подходы и лично вплетал бы свой профессиональный практический опыт в ткань уроков.
Что же значит дать ребенку «систему навыков выживания»? Вероятно, речь идет о развитии способности ребенка адаптироваться к условиям современной жизни. Если это цель, то задачами могут быть, к примеру, следующие:
— сообщать ребятам сведения по каким-то актуальным вопросам, включая самовоспитание;
— помогать в познании особенностей своей личности, в осознании ее сильных и слабых сторон;
— способствовать возникновению интереса к обсуждаемым вопросам;
— пробуждать потребность в развитии и самовоспитании;
— создавать условия для развития определенных умений и отработки соответствующих навыков и т.д.
Примерно такие задачи, в которых сильна практическая направленность, логично решать именно практическому психологу.
Я преподаю психологию в 10—11-х классах школы по своей программе, которая рекомендована образовательным учреждениям области к преподаванию в составе регионального компонента. Работая уже 10 лет, я все больше убеждаюсь, что ребят не нужно загружать знаниями, оторванными от жизни. Важно пробуждать у них интерес к себе, к человеку вообще, знакомить с основами человеческой психики, помогать овладевать приемами и способами самопомощи в сложных ситуациях и навыками конструктивного взаимодействия с людьми. Именно такие цели, включая рост самосознания, оптимальный профессиональный выбор и готовность к ответственной роли родителей, являются главными в курсе психологии, о котором идет речь.
Каждый год я получаю обратную связь от учащихся 11-х классов по поводу уроков психологии и понимаю, каким важным, полезным и развивающим является данный предмет для ребят.
Но сегодня у меня есть основания тревожиться: а что, если запретят мой курс? Обяжут вести тот курс, который признают единственно верным? Если обязательной окажется форма тренинга, а у меня не так? Я не вижу эффективности в тренинге, который проводится в классе, где на каждого ребенка уже есть готовые взгляды и установки, которые часто трудно или просто невозможно изменить.
В курсе психологии не ставятся оценки, но если кому-то из ребят по каким-то причинам хочется работать на оценку, у них есть такая возможность. Более того, учащиеся могут сдавать экзамен по психологии, если захотят: подготовка к экзамену и его проведение осуществляются по оригинальной авторской технологии, цель которой — создать условия для позитивного развития личности старшеклассника.
Программа курса психологии, о которой идет речь, может не вписаться в те стандарты, которые грозятся установить. И что тогда? Как-то вмещаться в указанные приказом рамки? Отказываться от себя и от того, что было интересным и полезным в работе с детьми на уроках? Учиться жить в предлагаемых условиях?
Очень хочется, чтобы в решении таких вопросов, как «для чего и как преподавать психологию?», «нужен ли такой предмет в школе?» был мудрый подход. Цивилизованный.
Отношусь с большим доверием к тем, кто станет участником конференции. Верю в их разум, их высокую компетентность в решении исключительно важных профессиональных вопросов. Очень надеюсь на то, что они осознают, что от их позиции, их поступков будет зависеть будущее психологов системы образования.
Желаю всем успехов и действительно цивилизованного развития психологической службы России.

Вера КОРЕНЕВСКАЯ,
психолог гимназии № 25,
г.Кемерово