Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2002


МЕТОД
В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕСЕЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

Тренинг развития коммуникативных навыков
для учащихся первых классов

Я постоянный читатель «Школьного психолога», выписываю газету с самого первого номера. Не встречала издания по психологии более интересного и полезного. Психологом в школе я работаю семь лет. Каждый год, конечно же, наблюдаю первоклассников, для которых проблемы адаптации и развития коммуникативных навыков чрезвычайно значимы. Обязательно в каждом классе присутствуют дети с высоким уровнем тревожности при низком уровне коммуникации. Именно для таких детей я придумала приключения веселых человечков. Это десять занятий с использованием изотерапии. Провожу я их во второй четверти: в первые две недели после каникул по два занятия в неделю, а затем — по одному. Продолжительность занятия — 30–40 минут. Когда ребенок говорит и действует от имени веселого человечка, он становится более внимательным и общительным, преодолевает свою тревогу и застенчивость. Буду рада, если моя разработка окажется полезной кому-то из коллег-психологов.

Ольга АЛЕСЕНКО,
педагог-психолог средней школы № 28,
г. Владивосток

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО

Разминка

Упражнение «Добрый клубок»

Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом слова приветствия ребенку, стоящему слева.

Упражнение «Какая рука у соседа»

Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.
Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, добрая, нежная).

Основная часть

Изготовление веселых человечков
Цель
: развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, повышение самооценки, формирование гордости за свой продукт труда.
Каждый ребенок получает для работы прямоугольник и круг, вырезанные из бумаги. Из прямоугольника нужно склеить трубочку так, чтобы можно было надеть ее на палец. На круге нарисовать лицо веселого человечка и наклеить его на трубочку.
Ведущий. Дети, сейчас произойдет что-то удивительное. Если вы наденете человечка на палец, он оживет... Он расскажет нам, как его зовут, что он любит делать и что не любит, какое у него любимое блюдо, любимое время года, любимый мультфильм и многое другое.
Дети говорят по кругу: дают имя веселому человечку и рассказывают о нем.

Рефлексия

Дети прощаются с человечками и встают в круг. По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

ЗАНЯТИЕ 2. НАШ ДОМ

Разминка

Упражнение «Сделай, как я»

Цель: создание положительного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступает каждый ребенок.

Упражнение «Мне нравится...»

Цель: создание атмосферы принятия, понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-либо по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке (глаза, прическа, одежда, поведение, черты характера и др.). Таким образом в центре круга должны побывать все желающие.

Основная часть

Изготовление дома для веселых человечков
Цель
: развитие навыков коллективной работы, формирование гордости за свой продукт труда.
Каждый ребенок получает квадрат из плотной бумаги (размером 10х10 см), карандаши, фломастеры.
Ведущий. Дети, сегодня мы сделаем дом для наших веселых человечков. У каждого из них будет свое окно. Сейчас вы это окно нарисуете, раскрасите. Постарайтесь, чтобы у вашего человечка было окно необычайное, не похожее на остальные окна.
Затем готовые окна наклеиваются на лист ватмана, получается многоэтажный дом. По желанию дети наклеивают на лист облака, деревья, цветы, траву из цветной бумаги.

Упражнение «Все вместе»

Дети надевают на палец своего человечка и встают в круг. Все вместе поют песни, танцуют.
Прощание
Дети благодарят друг друга за совместную работу: все вместе построили такой красивый дом. Прощаются от имени своего человечка, подбирая для прощания необычно теплые слова для всех участников группы.

ЗАНЯТИЕ 3. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Разминка

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.
Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится на его место.

Упражнение «Назови слово»

Цель: развитие познавательных процессов, формирование уверенности в себе.
Дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанную букву.

Основная часть

Угощение на день рождения
Цель
: Развитие мышц рук, создание между участниками доверительных отношений.
Дети лепят из глины и пластилина угощение для дня рождения веселых человечков (конфеты, торты, фрукты). Затем выставляют все это на общий стол. Надевают своего человечка на палец и рассматривают угощение.

Концерт-экспромт
Цель: создание положительного эмоционального настроя, создание между участниками доверительных отношений.
Дети говорят веселым человечкам-именинникам слова поздравления, читают стихи, поют песни. Каждое выступление поддерживается аплодисментами.

Прощание

Упражнение «Настроение»

Цель: создание между участниками доверительных отношений.
Дети встают в круг. По очереди они говорят, с чем можно сравнить их настроение. Затем прощаются друг с другом.

ЗАНЯТИЕ 4. ОБСТАВИМ ДОМ

Разминка

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: переживание чувства радости, создание атмосферы принятия.
Дети сидят в круге. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом игра продолжается, пока не будут охвачены все дети.

Упражнение «Зеркало»

Цель: формирование желания общаться, быть активными.
Дети разбиваются на пары. Один показывает разные выражения лица, а другой повторяет. Затем меняются ролями.

Основная часть

Изготовление мебели для веселых человечков
Цель: развитие инициативы, творчества.
Дети получают заготовки из плотной бумаги для изготовления стула, стола и дивана, цветную бумагу для украшения поделок, ножницы и клей. После изготовления мебели каждый украшает ее по своему желанию: можно разрисовать, можно использовать аппликацию из цветной бумаги. Затем дети рассказывают о своих поделках от имени веселых человечков.

Упражнение «А вот бы...»

Цель: развитие фантазии, доверительных отношений.
Дети стоят в круге. Ведущий произносит фразу: «А вот бы...» Дети продолжают ее: «Стать невидимкой, найти волшебную палочку...» и т.д.

Прощание

Дети высказывают по кругу пожелания всем участникам на завтрашний день.

ЗАНЯТИЕ 5. ЛЕС

Разминка

Упражнение «Комплимент»

Цель: формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.
Дети стоят в круге. Приветствуют друг друга и говорят что-нибудь приятное любому участнику группы. Если кто-то из детей не получил комплимент, то психолог говорит его сам или просит об этом детей.

Упражнение «Отгадай»

Дети садятся в круг, ведущий каждому по очереди кидает мяч. Поймавший мяч должен отгадать загадку о лесе: о животных, о деревьях, насекомых, цветах.

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Лес)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
(Заяц)

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Ель)

Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)

Кто на елке на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку»?
(Кукушка)

Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
(Листья)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)

Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Береза)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)

На полянке возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(Муравейник)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Основная часть

Создание леса
Цель: развитие мышц руки в процессе лепки и работы с ножницами, формирование умений, необходимых для совместной деятельности.
Дети получают цветную бумагу, ножницы, клей, трафареты цветов и деревьев. Участники должны договориться о том, что каждый из них будет изготавливать, для того чтобы в результате получился лес для веселых человечков. Желающие лепят животных и размещают их в лесу.

Игра «Прогулка в лес»
Дети надевают на палец своего человечка и встают в шеренгу. Они должны одновременно выполнить команды:
обогнуть озеро;
пробраться через дремучий лес;
спрятаться от диких животных;
перепрыгнуть через болотные кочки;
пройти по узкой тропе и т.п.

Рефлексия

Дети укладывают человечков в их доме и рассказывают, что им самим понравилось на занятии. Предлагают, куда еще можно совершить путешествие с человечками (в следующий раз).

ЗАНЯТИЕ 6. ГОРОД

Разминка

Упражнение «Понять состояние»

Цель: развитие у детей умения понимать эмоциональные состояния людей через мимику, походку, позу.
Дети сидят в круге, выбирается водящий. Он показывает любое эмоциональное состояние с помощью мимики, походки, позы. Остальные называют это состояние. Угадавший становится водящим.

Игра «Пылесос и пылинки»
Цель: развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.
Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос, и пылинки закружились. Пылесос выключили, и пылинки остановились.

Основная часть

Коллаж «Мой город»
Цель: усвоение детьми знаний об истории родного города, о его памятниках, воспитание чувства гордости зародной город, патриотизма.
У детей на столах находятся фотографии, вырезки из газет и журналов с видами Владивостока, городских построек.
Вначале с детьми проводится беседа о том, где они любят бывать, какие памятники и любимые места отдыха горожан они знают. Ведущий может показать слайды с различными видами города. Затем детям предлагается вырезать из газет и журналов различные фрагменты городских пейзажей и наклеить их на лист ватмана. Недостающие фрагменты (скамейки, клумбы, киоски, переходы, светофор) дети могут дорисовать или вырезать из цветной бумаги.
После этого они надевают на палец своих человечков и проводят с ними экскурсию по городу. В роли экскурсоводов по желанию выступают сами дети.

Прощание

Дети прощаются друг с другом, высказывая пожелания о том, какие места в родном городе они хотели бы посетить в предстоящий выходной день.

ЗАНЯТИЕ 7. МАГАЗИН

Разминка

Упражнение «Ветер дует на...»

Цель: развитие у детей умения замечать особенности людей, называть их, устанавливать доверительные отношения с окружающими.
Дети сидят в круге, приветствуют друг друга. Ведущий предлагает игру. Ветер дует на того, кто... любит читать, любит мороженое, помогает маме... Если ребенок узнал себя, то должен встать. Роль ведущего по очереди выполняют все дети.

Упражнение «Кто пройдет лучше»

Цель: развитие у детей уверенности в себе, создание позитивного настроения.
Дети встают в шеренгу напротив ведущего и имитируют ходьбу по разным поверхностям, которые предлагает ведущий (по льду, снегу, грязи, горячему песку, луже, опавшим листьям).

Основная часть

Создание магазина
Цель: развитие у детей умения самостоятельно распределять обязанности, выбирать дело в соответствии со своими возможностями и способностями.
Ведущий. Веселые человечки хотели бы отправиться в магазин. Им нужна одежда, продукты, игрушки.
Дети делятся на группы. Каждая выбирает, что она будет делать: рисовать и вырезать одежду, делать из цветной бумаги игрушки или лепить продукты.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепление у детей умения распределять роли, формирование навыков вежливого обращения.
Дети надевают каждый своего человечка и договариваются, кто будет продавцом, а кто покупателем. Затем меняются ролями.

Прощание

Дети встают в круг и делятся мнениями о прошедшем занятии.

ЗАНЯТИЕ 8. ТРАНСПОРТ

Разминка

Упражнение «Волшебная палочка»

Цель: развитие творческого воображения.
Дети сидят в круге. Ведущий волшебной палочкой дотрагивается до одного из детей, и он в кого-либо превращается. Остальные должны узнать, кого ребенок изображает. В превращениях участвуют все дети.

Упражнение «Да—нет»

Цель: формирование быстроты реакции при ответе на вопросы, создание хорошего настроения.
Выбирается водящий. Каждый из детей должен задать ему вопрос, предусматривающий ответ «да» или «нет». Водящий должен отвечать молча, кивком головы. Например: «Сегодня среда?», «Ты мальчик?», «Завтра Новый год?»

Основная часть

Конструирование различных видов транспорта
Цель: развитие у детей способности к классификации, умения работать в группе.
Детям предлагаются картинки, изображающие транспорт. Нужно определить вид транспорта: водный, железнодорожный, воздушный, автомобильный. Затем дети из спичечных коробков делают грузовик или автобус по своему желанию. На изготовленном транспортном средстве они катают своих человечков. При этом обговариваются правила дорожного движения. Ведущий может предложить детям прокатить человечков по городу, который был изготовлен на предыдущем занятии.

Прощание

Дети прощаются друг с другом и говорят о том, где им пригодятся знания, полученные на занятии.

ЗАНЯТИЕ 9. НА МОРЕ

Разминка

Упражнение «Волны»

Цель: создание положительного настроя.
Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, как выглядит море в разную погоду. Дети изображают волны разной высоты, взявшись за руки. Например: море в спокойную погоду — дети присели, вытянули руки вперед и показывают колебательные движения пальцами. Море во время ветра... Море во время шторма...

Игра «Морские коньки»
Цель: развитие равновесия, создание радостного настроения от подвижных игр.
Дети изображают морских коньков, подгибая одну ногу, вытягивая руки вдоль туловища. Прыгая на одной ноге, надо толкать плечами других участников, чтобы заставить их встать на обе ноги.

Основная часть

Изготовление рыбок по технике оригами
Цель: ознакомление детей с конструированием из бумаги, создание радостного настроения от коллективного труда.
У детей должна быть бумага разных цветов. По образцу они складывают разноцветных рыбок и размещают их на листе ватмана, который окрашен в цвет морской волны. Дети надевают человечков на палец и «везут» их к морю. Каждый рассказывает о своем отдыхе на море, о самых незабываемых моментах и интересных случаях.

Прощание

Дети встают в круг. Каждый участник на память о прошедшем занятии должен подарить всем улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день.

ЗАНЯТИЕ 10. ПРОЩАЛЬНОЕ

Разминка

Упражнение «Тень»

Цель: развитие внимания, обогащение репертуара телесных ощущений.
Дети стоят парами, лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Один показывает движения, а другой их повторяет. Через некоторое время партнеры меняются ролями.

Упражнение «Хлопушки»

Цель: развитие умения передавать ритмический рисунок, создание веселого настроения.
Ведущий хлопает в ладоши, остальные повторяют заданный им ритмический рисунок по кругу. Затем рисунок усложняется, и ритм ускоряется.

Основная часть

Чаепитие
Цель: закрепление умений быстро и с учетом интересов всех участников распределять обязанности, создание радостного настроения от совместного труда.
Детям объясняются этапы работы, и они выбирают дело для себя. Затем надевают фартуки и моют руки.

Этапы работы:

1. Размельчить печенье.
2. Перемешать размягченное масло и какао.
3. Вымыть изюм.
4. Размельчить орехи.
5. Перемешать все компоненты и скатать колбаски по числу участников.

Задание пятого этапа должен выполнять кто-либо из взрослых.
Дети моют руки. За чаепитием рассказывают, интересно ли им было путешествовать с веселыми человечками, какие чувства у них возникают в день расставания с ними.

Расслабление

Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, слушают свое дыхание и дыхание соседа, ощущают прикосновение его руки. Формируется позитивное отношение к себе (я — хороший ) и к другим (они — хорошие).

Публикация статьи произведена при поддержке компании Rainbow. Если Вы хотите по выгодной цене купить пылесос Rainbow в Москве, то больше не надо терять время на утомительный поиск достойного предложения и тратиться на услуги посредников, а посетите официальный сайт компании Rainbow, располагающийся по адресу http://rainbow-moscow.ru. На сайте представлено подробное описание предлагаемой техники и аксессуаров, инструкции и советы по эксплуатации, а так же Вы сможете задать онлайн вопрос квалифицированному специалисту и заказать демонстрацию оборудования.