Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Нора Ньюкомб
СПб.: Питер, 2002

Книга с таким названием заинтересует прежде всего тех, кто намерен пополнить свои знания по вопросам личностного развития детей. Однако название книги, как это, к сожалению, бывает с переводными изданиями, не совсем точно соответствует оригинальному. Действительно, как следует из предисловия, первые семь изданий носили именно такое название, а последнее значительно переработано и охватывает более широкий круг явлений детского развития.
Книга написана американским автором, специалистом в области психологии развития. Она содержит в себе огромное число сведений о развитии человека. Это издание, по мнению научного редактора М.В. Осориной, может рассматриваться как итог достижений в области психологии развития ребенка в ХХ веке.
Другое дело, что понимают американские специалисты под психологией развития. Развитие определяется ими как регулярные и относительно стойкие изменения в физических структурах и нервной системе, мыслительных процессах и поведении. Выделяются три цели изучения развития: выявление универсальных изменений, объяснение причин индивидуальных различий между детьми и выяснение влияния ситуации на поведение детей.
Из данного пояснения видно, что в книге обсуждаются вопросы, касающиеся закономерностей физического и психического развития детей, нормы и патологии, особенностей поведения в разном возрасте. В известном смысле эта работа сродни нашим педологическим изданиям середины 30-х годов, когда под одной обложкой помещалась всевозможная информация о ребенке.
Книга состоит из 8 частей, которые условно можно объединить в 4 раздела.
Первый раздел «Введение» содержит общие сведения о детском развитии, влиянии средовых и биологических факторов на поведение, о методах исследования и т.п.
Во втором разделе рассказывается о пренатальном периоде жизни ребенка (от зачатия до рождения), специальное внимание уделено описанию беременности и родам и их влиянию на дальнейшее развитие ребенка.
Третий раздел знакомит читателей с периодом младенчества (здесь приводится много новой и достаточно любопытной информации о когнитивном, эмоциональном и социальном развитии ребенка этого возраста), переходным к детству (второй и третий годы жизни), а также с детством и подростковым возрастом.
Последний раздел содержит сведения, касающиеся нарушений психического развития — от пограничных до аутизма и шизофрении.
Книга хорошо структурирована. Части делятся на главы, каждая из которых начинается с вставок — своеобразных жизненных иллюстраций к явлениям, описываемым в основном тексте, заканчивается резюме, вопросами и, что отличает книгу от множества других, критическим анализом главы. Это делает данное издание удобным учебным пособием, с которым, однако, будет небезынтересно познакомиться и опытным психологам.
Не совсем, правда, понятно, для кого предназначен список англоязычной литературы, занявший более 60 страниц. Если только для американских специалистов... но вряд ли они обратятся к русскому изданию.

Марина СТЕПАНОВА