Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2003


ТЕЗАУРУС

НЕНАВЯЗЧИВАЯ ПОМОЩЬ

Фасилитация (в самом широком толковании — «облегчение», помощь группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности) — слово не русское. Пока оно прижилось только в субкультуре психологов-консультантов и тренеров, организующих тренинговые процессы в различных сферах обучения персонала.
Еще один похожий по значению термин, постепенно занимающий место в отечественной практике обучения и управления, — это «менеджмент». Применительно к практике обучения детей получается «педагогический менеджмент», то есть управление самостоятельной учебной деятельностью учащихся. Нечто близкое к фасилитации.
Навыки фасилитации и педагогического менеджмента постепенно становятся объективной составляющей работы педагога и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Вырабатываются такие навыки трудно. Не потому, что очень сложны, требуют недюжинного интеллекта и длительной тренировки. Они предполагают формирование у педагогов новых установок, новых представлений о своей роли и миссии в процессе обучения ученика. Эта роль должна трактоваться не как прямая «перекачка» знаний, имеющихся у педагога, в головы его учеников, а как создание условий для усвоения этих знаний путем исследования, применения, порождения или проживания знаний учащимися в процессе их самостоятельной учебной деятельности. Вот такой переворот в профессиональной картине мира.
Освоить и применить навыки фисилитации в работе с учащимися большинству сегодняшних педагогов (и, кстати, не только отечественных) очень непросто. А в работе с родителями — чуть легче, потому что естественнее (родители — взрослые люди) и безопаснее (нет четких программных требований к содержанию работы с ними). Следующим шагом может быть постепенное распространение подобных навыков и стоящих за ними ценностных установок на работу с детьми и подростками.
Итак, фасилитатор облегчает процесс обсуждения в группе и контролирует ход той или иной встречи. Вместе с группой он устанавливает ряд правил и процедур, выполнение которых затем контролирует ради продвижения группы от этапа постановки проблем к этапу их решения. Благодаря наличию фасилитатора группа может работать в более комфортных условиях: он позволяет ей оставаться в рамках поставленных целей, помогает услышать каждого, сохранить объективность и тактичность в обсуждении, не застрять на мелочах и деталях.
В целом, фасилитатор помогает группе начать работать единой командой с учетом поставленной цели, точки зрения и степени активности каждого участника.
Позиция фасилитатора в групповом процессе отличается от классической позиции тренера-ведущего. Вот так характеризуют отличия К. Торн и Д. Маккей в своей книге «Тренинг. Настольная книга тренера»: «При проведении тренинга, занимая место тренера перед группой, вы автоматически становитесь центром внимания. Как фасилитатор встречи, вы зачастую умышленно воздерживаетесь от активного участия, но постоянно помогаете участникам в процессе».
Среди навыков фасилитации можно выделить следующие.

Задавать открытые вопросы.

Открытые вопросы — это те, на которые нельзя дать ответ «да» или «нет». Как правило, на них вообще трудно ответить одним-двумя словами. Такой вопрос предполагает высказывание, а значит — самораскрытие участника. Открытые вопросы обычно начинаются со слов: как, когда, почему, что и кто.

Позитивно реагировать на любой сигнал, идущий от группы, от ее участников.

Какой бы вопрос, какая бы реакция ни возникли на ту или иную ситуацию в группе, ведущий должен принимать их уважительно. Причем не просто тактично, а с искренним пониманием того, что любая реакция участников — это часть работы: материал для обсуждения, анализа, коррекции. Наличие той или иной реакции у участника означает его включенность в процесс работы. То есть открывает перспективы для работы. Любая реплика или вопрос должны быть выслушаны ведущим, при необходимости — переформулированы в положительном ключе. После чего ведущий может задать вопросы участнику на понимание или собственными словами развить мысль, им высказанную. Например:

Участник (раздраженно). Я вообще перестал понимать о чем идет речь! По-моему, мы занимаемся ерундой, пора переходить к делу.
Ведущий (в позиции фасилитатора). Таким образом, вас раздражает возникшая ситуация, так как нить разговора, с вашей точки зрения, потеряна, и вообще мы занимаемся не тем, чем должны. При этом вы заинтересованы в том, чтобы обсуждение привело нас к определенному результату. Я попробую сформулировать смысл предыдущих высказываний, и мы вернемся к вопросу о том, связаны ли они с темой сегодняшней встречи.

Поощрять индивидуальные высказывания участников.

Этот тезис имеет как минимум два аспекта.
Во-первых, речь идет о поддержке каждого участника, пожелавшего высказаться. Иначе говоря, он не должен пожалеть, что нашел возможным немного раскрыться перед другими и заявить свою позицию. В ряде случаев ведущий не просто поддерживает уже высказавшегося человека («Замечательно, что благодаря вам эта мысль у нас прозвучала...», «Ваша позиция, несомненно, поможет нам понять...»), но и стимулирует тех участников, которые занимали продолжительное время пассивную позицию.
Во-вторых, ведущий поощряет именно индивидуализированные высказывания, когда участник формулирует мнение как свое собственное, а не как истину в последней инстанции.

Обеспечивать ясность позиций участников в конфликтных и просто запутанных беседах.

Сев в круг, родители далеко не всегда могут сразу взять правильный тон в общении друг с другом, справиться со скованностью и стеснительностью Кому-то просто может не хватать коммуникативных умений. В результате периодически возникает непонимание между участниками и даже противостояние друг другу.
Задача ведущего-фасилитатора — занять в таких ситуациях позицию посредника и (или) переводчика.
В качестве переводчика он, внимательно слушая каждого говорящего, старается переформулировать смысл высказывания на языке, понятном остальным. Для этого он может использовать старую добрую технологию парафраза: «Если я вас правильно понял, вы говорили о...»
В качестве посредника ведущий ведет себя несколько иначе. Он организует разговор конфронтирующих сторон через себя, выступая этаким передаточным звеном — переводчиком. Для этого он часто садится между оппонентами и, лишая их физической возможности смотреть друг на друга, перехватывает реплики и «переводит» их на более доброжелательный язык.

Получать ответы от группы, переадресовывать группе и отдельным участникам обращенные к тренеру вопросы и комментарии, не вмешиваться в групповые процессы, не навязывать собственную точку зрения.

Ведущий старается как можно реже говорить сам, еще реже — высказывать свое мнение или отвечать на содержательные (в отличие от организационных) вопросы. Поэтому большую часть адресуемых ему реплик и суждений он передает для ответа и отреагирования другим членам группы.

Помогать группе делать выводы и принимать решение.

Несмотря на внешнюю пассивность позиции фасилитатора, ведущий должен быть полностью включен в групповой процесс и содержание обсуждаемых проблем. Это позволит ему в нужный момент помочь группе вспомнить все мнения и суждения, обобщить их и подвести к возможным вариантам решения.
Само решение должна принимать только группа! И не стоит пытаться манипулировать. Если участники были действительно включены в обсуждение, они непременно заметят попытки ведущего привести процесс к нужному результату. В этом случае второй раз навыки фасилитатора вам могут уже и не понадобиться: группа больше не пойдет на открытое обсуждение.
Для того чтобы облегчить себе и группе процесс принятия решения, ведущий активно использует записи, схемы, то есть все формы фиксации промежуточных выводов и нерешенных вопросов. Визуализация же процесса обсуждения с помощью записей и плакатов — особое искусство, ему нужно учиться.

Получать обратную связь от участников.

Для участников обсуждения концом работы служит принятие решения, а для ведущего — следующий, заключительный этап встречи: подведение итогов с точки зрения самого процесса обсуждения. Этот этап работы позволяет участникам отреагировать эмоции, возникшие в процессе работы, а ведущему — получить обратную связь о стиле своей работы и его эффективности в данной группе.
Таковы основные принципы фасилитации групповых процессов. Конечно, в большинстве случаев недостаточно просто рассказать о них педагогам. Необходимо проиграть ряд ситуаций, отработать некоторые приемы в безопасной атмосфере профессиональной группы, получить обратную связь от своих коллег. Организовывать обучающую группу целесообразно только для тех педагогов, которые действительно заинтересовались такой работой и увидели перспективы ее применения в собственной практике.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук