Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2003


ИГРОТЕКА

ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ

Окончание.
См. №№ 47, 48, 2002

Упражнение
«Сон нашей группы»

Ведущий. Однако время уже позднее. Нужно отдохнуть перед завтрашней переправой через озеро и встречей с Волшебником. Усталые путешественники располагаются на отдых и засыпают. И всем им снятся сны. Закройте глаза и представьте, о чем вы хотели бы увидеть сон... (Ведущий включает негромкую релаксационную музыку.) Вызовите в своем воображении картинку — образ вашего сна... У вас замечательные сны! Но на берегу волшебного озера происходят удивительные чудеса. Ваши сны парят над вами, переплетаются друг с другом, и возникает новый образ — общий сон нашей группы...
Ведущий кладет на пол в середину круга большой лист ватмана, а вокруг него — фломастеры. Музыка продолжает звучать в течение всего времени упражнения.
Ведущий. Откройте глаза... Сейчас мы изобразим коллективный сон, приснившийся этой волшебной ночью. Во время выполнения задания нельзя разговаривать ни в коем случае! Иначе мы спугнем наши сны, и у нас ничего не получится. Сейчас вы молча встанете, подойдете к листу, возьмете в руки фломастеры и начнете рисовать свой сон. При этом обращайте внимание на то, что изображают ваши товарищи. Ваша задача — создать образ коллективного сна нашей группы. А значит, нужно постараться «встроить» свой образ в систему других образов так, чтобы получилась единая, цельная картина. Еще раз напоминаю, что все надо выполнять только молча. Пожалуйста, приступайте!
По завершении упражнения следует дать возможность «намолчавшимся» участникам поделиться своими чувствами.

5 этап — завершение путешествия

Упражнение
«Плот»

Ведущий. Наступило утро. Дружно взявшись за работу, вы соорудили из стволов деревьев плот и спустили его на воду. Правда, поблизости росли только молодые деревья с тонкими стволами, поэтому плот, хоть и получился достаточно прочным, может опасно накрениться и даже перевернуться, если груз будет размещен неравномерно.
Ведущий с помощью веревки или мела обозначает на полу границы плота (примерно 2 х 3 метра) и предлагает участникам разместиться на нем с учетом некоторой неустойчивости плота. Он напоминает, что опасно становиться на краю плота.
Ведущий. Итак, вы отправились в плавание по озеру. Погода благоприятствовала, озеро было спокойным, и вы надеялись, что путешествие будет нетрудным. Но, когда вы достигли середины озера, невесть откуда появился громадный орел, отчего-то сильно заинтересовавшийся вашим плавсредством. Орел, сделав над вами неторопливый круг, опустился на краешек вашего плота, разом нарушив неустойчивое равновесие... (Ведущий, находившийся до этого момента за границами плота, перешагивает через веревку и останавливается на краю.) Вам необходимо срочно перегруппироваться, чтобы плот не перевернулся! ...Только вы поменялись местами с учетом веса неожиданного пассажира, как орел снова взлетел и пересел на другой край плота.
Ведущий быстро меняет свое местоположение; повторив эту процедуру еще два-три раза, ведущий сообщает, что орел улетел, и сам покидает плот.
Ведущий. Вот, наконец, и берег. Наше путешествие близится к концу. Вы уже видите избушку, в которой живет Волшебник. Вы очень надеетесь, что уж он-то поможет вам больше никогда не ссориться и не конфликтовать, снимет с вас заклятье злобной ведьмы. Приблизившись к избушке, вы поднимаетесь на крыльцо и стучите в запертую дверь. Дверь открывается сама, и вы входите вовнутрь. Там, сидя за большим деревянным столом, вас ждет Волшебник. Вы рассказываете ему о своей беде.
— Что же вы хотите от меня? — спрашивает Волшебник.
— Только ты можешь расколдовать нас! Сделай же это!
— Нет, — говорит Волшебник. — Вы ошибаетесь. Я не могу расколдовать вас.
— Почему?
Вот уж никак вы не ожидали такого поворота.
— Потому, — говорит Волшебник, — что снять ведьмино заклятие можете только вы сами. Вы уже почти сделали это, пройдя длинный и трудный путь и преодолев множество препятствий. Ведь вы почти не ссорились и поддерживали друг друга. Вы сами расколдуете друг друга. Я могу только немножко помочь вам окончательно избавиться от заклятия. Я подскажу, что вам нужно сделать. Вы должны выполнить три задания.

Упражнение
«В роли друга»

Ведущий. Каждый из вас должен так изобразить одного из своих товарищей, чтобы все остальные узнали его. Делать это нужно без использования слов, только с помощью мимики, жестов, пантомимики. На каждое угадывание дается три попытки.
Участники вытягивают из стопочки заранее приготовленные ведущим карточки, на которых написаны имена всех членов группы. Поскольку распределение ролей происходит случайным образом, то есть шанс, что кому-то достанется карточка с собственным именем. Ведущий поясняет, что в этом нет ничего страшного: себя тоже можно изобразить, сыграть, используя неречевые средства так, чтобы остальные догадались, чья это роль.

Упражнение
«Метафора»

Ведущий. Следующее задание таково. Вам снова предстоит вытащить наугад одну из карточек с именем кого-то из ребят нашей группы. Но теперь нужно придумать какую-то метафору, которая поможет остальным угадать, чья карточка вам досталась. В качестве метафоры могут выступать строчки из песни, яркий образ, может быть какая-то ассоциация, связанная с этим человеком. Например, можно предложить такую метафору: «Когда я думаю об этом человеке, то представляю себе старинный восточный кувшин с золотым орнаментом, в котором обычная вода кажется вкусной и сладкой...» Или: «Зная увлечения этого человека, я сразу вспоминаю лето, речку, раннее утро и поплавок, ныряющий в воду...»

Упражнение
«Подарки друзьям»

Ведущий. Вот и последнее задание. В третий раз вам придется вытягивать карточку с чьим-то именем. Но теперь уже не нужно будет угадывать человека. И если вам попалась карточка с собственным именем, можно открыто поменяться с кем-то. Я хочу предложить вам сделать друг другу подарки. Представьте, что вы — волшебники, способные выполнить любое желание человека. Посмотрите на своего партнера, догадайтесь, о чем он мечтает. Какой подарок он хотел бы получить? Если вы догадаетесь правильно и он будет рад тому подарку, который вы хотите ему сделать, то заклятие окончательно спадет.

6 этап — обсуждение игры

При подведении итогов и рефлексии игры полезно обсудить следующие вопросы:
Какие моменты игры понравились больше всего? Почему?
Какое из заданий оказалось самым трудным?
Почувствовали ли вы поддержку и помощь своих товарищей во время игры?
Узнали ли вы что-то новое об участниках группы?
Удавалось ли во время игры избежать проявления грубости, агрессии, конфликтов?
Возможно ли в жизни обходиться без ссор и оскорблений?
Что нужно делать, чтобы «ведьмино заклятие» не могло реализоваться?

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

ЛИТЕРАТУРА

Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. М.: Ось-89, 2002.

Публикация статьи произведена при поддержке компании Yota-system. 4G LTE на текущий момент самый современный и высокоскоростной стандарт мобильного интернета. Yota-system единственный партнер Yota, официально предлагающий услуги по усилению сигнала Yota. Высококачественные yota антенны, предлагаемые и устанавливаемые компанией, помогут вам раскрыть весь потенциал безлимитной беспроводной связи. Антенны различной мощности позволяют как повысить скорость и устойчивость соединения, усилить сигнал Yota в высотной городской застройке, так и добиться качественного сигнала вне зоны покрытия.