Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2003


ИГРОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рассматривая описания традиционных пальчиковых игр разных народов, можно отметить, что они в основном разделяются на два блока:
— игры материнского фольклора — пестушки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста и направленные в основном на развитие речи;
— игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для детей 5—7 лет.

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ

Игры второго блока наименее изучены в настоящее время. Однако практически в любой культуре возраст 5—7 лет — это время начала серьезной учебы, в первую очередь обучения письму. Игры этого периода, с одной стороны, отражают проблемы новой жизненной ситуации, с другой — помогают ребенку естественно адаптироваться к ней.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
— универсальность — можно играть в любом месте в любое время;
— кратковременность — обычно не более 2—5 минут;
— активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
— невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;
— наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Основанная на подобных играх программа «Пальчиковый игротренинг» получила поддержку Института «Открытое Общество» (Фонда Сороса). Она успешно используется в работе с детьми как обычных, так и коррекционных классов.
Коррекция эмоционального состояния, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности — область действия программы. Специфика традиционных игр (иногда чрезвычайно похожих у географически разделенных этносов) состоит в том, что в них используются изолированные, разнотипные движения каждого из пяти пальцев. Помимо сжимания и растяжения пальцев немало времени уделяется их расслаблению. Это способствует разностороннему, гармоническому развитию двигательной функции руки. Это выгодно отличает традиционные игры от множества появившихся в последнее время авторских пальчиковых игр, достаточно узко специализированных, имеющих одну цель: подготовку руки к письму.
В авторских играх в основном используется сгибание-разгибание пальцев, причем чаще всего действуют первые три пальца (социальная зона руки), и так активные в быту и общении. Безымянный палец и мизинец часто пассивны.

«ТЕЛЕСНЫЕ» ПРОПИСИ

Ранее были распространены две детские «телесные» игры с буквами.
Первая — один ребенок рисует пальцем букву, а затем и слово на спине или заведенной за спину ладони другого. Другой же угадывает, что это за слово.
Вторая — один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею пишет в воздухе буквы загаданного слова. «Жмурка» должен узнать слово.
«Телесные» прописи опираются именно на эти две игры и могут быть использованы при знакомстве детей с новой буквой.
Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы следующими способами:
выпрямленной, как шлагбаум, рукой;
рукой от локтя (кисть неподвижна);
кистью;
двумя руками вместе;
языком;
левым мизинцем;
правым плечом;
коленкой и т.д.
Дети обычно и сами предлагают какие-нибудь способы, довольно разнообразные. Десяти-пятнадцати минут обычно бывает достаточно, для того чтобы дети, каждый в своем темпе, стали выписывать абрис буквы достаточно плавно и четко.
После этого игра продолжается с закрытыми глазами. Движения детей после нескольких повторений обычно становятся точными и уверенными. Теперь можно подвести ребенка, не открывающего глаз, к доске, дать ему в руку мелок — и на доске плавно и быстро появляется нужная буква, что воспринимается самим ребенком как маленькое волшебство.
Когда все дети-участники попробуют себя в роли волшебника, игра заканчивается. Только после двух-трехкратного повторения игры дети могут приступить к написанию буквы в альбоме или тетради... Гораздо лучше, если игры будут проводиться заранее, до начала собственно периода письма, в выпускной группе детского сада.

С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Педагоги часто недооценивают возможности мышечного чувства ребенка, кинестетического контроля. Большое внимание уделяется зрительной коррекции, сопоставлению выполнения каждого этапа буквы с эталонным. Выскажем предположение, что многократное повторение, выписывание элементов буквы по образцу может расчленять образ буквы в сознании ребенка и этим даже тормозить формирования навыка письма.
В случае же «телесных» прописей зрительный контроль минимален, на первый план выходит память тела. Повторяя конфигурацию буквы разными частями тела, переходя от крупных движений к тонким, от письма прямо перед собой (рукой, носом) к письму «боком» и даже «спиной» (плечом, ухом, затылком), проживая букву телом, ребенок впечатывает в память ее моторный образ.
Трудно уйти от привычного стереотипа: нужно рисовать и писать прямо перед собой, соответственно проекции средней линии тела. Если же абрис буквы сохраняется и при уходе от телесной симметрии, тренировку можно считать законченной. Показательно, что буква, первый раз написанная на доске с закрытыми глазами, будет несомненно четче той же буквы, написанной первый раз с открытыми глазами.
От движения к мышлению — это естественный путь для развивающей и коррекционной работы, так как в онтогенезе развитие психомоторики опережает формирование мышления, являясь базисом для его становления.
Механограмма движений при письме показывает, что в начальном периоде обучения письму движения обязательно перемежаются паузами, необходимыми для осознания следующего элемента буквы (что и как делать дальше), причем во время пауз рука ребенка не отдыхает, а находится в состоянии статического напряжения. При увеличении скорости письма сокращается не время самих движений, а время необходимых пауз, в результате чего почерк резко ухудшается. Предварительное формирование двигательного образа буквы позволяет предотвратить нарушения почерка.
Следует также отметить, что подобные двигательно-телесные игры с буквами помогают ребенку в формировании представлений о собственном теле. А это, в свою очередь, является базисом самоидентификации ребенка, понимания и принятия им самого себя.

Мария РУЗИНА,
психолог-консультант

17—19 января 2003 г.

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ

Игротренинг: путь социализации, развития, коррекции
Ведущая — Мария Станиславовна Рузина,
лауреат Международного фонда Дж. Сороса, психолог-консультант

Семинар адресован не только специалистам, работающим с детьми, — практическим психологам, педагогам и логопедам детских садов, учителям начальной школы, но также и заинтересованным родителям.

В программе:

  • традиционные игры и игры современной детской субкультуры;
  • дети разных возрастных групп: взаимодействие в игре;
  • этнографические игры-близнецы и их значение; язык жестов и игры североамериканских индейцев, их отражение в детском общении;
  • особый смысл телесно-ориентированных и пальчиковых игр;
  • роль взрослого в игре ребенка;
  • как помочь становлению почерка? — игрой;
  • проблема леворукости: игры для адаптации маленького левши в мире правшей;
  • игры, помогающие детям с некоторыми типами церебральных нарушений;
  • «тайные» игры и «тайные» языки;
  • познание мира в игре.

Число участников ограничено. На семинаре предусмотрена работа в малых группах.
Институт практической психологии «Иматон»
Тел.: (812) 320-7154, e-mail: ippi@imaton.ru