Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


НОВОСТИ

С ЛЮБОВЬЮ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Я работаю в Детском оздоровительно-образовательном центре в должности педагога-психолога и педагога дополнительного образования. У меня базовое педагогическое образование (сначала худграф, затем литфак), а в возрасте 33 лет я стала учиться на психолога и вот уже седьмой год работаю по специальности «педагог-психолог».
Мне нравится, что старшеклассники на занятиях спрашивают меня о профессии психолога, мечтают о ней.
Но бывает горько и обидно, когда психотерапевтическими метафорами, высказываниями великих философов прикрывают бездействие и неорганизованность. Например, в районной больнице, где кабинет врача который день уже на замке и больные не могут получить рецепты даже на инсулин, висит стенд со множеством изречений, смысл которых сводится к следующему: «Если у тебя проблемы — причина в тебе самом». Альфред Адлер тоже говорил: «Лечение заключается в нас самих».
Чтобы эти советы не выглядели насмешкой над горем человеческим, над его беспомощным гневом, важны, на мой взгляд, две вещи: уверенность в том, что это уместно; осутствие более конструктивных решений.
Еще одна зарисовка с натуры: отец, обеспокоенный непослушанием дочери-подростка, делится своими тревогами со случайной попутчицей, как оказывается — психологом по образованию. Девушка-психолог уверяет этого отца, что причина непослушания дочери исходит от непорядочности матери... С легкостью необычайной находятся виновники и жертвы, от лица науки делаются такие скоропалительные выводы.
Есть житейская психология, подкрепленная примерами из жизни наших знакомых, нас самих. Есть научная психология, дающая пищу уму, раздвигающая рамки житейских представлений. Для чего? Для решения тех же самых житейских вопросов. Есть правило игры: не признаваться в своей некомпетентности и во что бы то ни стало держать марку, казаться таким, каким тебя ожидают видеть, — всезнающим пророком, предсказателем, волшебником.
А если я «не волшебник, а только учусь»? Тон всезнайства задают и популярные телепрограммы: «А теперь, уважаемые телезрители, нам все разъяснит психолог...» А что, если мы ухватились за соломинку и слишком рассчитываем на психологов, которые, между прочим, и между собой иногда не могут договориться?
Еще одна зарисовка. В город привезли экспонаты из Петербургской кунсткамеры «Ужасы нашего времени». Мы решили: нашим школьникам, не думающим о последствиях вредных привычек, нужна шоковая терапия. Пусть идут организованно всем классом на эту выставку и убедятся, что с ними будет от алкоголя и табака.
Сейчас нас, психологов, педагогов и родителей, больше всего волнует девичье курение. По опросам, среди старшеклассников примерно 70% юношей и только 30% девушек осуждают курение.
И действительно, девушки, которые пошли со мной, правда, не в кунсткамеру, а на занятия в Дом ребенка, были шокированы, увидев такое... Одна из моих учениц написала статью, которую долго не решалась печатать местная газета. «Их биологические родители в наркотическом бреду меньше всего думают о тех, кого производят на свет», — писала девушка, которая впоследствии выбрала для себя профессию медицинской сестры. Видимо, желание облегчать боль и страдания людям послужили основой для выбора профессии.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта https://soznavanie.wordpress.com/. Психолог в Москве - помощь в таких ситуациях, как трудности в отношениях, депрессия, тревога, страхи, вина, стыд, трудности самоопределения, апатия, неудовлетворенность жизнью и другие. Индивидуальный подход к каждому пациенту, доступные цены, удобное расположение. Подробную информацию о психологе, предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете узнать на сайте, который располагается по адресу: soznavanie.wordpress.com.

Наши старшеклассники посетили Общество инвалидов. Молодые люди должны знать, что наше общество состоит не только из трудоспособных людей. Там нам показали фотографии картин, написанных в разной технике: углем, сангиной, цветными мелками, гуашью. Портреты, пейзажи, натюрморты. Все дышит любовью и доверием к людям, наивной детскостью, бесхитростностью. Автор картин — девушка из нашего города, Аля Зиновьева, больна детским церебральным параличом. Руки художницы не действуют. Карандаш приходится привязывать к ступне ноги... Жизненная стойкость, оптимизм — то, чего так не хватает людям здоровым, присутствуют в характере хрупкой девушки.
Как слово наше отзовется? На мой взгляд, тот факт, что ученик идет по стопам учителя, не всегда является подтверждением высокого профессионализма учителя. И все же, согласитесь, волна теплой благодарности охватывает все ваше существо, когда среди студентов-психологов вы видите своих бывших выпускников!

Елена КАШКИНА,
г. Владимир