Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003
ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ
РАССТРОЙСТВАМИ

Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко
СПб.: Речь, 2002

Авторы книги приводят неутешительные данные, согласно которым психосоматические нарушения встречаются у большого числа детей и по некоторым сведениям составляют чуть ли не 68% от всех соматических заболеваний. Поэтому логично предположить, что сведения о психосоматических расстройствах будут полезны всем тем, кто имеет дело с детьми по роду профессиональной деятельности, а значит — педагогам и психологам.
Однако именно это издание вряд ли принесет ощутимую пользу школьным психологам, по крайней мере, по двум причинам.
Во-первых, одна часть книги по своему содержанию является чисто медицинской. Здесь приводятся сведения о психосоматических расстройствах пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной систем и т.д., а также о медикаментозных методах лечения таких расстройств.
Во-вторых, другая часть книги, целиком посвященная психотерапии психосоматических расстройств, рассчитана преимущественно не на психологов, а на психотерапевтов. Школьные психологи решают иные профессиональные задачи, нежели психотерапевты, и привлечение школьных психологов к психотерапевтической работе с детьми может привести к нежелательным и неожиданным последствиям.
Авторами книги развивается так называемый онтогенетически ориентированный психотерапевтический подход, являющийся по своей сущности интегративным. Принципиальной идеей данного подхода является гармонизация личностной структуры ребенка, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем за счет сочетания двух разнонаправленных процессов: с одной стороны, оживления онтогенетически ранних форм психической жизни и их включения в качестве ранее не используемых резервов и, с другой стороны, одновременной стимуляции более зрелых уровней, находящихся в зоне ближайшего развития.
В соответствии с данной концепцией разработана практическая методика семейно-групповой лечебно-коррекционной работы, интегрирующей приемы гештальт-терапии, бихевиорального подхода, психогимнастики, психодрамы, трансактного анализа, НЛП и др. Эта методика представляет собой девятидневный цикл эмоционально-стрессового воздействия на группу больных детей и их родителей с целью ликвидации у детей нервно-психических отклонений.
В книге отмечается, что многолетнее использование методики, в том числе и при работе с детьми со школьной и социальной дезадаптацией, сиротами, инвалидами, детьми группы риска, показало ее эффективность. Методика подробно описана (на 125 страницах), но знакомство с ней убедительно показывает необходимость специальной подготовки для проведения соответствующих занятий.
В книге поднимаются очень важные для практического психолога проблемы профилактики психосоматических расстройств, но, к сожалению, преимущественно по отношению к маленьким детям.
Таким образом, книга приглашает к серьезному разговору на серьезную тему хорошо подготовленных специалистов в области медицины и психотерапии.

Марина СТЕПАНОВА