Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


ИГРОТЕКА

«ДВА ПИЛОТА ВЕРТОЛЕТА
ПРИГОТОВИЛИСЬ К ПОЛЕТУ...»

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Такие игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем понемногу роль ребенка становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова и движения — все ему подвластно... Разве что иногда приходится что-нибудь ему напомнить.
Игры, построенные по образцу традиционных потешек и описанные здесь, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике специалиста — педагога, психолога, логопеда, работающего с маленькими детьми. Двухгодовалого малыша (а можно и полуторагодовалого) лучше всего посадить к себе на колени. Пусть руки взрослого и ребенка играют вместе, взрослый ведет движения малыша. Немного позже ребенок уже сидит рядом, играет относительно самостоятельно, вначале копируя движения взрослого, а еще позже — следуя за его словами.

Мария РУЗИНА,
психолог-консультант

ПЕРЧАТКИ

Слова потешки Движения пальцев
Скоро будут холода.
Что же делать нам тогда?
Вот одной руке другая
Одеваться помогает.
Поднести руки ко рту, подышать на ладони.
Надевай пальто, большой.
То-то стало хорошо!
Подушечками трех первых пальцев правой руки прогладить большой палец от кончика до основания.
Братья следом, раз-два-три,
Приоделись, посмотри.
Так же прогладить по очереди указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.
Зазевался лишь малыш.
Одевайся, что стоишь.
Дважды прогладить мизинчик.
Повторить те же действия с другой рукой.
Все теперь в порядке:
На руках перчатки.
Поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами.

ЗИМНЯЯ РАЗОГРЕВАЛОЧКА

Если замерзают руки
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.
Сначала ладошки
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошке.
Растирать ладони все быстрее и быстрее.
Я горю, как от огня.
Вот, потрогайте меня.
Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их.

ВЕРТОЛЕТЫ

Два пилота вертолета
Приготовились к полету.
- Я готов!
- И я готов!
Отойдите от винтов.
Поставить кулачки на стол, большие пальцы поднять вверх.
Пошевелить большим пальцем левой руки, затем — правой.
Мы взлетаем выше, выше,
Там, внизу деревья, крыши,
И дороги, и поля —
Вся огромная земля.
И туда, куда хотим,
Мы летим, летим, летим!
Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх.
Крутить пальцами все быстрее и быстрее. По желанию ребенка можно побегать по комнате.
Мы заходим на посадку.
Рейс окончен. Все в порядке.
Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки. Вновь поставить кулачки на стол.