«ДВА ПИЛОТА ВЕРТОЛЕТА
ПРИГОТОВИЛИСЬ К ПОЛЕТУ...»
Пальчиковые игры для дошкольников
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы
детям с самого раннего возраста. Они становятся и
мощным стимулом для развития речи, и одним из
вариантов радостного, теплого телесного
контакта с мамой, так необходимого малышу для его
эмоционального развития.
Такие игры могут расти вместе с малышом.
Начинается все с потешек, во время которых
ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой,
сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем
понемногу роль ребенка становится активной: мама
лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка
двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок
становится вершителем игры, и слова и движения —
все ему подвластно... Разве что иногда приходится
что-нибудь ему напомнить.
Игры, построенные по образцу традиционных
потешек и описанные здесь, адресованы в первую
очередь маме и малышу, однако могут быть
использованы и в практике специалиста —
педагога, психолога, логопеда, работающего с
маленькими детьми. Двухгодовалого малыша (а
можно и полуторагодовалого) лучше всего посадить
к себе на колени. Пусть руки взрослого и ребенка
играют вместе, взрослый ведет движения малыша.
Немного позже ребенок уже сидит рядом, играет
относительно самостоятельно, вначале копируя
движения взрослого, а еще позже — следуя за его
словами.
Мария РУЗИНА,
психолог-консультант
ПЕРЧАТКИ
Слова потешки |
Движения пальцев |
Скоро будут
холода.
Что же делать нам тогда?
Вот одной руке другая
Одеваться помогает. |
Поднести
руки ко рту, подышать на ладони. |
Надевай
пальто, большой.
То-то стало хорошо! |
Подушечками
трех первых пальцев правой руки прогладить
большой палец от кончика до основания. |
Братья следом,
раз-два-три,
Приоделись, посмотри. |
Так
же прогладить по очереди указательный, средний и
безымянный пальцы левой руки. |
Зазевался
лишь малыш.
Одевайся, что стоишь. |
Дважды
прогладить мизинчик. |
Повторить те же действия с другой рукой. |
Все теперь в
порядке:
На руках перчатки. |
Поднять
руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить
пальцами. |
ЗИМНЯЯ РАЗОГРЕВАЛОЧКА
Если замерзают
руки
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть. |
Медленно-медленно
растирать одну ладонь о другую. |
Сначала ладошки
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошке. |
Растирать
ладони все быстрее и быстрее. |
Я горю, как от
огня.
Вот, потрогайте меня. |
Протянуть
вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем
потрогать их. |
ВЕРТОЛЕТЫ
Два пилота
вертолета
Приготовились к полету.
- Я готов!
- И я готов!
Отойдите от винтов. |
Поставить
кулачки на стол, большие пальцы поднять вверх.
Пошевелить большим пальцем левой руки, затем —
правой. |
Мы взлетаем
выше, выше,
Там, внизу деревья, крыши,
И дороги, и поля —
Вся огромная земля.
И туда, куда хотим,
Мы летим, летим, летим! |
Описывая круги
большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки
вверх.
Крутить пальцами все быстрее и быстрее. По
желанию ребенка можно побегать по комнате. |
Мы заходим на
посадку.
Рейс окончен. Все в порядке. |
Замедляя
движения пальцев, понемногу опускать руки. Вновь
поставить кулачки на стол. |
|