Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2003


ИСТОРИЯ ВОПРОСА

НА РАСПУТЬЕ

Найти свою дорогу, узнать свое место —
в этом все для человека,
это для него значит сделаться самим собой.

В.Г. Белинский

Выбор пути — вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно. Еще лет полтораста назад профессиональный выбор почти однозначно определялся для человека его социальным происхождением, классовой принадлежностью. Дворянский отпрыск, даже обладавший незаурядными музыкальными способностями, и помыслить не мог о карьере музыканта, так как статус музыканта был приравнен к статусу прислуги. Рефлексирующий граф мог эпатировать современников, идя за плугом, но делал это ради демонстрации своей жизненной философии, а не ради куска хлеба. А вот крестьянскому сыну за плуг приходилось вставать волей-неволей, ибо на иное поприще общество допускало его крайне неохотно. За редким исключением человек наследовал социальный статус и ремесло своих предков, не смея даже вообразить иной выбор.
Отголоски этой традиции существуют и поныне: многие родители видят детей продолжателями своего дела и настороженно относятся к самой возможности иного выбора. Однако выбор существует, и молодой человек, не скованный сословными ограничениями, оказывается в своем самоопределении перед широким веером возможностей.
Такая ситуация начала складываться в конце XIX века, когда в развитых промышленных странах усилилась производственная специализация и в то же время понемногу стала исчезать сословная замкнутость. В частности, в России это проявилось в бурной активности разночинцев, «кухаркиных детей», стремившихся реализовать свои способности за пределами унаследованной социальной роли.
Современная трактовка профессиональной ориентации включает четыре ее основных аспекта.
Профессиональная информация снабжает человека сведениями о хозяйственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональных учебных заведениях.
В процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения.
Выделяются также профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности, и профессиональная адаптация — приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности.
В нашей стране первые практические шаги в области профориентации были связаны с информированием юношества о возможностях получения той или иной трудовой специальности. Эта практика, в наши дни обыденная и тривиальная, для своего времени была новаторской.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫБОРА

С 80-х годов XIX века в России стали систематически выпускаться различные справочники, адрес-календари, студенческие альманахи, указывавшие место расположения учебных заведений, правила приема, программы, профиль специальностей.
В 1905 году впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование. Но помимо самых общих сведений, ориентирующих в сложившейся системе профессиональных учебных заведений, важно было дать молодежи представление и о самих профессиях, которые можно в этих заведениях приобрести, о содержании профессионального труда.
В соответствии с сознаваемой общественной потребностью этого рода для подростков выпускались популярные издания, такие, как книга К.К. Вебера «Рассказы о фабриках и заводах», выдержавшая с 1871 по 1912 год девять изданий.
Вопросам ориентации молодежи в мире наук и областей их практического применения, а также знакомству с соответствующими факультетами университетов и институтов были посвящены книги Н.И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (1897), Л.И. Петражицкого «Университет и наука» (1907).
В разнообразных источниках в популярной и занимательной форме описывались существенные для выбора профессии данные, требуемые знания и умения, трудности профессии и ее привлекательные стороны, пути освоения профессии.
Так, в сборнике «На распутье» (1917), который открывался статьей профессора Н.А. Рыбникова «Психология и выбор профессии», было опубликовано двадцать два таких описания профессий, относящихся к числу «интеллигентных» и требующих высшего образования. Были приведены описания таких профессий, как актер, музыкант, художник, архитектор, работник дошкольного воспитания, народная учительница, учитель средней школы, работник внешкольного образования, ученый, журналист, священник, кооператор, статистик, фабричный инспектор, чиновник, коммерсант, медик, агроном, ветеринарный врач, коммерческий служащий, железнодорожный служащий, инженер, почтово-телеграфный чиновник, моряк. Описания профессий составлены представителями указанных видов труда под редакцией Н.А. Рыбникова. В данном издании в доступной форме были обобщены результаты изысканий, проводившихся М.А. Рыбниковой и Н.А. Рыбниковым в педагогическом музее при Московском учительском доме в 1912–1917 годах.

ПЕРВЫЕ ТЕСТЫ

Первое собственно профориентационное учреждение — служба по «приисканию» работы — появилось в России в 1897 году. В то же время за рубежом — в Великобритании, Германии, США и других странах — при биржах труда, промышленных предприятиях стали создаваться бюро по профессиональному отбору рабочих, самостоятельные службы профессиональной ориентации молодежи, развивалась практика разовых консультационных услуг.
Первые психологические изыскания, связанные с профессиональным самоопределением, осуществлялись как частный аспект разработки проблемы способностей и одаренности.
Родоначальник современной психодиагностики Фрэнсис Гальтон предложил специальные измерительные процедуры, названные впоследствии тестами, для выявления широкого спектра способностей. Гальтон был убежден, что человеческие способности являются преимущественно, если не всецело, врожденными, так что детям музыканта на роду написано музицировать, а детям плотника — стучать молотком.
С помощью своих тестов Гальтон намеревался это доказать. В специально организованной им лаборатории были обследованы сотни людей разных профессий и разного социального положения. Полученные результаты не дали, однако, убедительного подтверждения теории Гальтона. В частности, выяснилось, что иной пролетарий может своими способностями превосходить представителей привилегированного сословия. Возможно, он мог бы стать хорошим врачом или юристом, но классовый барьер не позволил ему свои способности реализовать.
Дальнейшие исследования в профориентационной практике были направлены на то, чтобы усовершенствовать психодиагностические процедуры и с их помощью ориентировать человека на самый подходящий для него вид деятельности.

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Параллельно осуществлялись первые шаги в области консультативной практики. Некоторые источники пионером этого движения называют Дж. Дэвиса, который еще в 1898 году начал консультировать учащихся средних школ Детройта по вопросам выбора профессии. Чаще приоритет отдается Ф. Парсонсу, который в 1908 году основал в Бостоне Бюро руководства выбором профессии. Через год после открытия Бюро установило непосредственную связь со школами Бостона, пытаясь объединить консультационный и информационный аспекты профориентации.
Бурное развитие промышленности в конце XIX — начале XX века стимулировало рост прикладных исследований в психологии и становление особой научно-практической отрасли — психотехники, пионерами которой выступили Х. Мюнстерберг в США и В. Штерн в Германии (последнему и принадлежит сам термин «психотехника»).
Проблемам профессиональной ориентации, в частности — профотбора, в психотехнике уделялось особое внимание. Так, Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить эффективность труда — подбирать работникам должности, которые соответствуют их характеру и умственным способностям. Инструментом такого подбора должны были выступить психологические тесты, в первую очередь тесты интеллекта.

НЕДОЛГИЙ РАСЦВЕТ

В нашей стране после 1917 года интерес к проблемам профессионального выбора значительно усилился. По западному образцу была создана отечественная психотехника, включавшая и профориентацию. В 1921 году по указанию В.И. Ленина был основан Центральный институт труда (ЦИТ), в котором была создана особая лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Над различными аспектами проблемы профориентации работали ведущие советские психотехники — А.Т. Болтунов, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн. Выбор профессии не обошли вниманием психологи и педагоги — например, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий.
В 20-е годы психотехнические учреждения в СССР росли как на дрожжах. В апреле 1927 года по инициативе В.М. Бехтерева при Институте мозга было открыто первое в СССР Бюро профконсультации, которое за несколько лет своего существования осуществило обследование свыше 7 миллионов человек.
В школах практическими вопросами профориентации занимались преимущественно педологи. Их основным инструментом выступали всевозможные психометрические методики — тесты, результаты использования которых (справедливости ради надо заметить — использования не всегда корректного) навлекли на педологию и психотехнику гнев властей.
Четко обозначившаяся в педологических и психотехнических исследованиях проблема индивидуальных различий вошла в противоречие с крепнувшей идеологией социальной уравниловки. В итоге все психотехнические и педологические работы были в середине 30-х годов директивно свернуты, многие крупнейшие деятели этих направлений репрессированы. В области профессиональной ориентации наступило четвертьвековое затишье, если не сказать — застой.

ЗАВИСИТ ОТ ЛИЧНОСТИ

За рубежом, напротив, профориентационная работа развивалась, оформлялись ее новые направления — особенно в связи с накоплением данных о характеристиках профессий и формированием различных психодиагностических концепций (Х. Гарднер, Р. Кэттелл, Р. Амтхауэр). В ряде психологических исследований (П. Лазарсфельд, Ш. Бюлер, Э. Гинзберг, С. Аксельрод, Дж. Херма) было показано, что на выбор человеком сферы труда влияют различные субъективные факторы и что решение о профессиональном будущем непосредственно зависит от общего развития личности.
Зарубежными исследователями были выделены три периода, характеризующиеся различными основаниями для выбора профессии: фантазии (4–10 лет), активных проб (11–17 лет), реалистического выбора (18 лет –24 года). Профессиональная ориентация все чаще стала рассматриваться как сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные — с психологическими (С. Фукуяма). Начала складываться новая концепция профориентации — воспитательная (А. Валлон, Р. Заззо,
А. Леон).
В нашей стране лишь в конце 50-х годов на волне новых общественных веяний это научно-практическое направление начало постепенно возрождаться. В 60-е годы под руководством А.Н. Волковского была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. Проблематика формирования профессиональных интересов учащихся стала разрабатываться в НИИ производственного обучения АПН (руководитель А.Е. Голомшток), НИИ психологии в Киеве (руководитель Б.А. Федоришин). В ряде краев и областей начали создаваться бюро профориентации на предприятиях, ведомственные и межведомственные советы по профориентации.
По многим авторитетным оценкам, профориентация в СССР была окончательно «реабилитирована» в 70-е годы — благодаря трудам Е.А. Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно Климов наиболее основательно занялся разработкой теоретических основ профессиографии и выбора профессии, разработанная им классификация профессий по сей день служит фактическим стандартом в нашей стране, а популярная методика выявления профессиональных интересов широко используется и поныне.

НА СЛОВАХ И НА ДЕЛЕ

В 70–80-е годы в русле психологических исследований в интересах практической профориентации были изучены роль и место трудовой подготовки учащихся в их профессиональном выборе (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), особенности профессиональных предпочтений учащихся при согласованном взаимодействии школы и семьи (Л.В. Ботякова, М.С. Савина). Были изданы соответствующие пособия для студентов педагогических вузов, которые широко использовались и специалистами консультационных пунктов Госкомтруда СССР.
В 80-е годы центры профориентации молодежи появились в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда.
Следует, однако, отметить, что все конструктивные усилия в данной сфере фактически обесценивались общей стратегией образования и политикой распределения трудовых ресурсов. Задачей «хорошей» школы негласно признавалась подготовка учащихся к поступлению в вузы, достоинство школы измерялось количеством поступивших в вузы. Обогнав весь мир по количеству представителей «интеллигентных» профессий на душу населения, мы тем самым невольно подготовили сегодняшнюю драматическую ситуацию, когда большая часть этой армии оказалась невостребованной в изменившихся экономических условиях.

КТО ЖЕ, ЕСЛИ НЕ МЫ?

На то, чтобы описывать нынешнюю ситуацию в области профессионального самоопределения, не хватает уже ни слов, ни эмоций.
Неуклюжее вхождение в рынок в 90-е годы вылилось в отказ государства от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства.
Молодой человек в сфере профессионального самоопределения оказался предоставлен сам себе. Во многих случаях родительский пример перестал быть убедительным, общественные запросы остаются расплывчатыми и неясными (кто сегодня может ответить, сколько на самом деле стране или региону требуется инженеров или учителей?).
Усугубило ситуацию катастрофическое падение престижа многих общественно значимых профессий. Для большинства молодых людей на первый план выступили не всегда адекватные реальности прагматические соображения, а также спонтанно-эмоциональный выбор по мотивам престижности.
Печальные результаты этой ситуации — «перепроизводство» специалистов в таких, казалось бы, доходных и престижных отраслях, как экономика и юриспруденция.
Психологов, кстати, это тоже уже коснулось, поскольку при широко декларируемой престижности нашей профессии возможности трудоустройства остаются довольно ограниченными, а материальные амбиции молодых специалистов — трудно удовлетворимыми.
Проблема профессиональной ориентации — причем в самом широком смысле, с учетом личностных факторов — становится в наши дни как никогда актуальна. Ее решение во многом ложится на плечи школьных психологов — по данным многих опросов, именно в этой сфере ждут помощи от психолога современные школьники, особенно старшеклассники. Для решения данной проблемы, вероятно, недостаточно стандартного набора диагностических методик. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными навыками, сколько личностной позицией. Кому, как не психологу, этим заниматься?

Сергей СТЕПАНОВ