Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2003


АРСЕНАЛ

В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТУ

Аннотированный список литературы

Даниличева Н.А., Балакирева Л.А.
Психология профессионального выбора.
СПб., 1998.

В пособии рассматриваются пути достижения успешности в жизни человека, особенно в профессиональной сфере. Определены условия и этапы профессионального успеха, критерии его оценки. Показана роль психодиагностики в выборе профессии.
Особый акцент делается на системе методик исследования психологических черт личности, определения ее направленности и специальных особенностей с целью профессиональной ориентации.
Все методики адаптированы к современным условиям, а также снабжены рекомендациями и советами по профессиональному выбору.

Дидактический материал по курсу
«Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1998.

Предлагаемое издание является составной частью учебно-методического комплекса по курсу «Твоя профессиональная карьера». В нем содержатся различные задания: вопросы на повторение по ведущим темам курса, психологические тесты, занимательные игры, викторины, головоломки, загадки, ребусы, кроссворды и др. К большинству заданий даны ответы и решения. Книга предполагает совместную работу ученика и учителя в определении будущей карьеры.

Дневник выбора профессии:
Пособие для старших школьников.
Кемерово, 1994.

Пособие является частью курса «Моя профессиональная карьера». Изучая курс, школьник проводит диагностику, связанную с изучаемыми темами, самостоятельно оценивает достигнутый им уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в дневнике, что позволяет ему наметить программу действий по развитию качеств, необходимых для успешной профессиональной карьеры.

Зиверт Х., Зиверт Р.
Подготовка к тестированию.
М., 1997.

Собранные в книге тесты подготовят вас к конкретной ситуации тестирования. Вы найдете здесь наиболее употребительные варианты тестов, подготовительные упражнения и возможные ответы. Комплексы упражнений, сопровождаемые пояснениями их психологического смысла, создадут условия готовности к тестированию, укрепят вашу уверенность в собственных силах и подготовят к напряженным ситуациям тестирования.

Карандашев В.Н.
Психология: Введение в профессию.
М.: Смысл, 2001.

Здесь представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практических сферах. Существенное место занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога.
Данное учебное пособие будет полезно тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

Климов Е.А.
Как выбирать профессию:
Книга для учащихся старших классов.
М.: Просвещение, 1990.

Существуют тысячи разнотипных профессий, специальностей. Как разумно выбрать дело по плечу и с пользой для людей? В этом поможет данная книга, предназначенная учащимся старших классов средней школы.

Комплект программ профессиональных проб школьников
(5—9 классы).
Вып. 1. М., 1996.

Целью данного методического пособия является ознакомление читателя с опытом подготовки школьников к профессиональному самоопределению в процессе организации и проведения профессиональных проб в различных видах профессиональной деятельности.
Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово, 1995.
Комплект учебно-методической документации состоит из трех частей:
— концепции профессионального самоопределения молодежи;
— методического пособия «Профессиональные пробы и самоопределение школьников»;
— программы профессиональных проб.

Литвак М.Е.
Профессия — психолог. Ростов-на-Дону:
Феникс, 1999.

Книга поможет молодому человеку в выборе профессии. В ней кратко излагается история развития психологии как науки, рассказывается о сферах применения психологии, перспективах ее развития, возможностях трудоустройства.

Медицинские аспекты профориентации школьников
с отклонениями в состоянии здоровья.
Курск, 1991.

В предлагаемом пособии представлены сведения по организации и проведению медицинской профессиональной консультации, указаны производственные факторы и факторы внешней среды, отрицательно влияющие на наиболее часто встречающиеся в школьном возрасте заболевания, а также приведен примерный перечень медицинских противопоказаний к выбору профессии и специальностей, получаемых в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях.

Молодежь и профессиональная карьера:
Учебно-методический комплект.
М., 1993.

Комплект предназначен как для преподавателей курса «Человек — труд — профессия», так и для самих школьников, осуществляющих профессиональное самоопределение, выбор своей карьеры.
Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для учащихся старших классов. М., 1994.
Книга знакомит старшеклассников с проблемами профессионального самоопределения в современных условиях. Она содержит информацию о требованиях к выбору профессии, предостерегает от возможных ошибок в решении этого вопроса. В ней также предлагается серия тестов и упражнений.

Курс «Планирование карьеры».
Томск, 1996.

Назначение курса:
— обучение старшеклассников технике принятия оптимального решения и основам планирования;
— помощь в выборе профессии, учебного заведения или места работы, а также в планировании профессионального старта.

Моя профессиональная карьера:
Пособие для учащихся.
М., 1993.

Пособие знакомит учащихся с основными составляющими профессиональной карьеры, помогает проверить готовность к профессиональному самоопределению.

Некрасов А.В.
Изучение профессий и профессиональное самоопределение:
Методические разработки уроков по профориентации.
Ярославль, 1998.

Предлагаемые методические разработки, рассчитанные на 20 занятий, могут быть использованы для проведения уроков или классных часов у учащихся 8—11-х классов общеобразовательных школ по вопросам выбора профессии, а также для кружковой работы по профессиональной ориентации. Разработки предназначены для учителей, классных руководителей, школьных психологов.

Пауэрс П., Рассел Д.
Найди свое дело. Как полюбить работу, которую имеешь.
Как найти работу, которую полюбишь.
М., 1994.

Книга поможет определить, какую работу вы сможете полюбить, а также выявить ваши индивидуальные качества, которые позволят найти и сохранить такую работу.

Поляков В., Яновская Ю.
Как получить хорошую работу в новой России.
Практическое руководство для тех, кто остался без работы или хочет ее сменить.
М., 1995.

Эта книга помогает научиться тому, как следует искать работу и добиваться в этом успеха. Приводятся практические примеры и образцы документов.

Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах: Социальная поддержка.
М.: Бакалавр-сервис, 2001.

Подборка дает ответы на наиболее значимые для молодежи вопросы в области социальной поддержки: о социальных выплатах, льготах, государственных гарантиях, налоговых льготах, трудовых гарантиях.

Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах: Трудоустройство молодежи.
М.: Бакалавр-сервис, 2001.

Подборка дает ответы на наиболее значимые для молодежи вопросы в области трудоустройства: о приеме на работу, о нормах труда и сдельных расценках, о гарантиях и компенсациях, об охране труда, о льготах.

Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи:
Методика для преподавателя и профконсультанта.
М., 1993.

Пособие поможет преподавателям подготовить программу профориентационной работы с учащимися старших классов.

Прошицкая Е.Н.
Практикум по выбору профессии.
Учебное пособие для 8—11-х классов образовательных учреждений.
М., 1995.

В учебнике рассказывается о многообразии профессий и о тех требованиях, которые они предъявляют к личности. Приводятся вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.

Пряжников Н.С.
Профессиональное и личностное самоопределение.
М., Воронеж, 1996.

Автор раскрывает теоретико-методологические и культурологические основания современной профконсультации, дает описания активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения, предназначенных для индивидуальной и групповой работы с подростками и взрослыми клиентами.

Резапкина Г.В.
Я и моя профессия.
Программа профессионального самоопределения для подростков:
Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.
М.: Генезис, 2000.

В пособии представлена программа факультативного учебного курса «Я и моя профессия», приводится подробный сценарий занятий. Цель программы — дать старшеклассникам возможность осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.

Стивенс М.
Выигрывая на вашем обследовании:
Полный набор действий.
М., 1996.

В любой сфере деятельности неизбежны обследования. Эта книга для тех, кто хотел бы эффективно представить себя, подчеркнуть свои преимущества и по возможности скрыть недостатки.
Автор дает конкретные рекомендации, указания, акцентирует внимание на ключевых моментах, которые окажут неоценимую помощь при собеседовании.

Твоя профессиональная карьера:
Учебное пособие для 8—11-х классов образовательных учреждений.
Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.
М.: Просвещение, 1998.

Подготовить учеников к жизни в условиях рыночной экономики, помочь им определить профессиональные интересы, интеллектуальные возможности, склонности и способности, черты характера, профессионально важные качества, — такую цель поставили перед собой авторы. Изучение собственного «Я» позволит учащимся понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы.

Федоришин Б.А.
Методика организации самостоятельного изучения профессии
старшими школьниками.
Ярославль, 1993.

Книжка знакомит с психологическими и методическими основами формирования у старшеклассников умений и навыков самостоятельного изучения различных профессий.

Шалавина Т.И.
Мир труда и профессий.
Кемерово, 1995.

В пособии изложена методика организации и проведения занятий по разделу интегративного курса «Моя профессиональная карьера» для учащихся 8—9-х классов.

Шалавина Т.И.
Я в мире труда и профессий.
Ярославль, 1994.

Учебное пособие является составной частью учебно-методического комплекса по экспериментальному курсу «Человек — труд — профессия» и рекомендовано для учащихся общеобразовательных школ, учебно-производственных комбинатов.

Я и моя профессиональная карьера:
Книга для старших школьников.
Кемерово, 1994.

Пособие знакомит старшеклассников с их индивидуальными особенностями, неисчерпаемыми внутренними ресурсами. Это помогает учащимся оценить себя, сделать верный жизненный и профессиональный выбор, наметить программу действий по самопознанию и профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики.

Я и моя профессиональная карьера:
Учебное пособие для школьников.
Ярославль, 1994.

Учебное пособие содержит практические советы старшеклассникам о самопознании, тесты, игровые ситуации, способствующие изучению ими своих индивидуальных способностей.

Из каталога аннотированной литературы,
составленного О.Н. Кащеевой и М.Н. Хахуновой.
Ярославль: Центр «Ресурс», 2001