Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2003

ПРОГРЕСС! ИЛИ ИЗДЕВКА?

Как там говорил Жванецкий? Состояние запора при общей бурной деятельности организма? Похоже, что именно так и функционирует наше правительство, пытаясь решить многострадальный вопрос о пенсии за выслугу лет для педагогов-психологов.
Вся история этой проблемы выглядит целенаправленным издевательством. Психологов в системе образования, как бы они за свою короткую историю ни назывались, игнорировали неоднократно: например, в Постановлении Совета Министров в 1991 году, в приложении к Постановлению Совета Министров — Правительства в 1993 году, в Постановлении Правительства в 1999 году.
Последний раз начальственный взор обратился к этому вопросу два года назад. Результатом явилось печально знаменитое Постановление № 79 от 1 февраля 2001 года, в котором маленькая сносочка лишила права на пенсию практически всех педагогов-психологов. Возмущенный материал «Школьного психолога» на эту тему был опубликован в № 10, 2001 г. на первой странице в точно такой же траурной рамке, как и сейчас.
В ответ на тогдашний призыв читатели «Школьного психолога» буквально завалили редакцию возмущенными письмами. Мы, как и обещали, передали все эти письма в правительство и Министерство образования.
Наверное, какое-то действие это оказало. Во всяком случае, не прошло и двух лет, как появилось новое Постановление Правительства Российской Федерации на ту же тему. Его текст в той части, что касается педагогической деятельности, вы можете прочитать на сс. 4—5 этого номера «Школьного психолога».
На первый взгляд, все выглядит просто замечательно. Все дискриминационные постановления отменены, а педагоги-психологи вместе с социальными педагогами наконец-то попали в список должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (теперь это так называется).
Но, как и раньше, при внимательном прочтении документа (а это, между прочим, нелегкий труд) обнаруживается подвох: задвинутый глубоко внутрь скромный и малозаметный пунктик. В данном случае это пункт 11 Правил исчисления периодов работы. Оказывается, педагоги-психологи и социальные педагоги имеют право на досрочную пенсию только при работе в учреждениях нескольких типов, перечисленных в этом пункте.
Да, круг таких учреждений расширился по сравнению с предыдущим Постановлением. Особенно радует, что в него попали так называемые образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в просторечии называемые психологическими центрами. Правда, и здесь не обошлось без ложки дегтя: перечень наименований таких центров довольно ограничен.
Но главная несправедливость в том, что права на досрочную пенсию по-прежнему не дает работа педагогом-психологом или социальным педагогом ни в школе, ни в интернате, ни в детском саду, ни в ПТУ.
В общем, кинули нас опять, и снова в издевательской форме и без всякой логики. Других слов, пригодных для печати, у меня, например, нет. Так что искренне порадуемся за коллег из центров и продолжим добиваться равных прав для всех в остальных образовательных учреждениях.

Марк САРТАН