Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Сэмюэль Глэддинг
СПб.: Питер, 2002

Книга С. Глэддинга вносит ясность в понимание психологического консультирования. Это особенно важно для отечественного читателя, так как на данном этапе развития практики психологической помощи в России понятия «психологическое консультирование», «психотерапия», «психокоррекция» часто используются как синонимы.
Знакомство с историей возникновения профессионального консультирования в Америке, с его этическими и правовыми аспектами может помочь российским психологам не изобретать велосипед и не наступать на одни и те же «грабли» на тернистом пути профессиональной помощи.
Впервые наш читатель имеет возможность познакомиться с полной версией «Этических стандартов Американской ассоциации консультирования», а также с вариантом диагностического и статистического руководства, принятого зарубежными коллегами (DSM-IV).
Безусловной ценностью книги является подробное описание структуры процесса психологического консультирования, особенностей каждого из этапов работы. Представленные рабочие процедуры процесса консультирования имеют универсальный характер, вне зависимости от той или иной теоретической концепции.
Для школьных психологов, ведущих консультационную работу, может быть полезным знакомство с подробным описанием процедур, необходимых на этапе создания рабочих отношений «психолог—клиент», на этапе психологического воздействия и при завершении консультирования.
Здесь полно представлены типы первичных интервью, описываются особенности их проведения, обозначаются как полезные, так и вредные поведенческие средства, которые могут проявиться в действиях психолога.
Интерес представляет описание особенностей установления консультативных отношений с различными типами клиентов, в том числе с хорошо знакомыми школьному психологу «недобровольными клиентами» и «сопротивляющимися». С. Глэддинг рассматривает возможные приемы (пассивные и активные), которые консультант может использовать в качестве направляющих воздействий — преднамеренных действий, предпринимаемых в интересах клиента, что позволяет придавать процессу консультирования более целенаправленный и осмысленный характер.
Особую значимость для психолога-консультанта имеет глава, посвященная завершению отношений консультирования. Автор уделяет внимание процедурам, которые связаны с завершением как отдельной консультационной сессии, так и продолжительных отношений консультирования, проблемам, с которыми может встретиться психолог, и способам их преодоления.
На наш взгляд, в книге содержится достаточно много важной информации, позволяющей психологу найти ориентиры, необходимые для успешной консультационной работы, а также развить систему своих представлений о профессиональной деятельности консультанта.
Опыт американских коллег, пришедших к пониманию необходимости специализации деятельности психологов-консультантов, подтверждает простую мысль о том, что квалифицированный психолог не должен быть многостаночником, берущимся работать с любой проблемой клиента.
По сути своей данный труд С. Глэддинга является практическим руководством — грамотным, четким и корректным. Эта книга — из числа тех редких, которые не пылятся на полке, а держатся под рукой, читаются и перечитываются и несут на своих страницах многочисленные пометки читателя, выделяющего важные мысли.

Неля ПИЛИПКО