Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг
СПб.: Речь, 2001

Казалось бы, за последние годы на русском языке вышло более чем достаточно зарубежных учебников по психологии. На страницах «Школьного психолога» почти все они получили оценку рецензентов — иногда явно позитивную, иногда сдержанную, иногда содержащую изрядную долю справедливой критики. Однако из общего ряда учебник Глейтмана, Фридлунда и Райсберга все-таки выпадает. И дело не только в его объеме (согласитесь, 1247 страниц — это не шутка), а в особом всестороннем и многомерном охвате психологической проблематики.
Когда учебник пишется несколькими авторами, как правило, используется такая технология: между ними распределяются главы и каждый самостоятельно прописывает свой «кусок». При этом, правда, довольно часто книга оказывается мозаичным набором разностилевых и порой трудносовместимых частей. Подобную претензию к «Основам психологии», созданным тремя авторами, предъявить трудно. Можно только предполагать, сколько сил, времени, подлинного сотрудничества вложено в эту книгу. Это стало залогом появления целостного и согласованного фундаментального труда.
Откровенно говоря, начинаешь завидовать упорству и потрясающей эрудиции американских авторов, сумевших представить так целостно психологические знания. К сожалению, учебника по психологии подобного масштаба в нашей стране не написал еще никто. Добиться гармоничного сочетания описания классических теорий и результатов новейших исследований с анализом тех и других, а порой и с глубокой и аргументированной критикой — очень непросто.
Эта книга — своеобразная энциклопедия современной психологии, в которой проведена старательная и кропотливая работа над тем, чтобы ни один вопрос, который мог бы возникнуть у читателя, не оказался без ответа. Вместе с тем, как указывают сами авторы, в своей книге они хотели дать ответы на пять основных вопросов: как люди ведут себя? Как они осознают окружающий мир? Как они взаимодействуют между собой? Как они развиваются? Чем они отличаются друг от друга? И учебник отвечает на эти вопросы. Отвечает ясно, ярко, интересно и в то же время по-настоящему научно. Но вот тут-то и приходит время приготовить традиционную ложку дегтя.
Книга действительно глубоко научна, но по-американски. Это именно в американской традиции уделять очень много внимания биологическим основам поведения человека. И уж совсем непривычен для российского читателя взгляд авторов, рассматривающих все другие концепции и подходы через призму необихевиоризма.
В учебнике очень много фактического материала, далеко не всегда известного российским читателям. Но вот что обидно — в этом огромном американском учебнике даже не упоминается концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского!
Общий вывод таков: хорошо, что такая книга появилась. Российским психологам она будет очень полезна. И не только студентам, но и тем, кто уже активно занимается психологической практикой.

Игорь ВАЧКОВ